ГЛАСНАЯ БУКВА Ёё
Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Ё ё; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. По таблице дети вспоминают все изученные гласные буквы. Ученики говорят, какие из них служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е, я).
Учитель выясняет, почему буквы е и я особенные. (Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [й’э], [й’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.)
Читаются слова, заранее напечатанные на доске:
ели маяк
Ведется слого-звуковой анализ по схемам.
2. Учитель сообщает ученикам, что на уроке они узнают еще одну особенную гласную букву. На предметном рисунке дети узнают ежа, им предлагается назвать этого зверька ласково. (Ёжик.)
Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.
– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. По таблице дети вспоминают все изученные гласные буквы. Ученики говорят, какие из них служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е, я).
Учитель выясняет, почему буквы е и я особенные. (Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [й’э], [й’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.)
Читаются слова, заранее напечатанные на доске:
ели маяк
Ведется слого-звуковой анализ по схемам.
2. Учитель сообщает ученикам, что на уроке они узнают еще одну особенную гласную букву. На предметном рисунке дети узнают ежа, им предлагается назвать этого зверька ласково. (Ёжик.)
Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.
– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?
Обращается внимание на схему слова.
Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Медленно произносится первый слог. Выясняется, что он состоит из двух звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавших слияние [й’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной.
Учитель показывает букву Ё ё.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
В. Степанов
Физкультминутка
3. Слово учителя.
Когда мы называем букву ё, то произносим два звука [й’о]. Если буква ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [й’о].
Детям предлагается еще раз рассмотреть схему слова ёжик и ответить на вопрос:
– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ёжик? (В слоге ё два звука, но, чтобы их обозначить, нужна только одна буква.)
Дети читают слово ёжик, которое заранее выложено на магнитной доске.
4. Проводится работа на магнитной доске:
– слово ёжик преобразуется в слово ёж;
– составляется слово ёлка;
– составляются слова мои и твои и преобразуются в моё и твоё.
5. В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками.
Проводится сопоставление слов по смыслу:
ёжик – ёж, ёлочка – ёлка
Со словами моё и своё устно составляются предложения.
Делается вывод: чтобы прочитать букву ё в начале слов или после гласных, ее надо просто назвать – произнести два звука [й’о].
Физкультминутка
▲ Дети читают текст на с. 155.
Вопросы:
– Где были ребята?
– Что они услышали? Кто это был?
– Кто напал на ёжика?
– Что случилось с Жучкой?
Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ё.
● Игра «Малыши заблудились», с. 154.
Дети стрелками соединяют родителей животных и их детенышей.
▲ Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера. Заучивание наизусть, с. 154.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
обозначение буквой ё гласного звука [о], ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ
Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве ё; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Закрепление опорных знаний.
● Игра «Кто внимательный?».
Дети должны посчитать, сколько раз в стихотворении встречается слово ёж. Это сочетание звуков может прятаться и в середине слова.
(Стихотворение заранее напечатано на доске. Учитель читает его).
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
– Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
в одёжке.
Затем покатился
Клубочком
По стёжке.
● Игра «Узнайте звук».
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, начинающееся с ё: ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.
▲ Выразительное чтение стихотворения Е. Благигиной, с. 156.
Дети подчеркивают в тексте слова, в которых встречается буква ё.
Физкультминутка
1. Знакомство с буквой ё. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве ё.
Рассматривается предметная картинка с изображением гуся. С помощью схемы анализируется слово гусь.
Обращается внимание учащихся на то, как звучит конечный согласный [c’].
– Как назвать малыша гуся? (Гусёнок.)
Анализируется слово гусёнок, которое произносится так, чтобы хорошо был слышен согласный звук во втором слоге [c’o].
Учащиеся устанавливают, что в слоге-слиянии сё согласный звук произносится мягко.
Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [o], то пишется буква ё. Значит, буква ё после согласных обозначает звук [o] и мягкость предшествующего согласного.
2. Дети читают слоги-слияния, с. 156.
Во всех слогах с буквой ё согласный звук произносится мягко.
3. Проговаривание скороговорок, с. 156.
Сначала скороговорки проговариваются хором, а затем индивидуально (можно в виде конкурса).
Физкультминутка
▲ Чтение текста «Шутка» в лицах, с. 157.
Обратить внимание детей на правильную интонацию в чтении вопросительных предложений.
4. Разгадывание загадок, с. 157.
(Отгадки записаны в учебнике под загадками.)
Дети, читая загадки, подчеркивают слова, в которых встречается буква ё. Производится слого-звуковой анализ этих слов.
▲ Выразительное чтение стихотворения, с. 156.
Проговаривается хором вслед за учителем или за любым учеником из класса.
Стихотворение по желанию можно выучить наизусть.
5. Повторение всех изученных букв. Определяется место буквы ё на «ленте букв», с. 157.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(278) "Разработка урока обучения грамоте по теме: Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. "
["seo_title"] => string(159) "razrabotka-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-glasnyi-zvuk-o-bukvy-o-o-osobiennosti-proizniesieniia-zvuka-iegho-kharaktieristika-bukvy-o-o-kak-znaki-zvuka-o"
["file_id"] => string(6) "149506"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420213987"
}
}