kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по Окружающему миру (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   

Тема: Урок-исследование по теме «Пустыни» (4класс)
Цель: сформировать у учащихся понятие о природной зоне России – пустыне, её растительном и животном мире.
Задачи:   
1.    учить выделять характерные особенности природных объектов и их взаимосвязь.
2.    воспитывать экологическую культуру, умение работать в группах.
3.    развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (справочников, энциклопедий).

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А.,
                            карта природных зон России,
                            карточки со словами-понятиями,
                            карточки-планы для работы в группах,
                            гербарий
                            видеофильм «Природные зоны России» (пустыня)
                            энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Я познаю мир. Растения»,  «Что такое? Кто такой?». 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Окружающему миру (4 класс) »

Поиск информации в детской справочной литературе

Синягина Алла Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУСОШ №1

г. Североморска Мурманской области


Урок “Окружающий мир”


Тема: Урок-исследование по теме «Пустыни» (4класс)

Цель: сформировать у учащихся понятие о природной зоне России – пустыне, её растительном и животном мире.

Задачи:

  1. учить выделять характерные особенности природных объектов и их взаимосвязь.

  2. воспитывать экологическую культуру, умение работать в группах.

  3. развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (справочников, энциклопедий).


Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А.,

карта природных зон России,

карточки со словами-понятиями,

карточки-планы для работы в группах,

гербарий

видеофильм «Природные зоны России» (пустыня)

энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Я познаю мир. Растения», «Что такое? Кто такой?».


Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний.

- Перед тем как отправиться в путешествие по новой природной зоне, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

- Конечно же, это стихи о степи.

Ученики показывают зону степи на карте природных зон России.

- Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово, обозначающее главное богатство степи для человека.


1






2









3






4








5






6









7







8






1. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Самая ценная часть почвы, от которой зависит её плодородие. (Перегной)

3. Главный враг почвы. (Овраг)

4. Часть почвы, впитывающая воду и её не пропускающая. (Глина)

5. Это то, чего не хватает почве степи. (Вода)

6. Это то, что нужно для дыхания корней растений. (Воздух)

7. Часть почвы, легко впитывающая и отдающая воду. (Песок)

8. Твёрдые образования в почве, затрудняющие её распашку. (Камни)

Ключевое слово – чернозём.

- На чернозёмных почвах человек выращивает самые разнообразные растения.

Ученики называют культурные растения, которые выращивают в степной зоне.


3. Введение в новую тему.


Покинув бескрайние степные просторы, сегодня мы отправимся ещё дальше на юг России, точнее, на юго-запад. Там жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по нескольку месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. (Видеосюжет)

- Природу пустыни мы будем исследовать по плану:

1. Границы зоны на карте.

2. Поверхность пустыни.

3. Климат пустыни.

4. Растения пустыни.

5. Животные пустыни.


  1. Изучение нового материала.

Работа с картой.

Определение границ зоны пустынь.

Вывод: в России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья реки Волги. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. На карте обозначена оранжевым цветом. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песчаные валы – барханы – постоянно передвигаются.

Работа с учебником.

- Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, сухо)

Учебник с. 123.

Вывод: климат пустыни суровый. Лето жаркое, длится 5 месяцев, мало осадков. Зима длится 2 – 3 месяца, температура опускается ниже 0 градусов.

- Но, несмотря на такие тяжёлые условия, пустыню нельзя назвать безжизненной, мёртвой. Животные и растения приспособились и к такому климату. (Видеосюжет).


Работа с дополнительными источниками информации


- Для того, чтобы исследовать особенности растительного и животного мира пустыни, работать будете в группах: 1 группа изучает растения, 2 и 3 группы – животный мир.

- Для исследования вам потребуется учебник, гербарий (для группы, изучающей растения), энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Хочу всё знать. Животные», «Что такое? Кто такой?».

- Для чего нужна энциклопедия?

- Как выбрать нужную энциклопедию? (Первая группа, исследующая растения, выбирает «Я познаю мир. Растения» - ключевое слово «растения»; вторая группа выбирает - «Хочу всё знать. Животные».

ключевое слова «животные», третья группа выбирает«Что такое? Кто такой?» - универсальная энциклопедия.)

- Как быстро и правильно найти нужную информацию в незнакомой энциклопедии? (Нужно определить, по какому принципу расположена информация в данной энциклопедии – в алфавитном порядке, по тематическим разделам, по видам растений или животных.)


Работа в группах.

Исследование растений идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.124) по плану (карточка):

              1. Название растения.

              2. Древесное или травянистое растение

              3. Корень, стебель, лист.

              4. Высота растения

              5. Значение в природе

Исследование животных идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.126-127) по плану (карточка):

  1. Величина животного.

  2. Окраска, образ жизни (дневной или ночной)

  3. Чем питается (хищное, всеядное, травоядное)

  4. Приспособленность к природным условиям пустыни

  5. Значение в природе.


Проверка выполнения задания.

1-я группа - исследователи растений – воспользовались энциклопедией «Я познаю мир. Растения».

- Информация в данной энциклопедии разделена на части. В части «В далёких жарких странах» мы нашли статьи про верблюжью колючку, колосняк, джузгун, саксаул (рассказ детей по заданному плану-карточке).

- Кроме того, на с.485 этой энциклопедии есть алфавитный указатель, который ускоряет поиск нужной информации.

2-я группа – исследователи животных – воспользовалась энциклопедией «Хочу всё знать. Животные».

- Все рассказы в ней распределены по видам животных. В разделе « Животные» мы нашли статьи про сайгака, песчанку, ушастого ежа. (Рассказы детей по плану-карточке)

3-я группа – исследователи животных – воспользовались энциклопедией «Что такое? Кто такой?».

- В этой энциклопедии статьи расположены в алфавитном порядке. Для упрощения поиска на первой странице с новой буквой написаны все слова данного раздела. Здесь мы нашли информации о верблюде, о тушканчике, о корсаке. (Рассказ детей)

Делается вывод об особенностях обитателей пустыни.

Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

Учитель. Как приспособились к жизни в пустыне животные?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жару. По этой же причине в пустыне мало насекомых.

Перечислить насекомых (с. 126-127 учебник).

- Какие ещё животные обитают в пустыне? ( Змеи, ящерицы – иллюстрация)

В тех энциклопедиях, которыми вы пользовались на уроке, информации об этих животных не содержится.

Домашнее задание: найти дополнительную информацию о насекомых и пресмыкающихся пустыни и составить про одно из этих животных загадку-описание (по плану-карточке).


5.Самостоятельное применение и использование полученных знаний


Практическая работа в тетрадях на печатной основе с. 39 – 40


6. Итог урока. Выставление оценок.

- На этом уроке я узнал, что …

- Самый интересный рассказ был про …

- Больше всего мне понравилось …

- Работа с энциклопедией позволяет найти …





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока по Окружающему миру (4 класс)

Автор: Синягина Алла Борисовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающего мира по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459653"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Г де живут слоны?". 1 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-g-die-zhivut-slony-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588315"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Методическая разработка урока окружающего мира по теме: "Планеты", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа" "
    ["seo_title"] => string(124) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-planiety-2-klass-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "190492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427185084"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме : Природные явления.УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-prirodnyie-iavlieniia-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "232551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442857734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства