Разработка урока обучения грамоте на тему "Звук [й], буквы Й й"
Разработка урока обучения грамоте на тему "Звук [й], буквы Й й"
Представлена разработка урока по УМК "Перспективная начальная школа" (Агаркова "Азбука")
Цель и задачи урока:
-создать условия для ознакомления с условным обозначением звонкого мягкого звука /й/ с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа и буквами Йй;
-учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
-раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
-учить читать слова по слогам и орфоэпически;
-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
-воспитывать культуру учебного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обучения грамоте на тему "Звук [й], буквы Й й" »
Конспект урока обучения грамоте (чтение)
Тема. Звук [й], буквы Й й.
Цель и задачи урока:
-создать условия для ознакомления с условным обозначением звонкого мягкого звука [й'] с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа и буквами Йй
-учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
-раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
-учить читать слова по слогам и орфоэпически;
-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
-воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации -организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД : умение адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным образцом, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.
Предметные УУД: знать условное обозначения звука [й'], использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов, читать слова по слогам и орфоэпически.
Ход урока:
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
- Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит, можете садиться!
- У нас в гостях солнышко. Оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу...Улыбнитесь мне…
- А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (хором)
-У нас урок обучения чтению. Каким вы хотели бы видеть наш урок? (интересным, веселым, познавательным…)
- Ну что же, я постараюсь провести такой урок при условии, что вы будете мне помогать.
2. Актуализация знаний.
- Какие звуки изучали на прошлом уроке?
- Дайте характеристику звука [р].
- Почему согласный?
-Почему звонкий?
-Почему твердый?
- Дайте характеристику звука [р'].
- Какой буквой обозначаем эти два звука?
- Назовите правильно буквы, которые видите на доске:
Л М Н И Р.
-Какая буква лишняя? Почему?
- Какие еще буквы гласных звуков изучили? (А О У ы Э).
3. Определение темы урока, формулирование цели.
-Откройте по закладке учебники. Найдите страницу 35.
-Постарайтесь определить тему урока, которая задана в верхнем левом углу.
(Новый звук: согласный, звонкий, мягкий).
- Какую цель поставим перед собой?
-Итак, мы изучим новый звук; узнаем, с помощью какой буквы будем его обозначать; постараемся запомнить эту букву. Такова цель сегодняшнего занятия.
4. Открытие новых знаний.
А) Работа со звуком [й].
-Какой предмет изображен на первом рисунке? (улей)
-Кто живет в улье?
- Поработаем над предложением: В улье живут пчелы. (схема, модели)
-Произнесите слово «улей».
-Назови последний звук.
-Посмотрите на рисунок справа. Как одним словом назвать много пчёл? (рой)
-Произнесем это слово.
-Назовите последний звук в слове «рой».
-Прочитайте схемы этих слов, выделяя последние звуки.
-Произнесите несколько раз звук [й].
-При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.
-Произнесите звук [й] ещё раз.
-Определите, как проходит воздух при его произнесении?
-Значит, какой это звук: гласный или согласный?
- Из чего состоит звук?
-Значит, какой он: глухой или звонкий?
-Как произносится этот звук: твёрдо или мягко? Какой он?
- Дайте характеристику звука [й'].
-ВНИМАНИЕ! Звук этот всегда мягкий.
ЗАДАНИЕ: определите место звука [й'] в словах:
Май, шайба, чайка, йод, йогурт, автобус.
Б).Работа с буквами Йй.
-Кто знает, как называется буква, с помощью которой обозначим звук [й']?
- На какую букву она похожа?
- Легко ли превратить -й- в -и? Как?
-Как вы думаете, можно ли обойтись без шапочки у буквы й краткое? - А если мы ее забудем написать? Что произойдет?
(просмотр клипа)
Физкультминутка
Работа с интерактивной кассой букв: ЗАЙКА- ЗАИКА
ВЫВОД: Если вместо й поставить и, то изменится смысл слова, т.е. его значение.
-Сравните большую и малую буквы Йй. Чем похожи? Чем различаются?
Конструирование печатной буквы Й.(работа в парах).
-Сколько элементов вам понадобилось взять для конструирования буквы? (4)
Работа с корректурной пробой (обводим в кружок букву).
- Сколько обвели букв? (8)
В).Работа по двухуровневым схемам.
-Посмотрите на картинку слева. Кто изображен? Что делает девочка?
-Кто знает, как называется раковина, в которой моют посуду? (мойка)
-Какое слово записано в верхней схеме?
-Назовите звуки этого слова по порядку (первый уровень схемы). Сколько звуков? Определите позицию звука [й'] в слове.
- Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на второй уровень схемы.
-Сколько слогов? Почему?
-Прочитайте с ударением, т.е. орфоэпически.
Аналогично- со словом «мойка»
- Отгадайте загадку::
Огородник тот
С длинным носом живёт
Как поклонится,
Так дождь пойдёт.
(Лейка)
- Найдите схему слова «лейка» (разбор)
5. Итог урока. Рефлексия
-Какой звук изучали на уроке?
-Дайте ему характеристику.
-С помощью какой буквы будем обозначать этот звук?
- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
- Похлопайте в ладоши те, кому было легко.
- А что вам больше всего понравилось, запомнилось? Поделитесь своими впечатлениями…
На доске 2 солнышка: веселое и грустное. Прикрепите лучики на то солнышко, которое соответствует вашему настроению.
- Ребята, посмотрите,как улыбается наше солнышко. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(278) "Разработка урока обучения грамоте по теме: Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. "
["seo_title"] => string(159) "razrabotka-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-glasnyi-zvuk-o-bukvy-o-o-osobiennosti-proizniesieniia-zvuka-iegho-kharaktieristika-bukvy-o-o-kak-znaki-zvuka-o"
["file_id"] => string(6) "149506"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420213987"
}
}