I.Оргмомент. Мотивация . -Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным) -Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать) -Какие правила посадки необходимо соблюдать? -Для чего это нужно? -Какие правила работы в группе нужно соблюдать? (-Говори так, чтобы тебя все понимали; -Внимательно слушай и понимай других; -Умей договариваться и уступать; -Разумно распределяй обязанности; -Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.) -Почему? (Чтобы успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать) II.Открытие новых знаний. 1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний. 1.1.Загадки о природных явлениях. Молоко над речкой плыло - Ничего не видно было, Растворилось молоко - Стало видно далеко.(Туман) Сперва блеск, За блеском треск.(Молния и гром) Разноцветные ворота На лугу построил кто-то, Но пройти в них нелегко - Те ворота высоко.(Радуга) В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет.(Иней) Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? (Природные явления) -Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать?(Природные явления) 1.2.«Корзина идей» -Поделитесь своими знаниями об известных вам уже природных явлениях в группе и подготовьте короткие сообщения об этом для всех. На доске в хаотичном порядке учитель вывешивает карточки со словами :(предусмотреть предполагаемые( дождь, гроза, снег, радуга, град ), предложить дописать на заготовленных карточках неожиданные, выданные детьми) 1.3..Постановка задач урока. -Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях? -Можно что-то ещё узнать по этой теме? -Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях? -Что вам особенно интересно узнать? -Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше об известных природных явлениях, познакомиться с неизвестными) 2.Стадия осмысления. Открытие новых знаний, сопоставление с уже имеющимися, осмысление. 2.1. Работа с текстом учебника. Приём «Чтение с остановками» Хорошо читающий ребёнок читает небольшой смысловой кусок текста, останавливается по знаку учителя. Учитель задаёт вопросы, помогающие понять и проверяющие степень осмысления материала. -Какие природные явления происходят летом? -Когда бывают гром, молния? -В какое время суток бывает роса? -Чем опасен смерч? -В какое время года бывает листопад? -Какие явления природы бывают зимой? -Чем опасен ледоход? 2.2. Анализ фотографий . Какие явления природы изображены? -В какое время года можно их наблюдать? -С какими вам приходилось встречаться в жизни? -Что можете рассказать? -Какое явление можно назвать красивым? Почему? -Чем могут быть опасны изображённые природные явления? -Что из прочитанного было уже известно? -С какой новой информацией познакомились? 2.3. Просмотр видеофрагмента «Гроза».Анализ увиденного. -Какое явление природы наблюдали? -Приходилось ли вам наблюдать грозу в природе? -Чем она опасна? -Какие правила безопасного поведения во время грозы вы знаете? -Почему необходимо их соблюдать? 2.4. Беседа об опасных природных явлениях. Сообщения подготовленных учащихся о торнадо и гололёде. -Какие ещё природные явления могут представлять опасность для человека? -Чем они опасны?(Слайды презентации с изображением гололёда, паводка, града) 2.5.Опыт «Преломление света» -Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний. -Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке. Опыт: На дно непрозрачной миски положить монету. Наблюдатель располагается так, чтобы монета не была видна за краем миски. Помощник наливает в миску воду , и монета становится видна благодаря преломлению света водой. -Какие ещё необычные природные явления вам приходилось наблюдать? (Эхо) III.Закрепление. «Кластер». -Попробуем составить схему, систематизировать всё, что мы знали и узнали нового о природных явлениях. -Обсудите в группе, что нового мы узнали на уроке о природных явлениях, допечатайте фломастером на карточках названия явлений, о которых вы узнали на уроке, на отдельных-их важные признаки, качества. -Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления. (По одному представителю групп на доске выстраивают из заготовленных карточек кластер- таблицу. Природные явления-названия явлений-их характеристики(опасное, красивое , в какое время года наблюдается) -О чём рассказывает составленная нами таблица-кластер? -Для чего она нам может пригодиться? IV.Итог.Рефлексия 1.«Синквейн»Каждая группа составляет синквейн по одному из природных явлений(гроза, листопад, ледоход,иней,радуга) с опорой на памятку «Синквейн», представляет один участник для всего класса. Памятка: 1.Кто или что?(1 слово) 2.Какой(ая?ое?)(2 слова) 3.Что делает? (3 слова) 4. Предложение..(4 слова) 5.Кто или что?(1 слово-синоним) 2.Взаимное оценивание работы групп по составлению синквейна. 3.Оценивание эмоционального климата в группе во время работы. -Поднимите вместе смайлик, который изображает настроение в вашей группе во время работы. 4.Оценивание степени решения поставленных задач, планирование дальнейшей работы. -Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? -Удалось ли нам её решить? -Кто по вашему, сегодня был самым активным, сообразительным и догадливым? (Оценивание работы детей учителем) -Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете? -О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Почему? Что особенно интересно? Где вы можете найти эту информацию? -Если хотите,подготовьте сообщение об этом явлении к следующему уроку. Домашнее задание -составить «Ромашку вопросов «по материалу учебника с.92-95. - | Настраиваются на плодотворную успешную работу на уроке. Повторяют правила посадки и работы в группе. Стимулирование мыслительной деятельности,актуализация имеющегося опыта и знаний детьми под руководством учителя. Формулируют тему урока. Слушают учителя, анализируют текст , воспринятый на слух, отгадывают загадки. Групповая работа. Дети обсуждают в группе ,и «главный эксперт» от каждой высказывает вслух, какие природные явления уже известны, что они знают о них. Под руководством учителя формулируют задачи урока. Осуществляют контакт с новой информацией;пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; -акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; отвечают на вопросы учителя, обращают внимание на неясности; стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Воспринимают и анализируют содержание зрительно воспринятой информации. Формулируют под руководством учителя правила безопасного поведения во время грозы, гололёда, паводка, града, обосновывают необходимость их соблюдать. Высказывают мнения об опасности природных явлений, выслушивают сообщения учащихся. Под руководством учителя выполняют опыт , объясняют результаты наблюдения. Систематизируют знания по теме урока , составляя схему (кластер) Каждая группа составляет синквейн по доставшемуся ей по жребию ( представитель выбирает лист – заготовку для синквейнас памяткой и с написанным названием природного явления . Дети высказывают оценку работы своей группы и других групп, выделяют по их мнению, самую дружную группу и удачный синквейн. Оценивают успешность решения в течения урока поставленных перед собой задач, важность знаний , полученных на уроке для повседневной жизни. Планируют дальнейшую работу по изучению и наблюдению природных явлений, предполагают возможные источники получения дополнительной информации. | Личностные: мотивация учения, желание открывать новое знание, сознание личной ответственности за своё здоровье. Регулятивные: умение действовать по заранее установленным правилам. Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству. Познавательные: применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов ,уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, высказывать своё мнение по обсуждаемой теме Регулятивные: способность под руководством учителя ставить учебную задачу, способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме. Познавательные: умение анализировать информацию учебника. Коммуникативные : способность слушать, отвечать на поставленные вопросы, выражать мысль точно и ясно. Познавательные: способность воспринимать информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: способность строить небольшие монологические высказывания, умение слушать, отвечать на вопросы, выражать мысль с достаточной полнотой и ясностью. Познавательные: Проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных явлений, использовать модели для объяснения природных явлений . Познавательные :обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной и наглядной форме пе- реводить в схематическую) Коммуникативные: способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре, группе. Познавательные: умение действовать по правилу, инструкции. Регулятивные: способность к адекватной самооценке и взаимооценке. Регулятивные: умение ставить учебно - познавательные задачи , сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |