Математика, 1 класс,
Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна
Раздел «Сравнение и счёт предметов».
Урок 3. «Расположение предметов»
Целевые установки:
Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху—внизу, выше—ниже, верхний—нижний, слева—-справа, левее—правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко—далеко, ближе—дальше, впереди-позади.
Метапредметные:
регулятивные — в совместной деятельности с учителем учиться принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
познавательные — ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником — текст, иллюстрация); при выполнении заданий под руководством учителя проводить сравнение, осуществлять анализ объектов;
коммуникативные — использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем, в обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Устные упражнения и практическая работа.
1) Счёт в пределах 10. Сравнение предметов по размеру.
Учитель выставляет на полку по одной игрушке животных: заяц, жираф, обезьяна, слон, лиса (всего 5). Ученик считает про себя.
— Сколько всего игрушек? (Всего 5 игрушек.)
Затем учитель просит ученика поставить ещё одну игрушку (медведь).
— Сколько стало игрушек? (Стало 6 игрушек.)
— Кто из этих животных самый высокий? самый толстый? самый маленький? И т. д.
2) Расположение предметов в пространстве.
Игра «День—ночь».
— Назови игрушку слева от жирафа; справа от слона.
— Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний?
3) Практическая работа. «Геометрическое лото».
— Положи перед собой на парту жёлтый круг, сверху красный круг, снизу зелёный. Что получилось? (Светофор.)
— Возьми в левую руку треугольник, а в правую — квадрат. Покажи.
— Расскажи, что вы видишь на парте, под партой, над головой, впереди, позади, слева, справа
Физкультминутка.
Наш мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл,
Мёду, видно, не нашёл.
Работа по учебнику. Выполнение заданий на с. 8—9 учебника.
1) По картинке на с. 8, где изображены котята, ученик под руководством учителя составляет небольшой рассказ, используя слова «на», «над», «слева», «справа», «за», «вверху», «внизу». Чтобы облегчить первокласснику задачу, учитель может задавать ученику наводящие вопросы: «Что расположено в комнате слева от кресла? справа от него? над креслом? под креслом? Кто сидит в кресле слева от белого котёнка? Кто справа? Кто играет под столом? Что стоит на столе? Кто спрятался за занавеской? Кто спит на подоконнике? Что стоит справа от него? Где стоят книги? Кто забрался на полку?» И т. д.
2) Второе задание на с. 8 имеет целью выяснение относительности позиций справа и слева. Здесь первоклассник должен заметить, что на обеих картинках медвежонок держит синий мяч в правой лапке, а красный — в левой. Поэтому на каждой картинке относительно медвежонка синий мяч будет справа от него, а красный — слева. Однако по отношению к читателю на картинке слева синий мяч расположен слева от медвежонка, а красный — справа. И наоборот, когда медвежонок повернулся к нам спиной, то синий мяч будет справа от медвежонка, а красный — слева от него.
3) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов. Рассматривая картинки к сказкам «Бременские музыканты» и «Репка», ученик составляет небольшой рассказ с использованием указанных под картинками слов. Можно эту работу провести так. Учитель начинает предложение, а ученик его заканчивают. Например, по первой картинке можно составить предложения с таким началом: «Вверху стоит...», «Внизу...», «Над собакой...», «Под котом...».
4) Повторение. Сравнение по форме, цвету, размеру.
5) Аппликация. Выполнение задания по взаимному расположению предметов (на парте). При наличии времени полезно провести дополнительную работу по преобразованию полученной картинки. Например, учитель просит ученика изменить картинку так, чтобы яблоня стояла слева от домика или за ним. Можно предложить ученику составить с этими же предметами свою картинку и потом объяснить, что где находится. Важно следить за тем, чтобы ученик, увлёкшись творчеством, не утратил чувство правдоподобности и объективно оценивал эстетическую значимость собственного творения.
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился кзарядке.
Повернулся влево,вправо,
Приседанье сделалплавно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту — плюх.
Работа в тетради. Выполнение первого задания (узор из крестиков) можно несколько усложнить, связав с новым материалом. Для этого учитель предлагает сначала нарисовать в ряд только три крестика. Затем обвести синим цветом клеточку, в которой крестик в середине, крестик слева от него заключить в клеточку жёлтого цвета, а справа — красного.
Далее можно продолжить получившийся узор, но вполне достаточно ограничиться первоначальным заданием и продолжить рисовать только крестики. Второе задание желательно выполнить полностью.
Итог урока.
— Что интересного было сегодня на уроке?
— Какие слова помогают нам найти предмет?
— Что вы рисовали в тетради?
Задание. Расскажи дома, какую ты составил картинку из фигур приложения.