kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока, с использованием проектной технологии «Падежи имён существительных. Винительный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык   Класс 3.

Тема урока.  Винительный падеж.                                                                                                                                Цель: познакомиться  с основными значениями винительного падежа, его предлогами и вопросами;

 Задачи:

 - продолжим  работу над  проектом «Падежи имён существительных»;

- научимся определять падеж по вопросу и предлогу

 - закрепим умение в разборе по членам предложения и умение находить существительные в форме В.п. в  тексте

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

 Форма проведения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы, приемы: урок-практикум

 Технологии урока: проектная деятельность   информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве, работа в группах; здоровье-сберегающие.

информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве, работа в группах;  здоровье-сберегающие.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 3 класс, автор Н.А.Чуракова, 1 часть, издательство «Академкнига», 2013 год.

Презентация на компьютере учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока, с использованием проектной технологии «Падежи имён существительных. Винительный падеж" »

Схема конспекта урока


Педагог: (ФИО) Цымбалист Валентина Гордеевна

Предмет: Русский язык Класс 3.

Тема урока. Винительный падеж. Цель: познакомиться с основными значениями винительного падежа, его предлогами и вопросами;

Задачи:

- продолжим работу над проектом «Падежи имён существительных»;

- научимся определять падеж по вопросу и предлогу

- закрепим умение в разборе по членам предложения и умение находить существительные в форме В.п. в тексте

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Форма проведения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы, приемы: урок-практикум

Технологии урока: проектная деятельность информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве, работа в группах; здоровье-сберегающие.

информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве, работа в группах; здоровье-сберегающие.

Планируемые результаты:

Предметные:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых

ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-существительные в В.п. в тексте;

- работать со словарем;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста

посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по

теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать информацию в словаре.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по

коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать

своё предположение.


Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 3 класс, автор Н.А.Чуракова, 1 часть, издательство «Академкнига», 2013 год.

Презентация на компьютере учителя


1.

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы и настроя на урок, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

Возьмите листы самооценки и изобразите своё настроение (солнышко или тучка) слайд №1.

Настроение

в начале урока


Я всё понял


Было трудно


Могу помочь

товарищу


Настроение

в конце урока



2.

Актуализация знаний и мотивация (3-5 мин)

Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия.

Цель данного этапа для учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся.

Повторение пройденного.

Д\з - Открываем тетради, какое упражнение выполняли дома?

– Какие были задания?

  • - выписать словосочетания с выделенными словами

- Давайте проверим. (проверка по слайду №2).

летаем (по чему? где?) по квартире

плаваем (по чему? где?) по паркету

скачем (по чему? где?) по коридору

весело (кому?) маме

- На что обратили внимание при выполнении упражнения?

- Какой сделаем вывод? (на доске выставляются карточки на магнитах)

  • (существительные в форме Д.п. употребляются с

  • предлогами к, по),

  • отвечают на вопросы кому? чему?

  • не является гл. членом предложения.

-Встаньте, у кого так выполнено задание. Молодцы!

Словарная работа.

- Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано?

по отметке, у отметки, отметить, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

  • на доске написано имя существительное отметка, употреблённое в разных формах падежей

- Найдите лишнее, давайте его уберём.

- Что можете сказать об этих словах. Это имя существительное. - Давайте вспомним морфологические признаки существительных. (на доске выставляются карточки на магнитах)

  • Обозначают предмет

  • Отвечают в н.ф. на вопросы кто? что?

  • Собственные и нарицательные

  • Одушевлённые и неодушевлённые

  • Изменяются по числам и падежам

- Как называется изменение существительных по падежам?

  • Склонение

- Сколько падежей в русском языке?

  • В русском языке шесть падежей.

- Назовите по цепочке все падежи и вопросы к ним.

- Устно просклоняйте существительное отметка по цепочке.

- Что изменяется у существительного при склонении?

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем цепочку из трёх букв.

-Первая буква – окончание в существительном отметка, употреблённом в винительном падеже.

- Кто мне покажет это слово? Как вы его узнали?

  • По вопросу и слову-помощнику (отметку)

  • Это буква у.

- Вторая является гласной в корне этого слова. Какая это буква?

