kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему: "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Закрепить знания об имени существительном.
  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, проекты учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему: "Род имен существительных" »


Урок русского языка 2 класс

Тема: Род имён существительных. Слайд № 1

Цели:

  1. Закрепить знания об имени существительном.

  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.

  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.

  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, проекты учащихся.

Ход урока

I. Орг. момент. Слайд № 2

Тихо сели. Начинаем урок!

Актуализация знаний

Мотивировка учащихся:

- На уроке мы действительно будем писать, думать и сделаем в области русского языка открытие.

А для этого мы сегодня отправимся в страну Речь. Слайд № 3

Нам предстоит трудный путь, где подстерегают разные опасности. Слайд № 4

Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа

II. Минутка чистописания

Но прежде чем мы совершим увлекательное путешествие давайте сядем правильно откроем тетради и запишем букву Рр слайд № 5

III. Словарная работа Слайд № 6

Вот мы и готовы, к увлекательному путешествию. А чтобы туда добераться, нам необходимо записать словарные слова. Слайд№ 7

Все обходят это место: 
Здесь земля как будто тесто; 
Здесь осока, кочки, мхи… 
Нет опоры для ноги. (болото)

Слайд № 8

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (машина.)

Слайд № 9

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автобус)

Слайд № 10

Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... !(лягушка)

Слайд № 11

Мечтал он быть Томатом
Большим аристократом,
Но его, то с давних пор
Дразнят просто (Помидор.)

Слайд № 12

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

Слайд № 13

В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.
Ну, а мама для сынули
Варит щи в большой  … (кастрюле).

Слайд № 14

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной… (медведь)

Вот мы с вами с стране Речь. Но смотрите, вот мост, чтобы попасть в это государство. Нужно отгадать загадку

Слайд №15

Давно живу я в мире этом,

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На в опросы кто? и что?

Всегда отвечает.

(имя существительное)

IV Повторение изученного материала Слайд № 16

Актуализация знаний

1. Повторение признаков имени существительного.

- Какой частью речи являются данные слова?

-Что такое имя существительное? Приведите примеры.

-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

-Что мы узнали о существительном вчера на уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)

V.Сообщение темы урока

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

VI. Изучение нового материала

1. Новая тема. А чтобы ответить на этот вопрос, разделите словарные слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

Машина автобус болото

лягушка помидор

кастрюля ученик

медведь

- Какие слова помогли определить род им.сущ.? (он,она,они) Слайд 17.

Проектная деятельность Слайд 18

2. Сказка: Как у существительных род появился.

Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия. Тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Слайд 19 Слайд 20, 21, 22

Про одни из них мы можем сказать : «ОН» или подставить слово «МОЙ». Это существительные мужского рода

А если наш волшебник обернулся предметом, к которому можно подставить слова «ОНА», «МОЯ», то существительное будет женского рода.

А какого рода солнце? - спросишь ты. Мужского или женского? Существительные, к которым можно подставить слова «ОНО» или «МОЁ», среднего рода

3. Правило определения рода имени существительного

Прочитайте правило на стр._______ в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. ( ответы детей) Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Слайд № 23-24

Вывод: Какого рода бывают Имена существительные:

мужского рода

женского рода

среднего рода

Проблемный вопрос:

– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?

– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.

Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)

Вывод: По родам существительные не изменяются. Слайд 25

Вывод: Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

VI. 6. Физминутка. Слайд №26

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Слайд №27

Запомни Слайд № 28

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.

  • Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Самостоятельная работа. Слайд № 29

  • Завтрак лагерь облако земляника деревня кровать лестница яблоко трамвай метро


Проектная деятельность

Слайд № 30

Как называют таких людей? (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа) Какого они рода? (ответы детей). Откуда можно понять, какого они рода? (только из предложения) Это существительные общего рода. Могли бы вы сами назвать такие существительные? (молодец, соня и др.)








V. Закрепление изученного материала. Слайд № 31

Работа по учебнику.

Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Слайд № 32

Физминутка – гимнастика для глаз – понаблюдаем за картинкой - птичкой Слайд № 33

Игра «Накрой на стол» - распредели слова по нужным столам:

Яичница, сок, пицца, пирожное, попкорн, яблоко, чупа-чупс, курица Слайд № 34

2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

6. Творческая работа. Слайд № 35

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

VIII.             Итог урока.

Игра «Верю — не верю» Слайд № 36

Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:

  • имена существительные изменяются по числам (да);

  • имена существительные изменяются по родам (нет);

  • имена существительные имеют род (да);

  • на число и род имен существительных указывает приставка (нет);

  • новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)

IХ. Домашнее задание. Слайд № 37

-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего и женского рода

Слайд № 38

Х Рефлексивный этап урока.

- Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте.

- Что показалось для вас новым, необычным?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

- Как вы сможете использовать свой новый опыт?

XI. Оцените свою работу на уроке: Слайд № 39

- Я хочу проверить, как вы усваиваете тему «Имя существительное»:

Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

2. сможешь ли ты определить род имен существительных?

3. согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?

4. можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?

5. сможешь ли ты определить род имен существительных во мн. числе?

- У кого 4 +? Молодцы.

У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть. Слайд № 40

-Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша со­вместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему: "Род имен существительных"

Автор: Иманахунова Надежда Ивановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока русского языка по теме "Ром имен существительных""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_rom_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "380547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484669283"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Игра-тренажер по русскому языку "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "ighra-trienazhier-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434717081"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства