Разработка урока по окружающему миру для 1 класса, на тему: "Что у нас над головой"
Разработка урока по окружающему миру для 1 класса, на тему: "Что у нас над головой"
В работе представлена развернутая технологическая карта урока, с полными ответами детей.
Также представлен самоанализ урока.
Тема
«Что у нас над головой?»
Цель темы
Формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "над головой"; уточнение знаний о дневном и ночном небе; сообщение элементарных сведений о Солнце, о созвездии Большой Медведицы; развитие представления о форме и размерах предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру для 1 класса, на тему: "Что у нас над головой" »
Урок окружающего мира в 1 «Б» классе
по теме « Что у нас над головой?», учитель Кудряшова Инна Валерьевна
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичное закрепление знаний
Тема
«Что у нас над головой?»
Цель темы
Формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "над головой"; уточнение знаний о дневном и ночном небе; сообщение элементарных сведений о Солнце, о созвездии Большой Медведицы; развитие представления о форме и размерах предметов.
Ресурсы:
-основные
- дополнительные
Учебник «Окружающий Мир» А. А. Плешакова 1 класс; электронное приложение к учебнику; мультимедийный проектор; презентация «Что у нас над головой?», куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с загадками, рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика), цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки;
Организация прост ранства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Методы и приемы обучения
Беседа, проблемный вопрос, работа с учебником, рабочей тетрадью, работа с презентацией, практический метод (работа с пластилином)
Формы обучения
Индивидуальная, групповая, фронтальная
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Оборудование
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»
А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Учебник: 1 класс в 2 ч. Рабочая тетрадь: 1 класс в 2 ч.
А.А.Плешаков Окружающий мир Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс.
Куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с загадками, рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика), цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки;
Основные понятия
Созвездие Большая Медведица, Солнце
Форма проведения урока
Индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающиеся должны научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем, моделировать форму Солнца, находить на ночном небе ковш Большой Медведицы, проводить наблюдения за созвездиями, Луной (по заданиям рабочей тетради), отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять выбор информации.
Регулятивные УУД: ученики будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: ученики научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и поддержку.
Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доброжелатель-ность, доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе
Технологическая карта урока (35 минут)
№
Этапы урока,
время
Содержание этапа
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент.
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас - «Окружающий мир» у нас сейчас.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок.
Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.
Фронтальная работа
2.
Актуализация знаний. Работа в группах.
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече (вывешиваем картинку). Муравьишка Вопросик принес конвертик с вопросами. Разделитесь на группы, вам даны вопросы, ваша задача на них ответить.
1 группа.
1)Как называется наша страна?
2) Какие народы живут в нашей стране?
2 группа.
1)Какие символы нашего государства вы знаете?
2)Как выглядит наш флаг-цвет?
3 группа.
1)Какие праздники празднуют в России?
2)Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?
Готовность в группе дети показывают с помощью сплоченных рук.
Представитель группы зачитывает вопрос и отвечает, остальные слушают и сигнализируют карточками. (Желтая карточка-все верно, красная карточка-не согласны и поясняют свой ответ).
Познавательные УУД: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять выбор информации.
Регулятивные УУД: ученики будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: ученики научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и поддержку.
Работа в группах
3.
Физминутка
Гномики-великаны
4.
Самоопределение к деятельности.
В конверте у Муравьишки есть что-то еще. Это загадки. Отгадайте их.
Я вывешиваю картинки по мере отгадывания.
1) Кто-то утором не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
2) Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только-
От него осталась долька.(Месяц,Луна)
2) На черный платок
Просыпано просо,
Пришел петушок,
А склевать не просто. (Звезды)
У: Сравните эти слова. Что у них общего? (Все это можно видеть на небе)
У: Да, это небесные тела.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-ЦЕЛЬ - Узнать обо всем, что у нас находится над головой.
ЗАДАЧИ:- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Вывешиваю - дневное и ночное небо; солнце, созвездие
- Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, прочитайте тему урока (учебник стр.18)
Внимательно слушают, отгадывают загадки.
Формулируют тему урока, цель и задачи.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Проблемный вопрос, выход на тему урока
Фронтальная работа
5.
Открытие новых знаний.
Что можно увидеть на небе днем? (Днем можно увидеть солнце и облака).
Слайд с разновидностью облаков.
-Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась еще загадка. Попробуйте её отгадать:
Голубой платок,
Алый колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и Солнце)
- С чем сравнить небо? (С голубым платком)
А Солнце? (С алым колобком)
- Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка (выставляем кубик, тарелку и мяч )
Муравьишке интересно, с каким из этих предметов можно сравнить Солнце?
На что оно точно не похоже? (На кубик)
Остались тарелка и мяч. Какую форму имеет тарелка (форму круга). А какую мяч (форму шара).
Хотя мы видим на небе круг, на самом деле Солнце - это шар.
Работают с информацией,
представленной в презентации.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают с информацией, представленной учителем.
Отгадывают загадку.
Формулируютсобственное мнение и аргументируют его.
Предположения
детей.
Рассуждают. Делают вывод.
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
(Р)
Формирование умений слушать и слышать (К)
Фронтальная работа, наблюдение
6.
Физминутка
День-ночь. Если учитель говорит «ночь» - дети кладут голову на парту, если «день» - садятся красиво.
Выполняют движение
Моделирование.
- Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.
Модель – это предмет, изображающий другой предмет.
Посмотрите на парту. Как вы думаете, из чего мы изготовим модель Солнца? (Из пластилина).
- Какого цвета пластилин мы будем использовать? (Желтый)
Еще раз внимательно рассмотрим Солнце в учебнике с18..
Поднимите модели Солнца высоко над головой. Мудрой Черепахе понравились ваши «солнышки».
Молодцы! Вы хорошо потрудились.
У: Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Предположения детей). Проверим ваши предположения.
- Солнце – огромный раскаленный, пылающий шар.
- Оно во много раз больше Земли.
- А можно ли долететь до Солнца?
Д- Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.
Восклицательный знак напротив картинки.
Изготавливают модели Солнца. Работают с пластилином .
Работают в учебнике.
Показывают модели.
Оценивают работу товарища.
Умение оформлять в устной речи свою мысль (К)
Умение высказывать своё предположение на основе
иллюстративного материала (Р)
Индивидуальная работа
7.
Продолжение работы по теме урока.
(Беседа, работа по учебнику).
Ребята, скажите, что можно увидеть на небе ночью? (Луну, звезды, созвездия)
Муравьишка и Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба. Включается слайд с изображением ночного неба, дети внимательно просматривают.
Что вы можете рассказать о ночном небе? Оно яркое, таинственное и сказочное. Ставлю восклицательный знак возле этой картинки.
- Ребята, Муравьишка приготовил для вас еще одну загадку:
Из какого ковшика
Не пьют, не едят,
А только на него глядят.
Посмотрите в учебнике на страницу19(верх)
- Что вы видите? (Медведицу)
Эта медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему?
Тогда я расскажу вам древнюю сказку.
В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное небо. Из самых ярких звезд они мысленно составляли различные рисунки, придумывали к ним сказочные истории.
Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие из семи ярких звезд, похожих на огромный небесный ковш. Люди назвали ее Большая Медведица. Это созвездие они видели на небе круглый год. Четыре звезды образовали ковш, а три звезды – длинную ручку. Эти семь звезд самые яркие в созвездии. Кроме них есть еще множество звезд слабо мерцающих. (Показать на слайде).
Обратите внимание, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь)
- Какую форму образуют эти звезды (Ковш). Ставлю восклицательный знак напротив картинки с созвездиями.
Работают с тетрадью. Выполняют задание вр.т.№2 страница 10. Один ученик у доски изображает ковш.
Слушают, отвечают на вопросы, просматривают презентацию.
Формирование умения слушать и понимать речь других (К)
Умение добывать новые знания, находить информацию и отбирать её
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
8.
Подведение итогов урока
Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что …»
Продолжают предложение
Умение объективно оценивать результаты деятельности
9.
Рефлексия деятельности
Оцените свои достижения на уроке.
Оценивают свою работу.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов
Самоанализ урока.
Тема : «Что у нас над головой? » по УМК «Школа России», 1 класс.
Тип урока : урок открытия новых знаний и первичное закрепление знаний
При подготовке и проведении урока мною ставились цели:
Образовательные:дать первоначальное представление о том, что у нас над головой; познакомить с созвездием Большой Медведицы, научить правильно, передавать форму и цвет солнца, формировать умение работать с учебником
Воспитательные: содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; содействовать профилактике утомляемости учащихся; воспитывать любовь к природе.
Развивающие: развивать наблюдательность; развивать и обогащать речь учащихся; развивать логическое мышление; развивать познавательный интерес к уроку окружающего мира;
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:
Предметные:
-Обучающиеся должны научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем, моделировать форму Солнца, находить на ночном небе ковш Большой Медведицы, проводить наблюдения за созвездиями, Луной (по заданиям рабочей тетради), отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Личностные:
- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Метапредметные: способствовать формированию УУД
-коммуникативные:
- выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения;
- работать коллективно и паре;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре..
-регулятивные:
- учатся контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- определять и формулировать цель с помощью учителя;
- принимать и сохранять предметную задачу, следовать инструкции учителя;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
-познавательные:
- учатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах, группах.
I этап - Организационный момент. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. На этом этапе с учащимися проговариваем девиз урока, вспоминаем правила урока.
II этап – Актуализация знаний. Работа в группах. Цель: вспомнить, пройденный материал; на этом этапе с помощью группового вида деятельности, выполнить задания: - прочитать (читающий ребенок) и ответить на вопросы.
III этап - Постановка цели и определение темы урока. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке. С помощью загадок подвела ребят к формулировке темы урока и постановке цели урока. Исходя из темы, выделять задачи урока.
IV этап – Моделирование. Цель: практически показать модель солнца.
V этап – Продолжение работы по теме урока. На этом этапе учащиеся работают в рабочих тетрадях и запланирована работа в парах.
VI этап – Итог урока. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Рефлексия. Цель: оценить, как ученик освоил учебный материал.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследовании первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке были использованы разные формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Для достижения цели использовались методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, методы устного и письменного контроля и самоконтроля. При проведении работы в группе ставилась цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. Учащиеся умеют выражать свое мнение, работать с учебником, рабочей тетрадью; участвуют в диалоге.
При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строится на основе деятельностного подхода, «учение через деятельность».
Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик). Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.
Для соблюдения санитарно-гигиенических норм, достижения результативности урока формы работы видоизменялись, проведены физминутки. Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.
Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.