  • Это буква е.

- Третья буква – это гласная в приставке.

  • Это буква о.

-Кто знает, про какую часть слова мы ничего не сказали?

  • Про суффикс

- Кто догадался, какая цепочка получилась? ( уео)

- Какой общий элемент есть у этих букв?

  • короткая наклонная

- Напишите цепочку букв один раз, какая буква лишняя, что можете рассказать про эту букву?

- Напишите сочетания букв на одной строке, на что обращаем внимание? (наклон, высота букв).

- Кто написал, встаньте, пожалуйста.

3.

Постановка учебной проблемы (учебной задачи) (4-5 мин) Цель данного этапа для учеников: знакомство с винительным падежом, его вопросами и предлогами.

Цель данного этапа для учителя: четко и однозначно озвучить цель и задачи урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

А сейчас откроем учебники по закладке и прочитаем тему урока.

  • В.п. существительных.

- Какая цель нашего урока:

  • познакомиться с основными значениями винительного падежа, его предлогами и вопросами;

- Какие задачи поставим, чтобы добиться цели нашего урока?

- Задачи урока: вывешиваю опорные слова

  • продолжим работу над проектом «Падежи имён существительных»;

  • научимся определять падеж по вопросу и предлогу

  • закрепим умение в разборе по членам предложения и умение находить существительные в форме В.п. в тексте.

4.

«Открытие» детьми нового знания. Познакомить с винительным падежом, его вопросами и предлогами. Формы работы: фронтальная.

Поиск решения учебной проблемы. (7-8 мин)

Цель данного этапа для учеников: научиться не просто определять В.п., но и отличать его от И.п. , найти признаки существительных в форме В.п.


- А сейчас мы узнаем, что дальше произошло с Анютой в сказке о падежах.

Настроение у девочки улучшилось, и она, напевая, пошла к следующему домику.

Винительный, – прочла Анюта табличку с именем.

Человечка по имени Винительный она вначале не увидела, а услышала, что в домике раздался грохот от падения, а потом бормотание:

Виню кого? Виню девочку! Виню что? Виню корзинку!

И только после этого в окошке появилась недовольная физиономия. Выяснилось, что человечек хотел получше рассмотреть девочку с корзинкой, но поскользнулся и упал.

Ладно, не расстраивайся, – утешила его Анюта, после того как представилась.

Она угостила человечка пирожком и земляникой и попыталась узнать, не слышал ли он о ее деревне. Человечек подобрел и защебетал:

Вижу кого? Вижу Анюту! Вижу что? Вижу деревню!

Он показал рукой в конец улицы и захлопнул окошко.

Анюта пожала плечами и пошла дальше.

Работа по учебнику С.80

- Прочитайте плакат Летучей мыши.

- Что узнали из прочитанного? Работа в парах (обсуждение новой информации) (на доске выставляются карточки на магнитах)

- Давайте пополним информацию в нашем проекте. Слайд

1. В предложении существительные в форме В.п. отвечают на падежные вопросы: кого? что?

2.В.п. имеет слово - помощник «ВИЖУ»

3.В предложении существительное в форме В.п. является второстепенным членом.

4.Существительные в форме В.п. могут употребляться с предлогами (на, за, про, в и другими) и без предлогов.

Задание с.81, №66

- Что будем выполнять первым?

- Запишем предложение в тетрадь.

- Что сделаем дальше?

  • Подчеркнём основу

  • Выделим второстепенный член,

  • Выпишем словосочетание и определим падеж сущ. по алгоритму

нахожу главное слово;

задаю вопрос к существительному;

определяю падеж.

(Алгоритм выводится на экран)

- Проверим задание

Мышь увидела мышь.

увидела (кого?) мышь (В.п.)

- Кто выполнит задание – встанет.

-Какой сделаем вывод?

- Существителые в форме В.п. отвечают на вопросы кого? что?, могут употребляться с предлогами на, за, про, в и другими и без предлогов.

являются вт.чл. ,

5.

Первичное закрепление (4-5 мин).

Цель данного этапа: закрепить полученные знания.



- А сейчас выполним вторую часть задания с этого упражнения. (работа в парах)

- Что будем выполнять первым?

