разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему "Винительный падеж"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему "Винительный падеж"
Урок разработан для учащихся 4 класса по теме "Винительный падеж имён существительных" с использованием информационно-коммуникационных технологий.Цели: Создать условия для формирования понятия о В.п имён существительных, умения распознавать существительные в В.п. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, аргументировать высказывания, делать выводы, видеть проблему и искать пути её решения. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков через совместную деятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Создать условия для формирования понятия о В.п имён существительных, умения распознавать существительные в В.п.. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, аргументировать высказывания, делать выводы, видеть проблему и искать пути её решения. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков через совместную деятельность.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап.
Актуализация знаний.
-С какой темой работаем? Какие знаем падежи?
1. Найди для каждого падежа его составные (слова помощники, вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении)
Сегодня все наши задания будут связаны с зимним временем года.
Просклоняйте слово «зима» по изученным падежам
3. Сколько падежей в русском языке? Какой следующий? (В.п.)
- Что уже знаете о В.п.? (Кого? Что? вижу, роль в предложении-существительные во всех падежах, кроме Им.п., в предложении – второстепенные члены.)
- Что ещё нужно узнать? (предлоги, окончания,)
Формулирование темы, целей урока. Узнать предлоги, окончания, научиться распознавать, склонять существительные в В.п.
Операционный этап.
Определение предлогов и окончаний В.п.
Загадка.
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке (Снежинки)
- Прочитайте, связаны ли слова по смыслу? Что нужно сделать, чтобы установить связь? (изменить окончания и добавить предлоги).
Составьте с\с в В.п.
- Посмотрите на образец. Что ещё нужно сделать в этом задании? (задать вопросы и определить род и окончание).
упала на ( ) ладошку
попала за ( ) воротник_ , под ( ) одежду
видеть через ( ) стекло
лепить _ ( ) снеговика
попал в ( ) Диму
Работа в группах. Проверка.
Летела, летела снежинка и упала … на (что?) ладошку. (вопрос, падеж, предлог, род, окончание)
Попали снежинки Саше … за воротник и …под одежду.
Если посмотреть в окно, то можно видеть …через стекло
как дети лепят … снеговика. А Коля сделал снежок, кинул его и попал … в Диму.
- Какие предлоги используются в В.п.? ( может быть без предлога)
- Какие окончания в В.п. у существительных ж.р., м.р., ср.р.? (выброс на доску)
Работа с правилом. Чтение, сравнение с найденной информацией. Дополнение.
Физминутка.
Распознавание слов в В.п. в тексте.
Загадка. На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая… (Синица).
Прочитайте текст. Найдите слова в В.п. Работа в группах. Выброс. Проверка. (подписать падеж)
Искала синичка место для гнезда.
Заглянула в почтовый ящик. Понравилось.
Принесла синичка мох.
Сравнение Им.п. и В.п.
- На какие вопросы отвечает В.п.?
- А где мы (в каких падежах) уже встречались с такими вопросами?
- Сравните Им.п. и В.п. (по таблице)
- При их различении, когда можно встретить проблему? (одинаковый вопрос, когда нет предлога, одинаковые окончания)
- А когда легко? (когда есть предлог и окончания –у, -ю)
Загадка. Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег)
- Задайте вопрос к слову снег. Форма слова одинаковая, вопрос одинаковый, а падеж?
- Определите, где существительное снег стоит в Им.п., а где в В.п. Работа в группах.
падает снег
лег на снег
обажаю снег
- В каком с\с было легко? (с предлогом). Выброс. Проверка.
Сравнение Р.п. и В.п.
Загадка. Прилетели на зимовку Птицы, что в морозы ловко Скачут по деревьям, веткам В красно-огненных жилетках. Не узнать нам их нельзя - Любим птичку – (Снегиря.)
приметил снегиря
хвостик снегиря
сказка про снегиря
- В чём сложность? Сравните окончания. – Как определить? (по предлогу, вопросам)
Обобщение.
Какие зимние слова встретились сегодня на уроке? Сравните отгадки загадок. Что заметили? (однокоренные слова снег, снежинка, снегирь) – Какое из этих слов проверочное?
- Как определить падеж?-
Тест.
1. Существительные в В.п. отвечают на вопросы ______________________________
2. У существительного в В. п.
нет предлогов
предлоги в, во, на, за, про
предлоги у, от, до, из, около
3. В предложении существительное в В.п. является
сказуемым
подлежащим
второстепенным членом
4. Определи падеж слова мороз. Ночью ударил мороз. Я люблю сильный мороз.
Самопроверка по ключу.
Целеполагание на следующий урок.
- Познакомиться с особенностями следующего падежа (Т.п.)
Домашнее задание.
Выучить правило. На выбор:
- составить словосочетания с одним и тем же словом в Им.п., В.п., Р.п.;
- упр.325 (вставить предлоги, определить падеж существительных с предлогами, каким членом предложения является)