  • Запишем предложение в тетрадь.

- Что сделаем дальше?

  • Подчеркнём основу.

  • выпишем словосочетания

Мать любит дочь.

любит (кого?) дочь (В.п.)

Дочь любит мать.

любит (кого?) мать (В.п.)

- Используя алгоритм, объясните определение падежей имён существительных.

нахожу главное слово;

задаю вопрос к существительному;

определяю падеж.

- Кто выполнит задание – встанет.

- Давайте подведём итог. Что вам помогло правильно определить падеж.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (4-5 мин).

Цель данного этапа: закрепить полученные знания.


Работа в группах.

-Определить падеж выделенных сущ. 1группа

Зима принесла стужу.

Белая пороша легла на землю.

Телега переехала через овраг.

Учительница сообщила про сочинение.

Машина заехала за угол.

Определите падеж существительных. 2группа

Залезать на дерево

Залезать в яму

Залезать в карман

Ломать дом

Ломать вещь

- Определите падеж существительных. 3группа

Ломать руку - …

бросали на куст

Выжимать информацию - …

Выжимать штангу - …

- Определите падеж существительных. 4группа

прыгнуть в снег

спрятались от холода

лёд сковал лужи

зимовать у реки

вылетел из гнезда

- Давайте подведём итог. Как определить падеж существительных?

7.

Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин).

Самостоятельная работа в П.т. с.53, №51

8.

Рефлексия деятельности (2-3 мин).

Возьмите листы самооценки и изобразите своё настроение (солнышко или тучка) слайд №1.

Настроение

в начале урока


Я всё понял


Было трудно


Могу помочь

товарищу


Настроение

в конце урока


Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой.

9.

Д\З

У., с.81, №67.





Тест

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А. Кто? Что?

Б. Кем? Чем?

В. Кого? Что?

Г. Кого? Чего?


2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

А –а,-я Б. –ой -ей

В. –у,-ю Г. –ы, -и


3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А. в, на, через Б. без предлогов

В. к, по Г. у, из, до, около


4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А. подлежащим Б. сказуемым

В. второстепенным членом

5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:

увидел сестру

А . И.п. Б. Р.п.

В. Т.п. Г. В.п.


Тест

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А. Кто? Что?

Б. Кем? Чем?

В. Кого? Что?

Г. Кого? Чего?


2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

А –а,-я Б. –ой -ей

В. –у,-ю Г. –ы, -и


3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А. в, на, через Б. без предлогов

В. к, по Г. у, из, до, около


4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А. подлежащим Б. сказуемым

В. второстепенным членом

5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:

увидел сестру

А . И.п. Б. Р.п.

В. Т.п. Г. В.п.













Определить падеж выделенных сущ. 1группа

Зима принесла стужу.

Белая пороша легла на землю.

Телега переехала через овраг.

Учительница сообщила про сочинение.

Машина заехала за угол.

Определите падеж существительных. 2группа

Залезать на дерево

Залезать в яму

Залезать в карман

Ломать дом

Ломать вещь

- Определите падеж существительных. 3группа

Ломать руку - …

бросали на куст

Выжимать информацию - …

Выжимать штангу


- …

- Определите падеж существительных. 4группа

прыгнуть в снег

спрятались от холода

лёд сковал лужи

зимовать у реки

вылетел из гнезда


В.п.

1.Слово-помощник «Вижу»

2.Падежные

вопросы:

Кого? Что?

3. Предлоги:

на, за, про, в

и др., и без

предлогов

4. Второстепенный

член


В.п.

1.Слово-помощник «Вижу»

2.Падежные

вопросы:

Кого? Что?

3. Предлоги:

на, за, про, в

и др., и без

предлогов

4. Второстепенный

член


ти

В.п.

1.Слово-помощник «Вижу»

2.Падежные

вопросы:

Кого? Что?

3. Предлоги:

на, за, про, в

и др., и без

предлогов

4. Второстепенный

член


В.п.

1.Слово-помощник «Вижу»

2.Падежные

вопросы:

Кого? Что?

3. Предлоги:

на, за, про, в

и др., и без

предлогов

4. Второстепенный

член




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цымбалист Валентина Гордеевна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства