Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики по технологической карте»
Технологическая карта урока математики (система Л.В. Занкова)
Класс 2
Тема. Закономерности записи чисел в римской письменной нумерации.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
Задачи урока:
- выявить закономерности записи чисел в римской письменной нумерации;
- составлять произведения с указанными множителями, наблюдать за изменениями значений произведений при изменении множителей;
- составлять, изменять числовые выражения, вычислять их значения.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Познавательные универсальные учебные действия
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты
- продолжить знакомство с римской нумерацией (символами I, V, X);
- записывать числа с помощью римских цифр;
- использовать знание записи римских цифр при вычислениях;
- читать выражения разными способами.
Оборудование:
АРМ учителя: ЖК – монитор 17 Qomo QIT 300; проектор мультимедийный ультракороткофокусный NEC U250X; интерактивная Инфракрасная 83 Qomo QWB200; система коммутации сигналов модель 08 Ascreen AAC-08; источник бесперебойного питания Ippon Smart Winner 1000; документ-камера Qomo QDD3700; система акустическая стерео активная Sven SPS-611S; стол преподавателя Ascreen. Учебник «Математика», 2 класс, ч. 2 (авт. И.И. Аргинская); презентация по теме урока, нетбуки.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Осуществляемые
действия
Осуществляемые
действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Мотивирование
к учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Включение в деловой ритм урока.
- Для того, чтобы наш урок прошёл удачно, предлагаю прочитать весёлое математическое стихотворение.
Слайд 1.
2
15
42
42
15
37
0
8
5
20
20
20!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Хором читают математическое стихотворение.
Целеполагание.
Знание правил поведения.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
- На уроке математике нужно быть очень внимательным, проведём математическую разминку. Поработаем на нетбуках.
- Выйдите из спящего режима. 2 класс, тема №3. Выполните задание, которое называется «Найди лишнее». Работаем по вариантам.
- Сделаем вывод, кто оказался самым внимательным? (По завершению работы учащиеся видят результат в процентном соотношении.)
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
Логические - анализ объекта с целью выделения признаков
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство)
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
Слайд 2. «число» «цифра»
- Подумайте, какая связь существует между понятиями «число» и «цифра»? - С помощью цифр записывают числа.
Слайд 3.
5 I 19 V 3
81 X 70 VIII 10
XII XX
- Проанализируйте, на слайде вы видите цифры или числа? - Все ли числа вам знакомы, умеете ли вы их записывать?
- Можете ли сформулировать тему урока?
Слайд 4.
- Тема урока «Закономерности записи чисел в римской письменной нумерации».
- Какую задачу мы поставим перед собой по теме?
- Научиться записывать числа римскими цифрами – это главная задача, но если вы рассмотрите страницы учебника 18-19, то сможете сформулировать и другие задачи нашего урока.
Ответы учащихся.
Это числа, которые записаны с помощью цифр. Римские, арабские. Однозначные, двузначные, круглые…
Формулируют (уточняют) тему урока.
Будем учиться записывать числа римскими цифрами. Ответы учащихся.
Ставят задачи урока.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов.
Инициативное сотрудничество
1. Слово учителя.
- С какими цифрами вы ознакомились на прошлом уроке?
- Римская нумерация носит следы первобытного способа счета предметов при помощи первого счетного инструмента - пальцев рук. Первые три цифры этой нумерации являются, по существу, схематическим изображением пальца (I), раскрытой ладони (V) и соединенных двух раскрытых ладоней (Х).
Ответы обучающихся.
(I, V, X)
Реализация построенного проекта
2. Работа с учебником.
- Прочитайте задание в первом пункте №307 (задание акцентирует внимание на том, какие из чисел 1, 5, 10 и I, V, X являются однозначными, а какие - двузначными).
Слайд 5.
5 1 10
V I X
- Проверьте по образцу.
- Сколько цифр потребовалось для записи каждого числа в первом случае? А во втором?
- Пункт второй и третий. Сделайте вывод, поработав в парах.
- Можно ли назвать число десять двузначным в каждой записи?
- Как записано число два римскими цифрами? Сколько использовано цифр?
- Какие записаны числа в пункте четыре? - Какой можно сделать вывод?
Слайд 6.
Вывод.
- Числа 2 и 3 записаны в римской нумерации с помощью цифры I (II и III). Значит, некоторые числа можно записывать с помощью повторения цифр.
ФИЗМИНУТКА
Обучающиеся записывают числа пять, один, десять сначала арабскими цифрами, а затем римскими.
Проверяют по эталону.
Ответы обучающихся.
Работают в парах.
Сравнивая циферблаты часов, дети придут к выводу, что числа 2 и 3 записаны в римской нумерации с помощью цифры I (II и III). Значит, некоторые числа можно записывать с помощью повторения цифр.
20 3 30
Ответы учащихся.
Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), формулирование выводов на основе сравнения.
Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство
Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).
3. Закономерность записи римских чисел.
Слайд 9. IV VI
- Какие записаны числа?
Слайд 10.
IV VI
4 6
- Числа 4 и 6 в римской нумерации записаны одинаковыми цифрами (V и I), но стоящими в разном порядке.
Активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства
Реализация построенного проекта (продолжение)
- - Какой можно сделать вывод? Выявляется важная закономерность записи чисел с помощью нескольких цифр.
Слайд 11.
IV VI VII VIII IX XI XII XXI
- С помощью каких цифр записаны числа?
- Можете назвать, какие числа записаны?
Слайд 12.
IV VI VII VIII IX XI XII XXI
4 6 7 8 9 11 12 21
- Какой можно сделать вывод?
- В римской нумерации есть и другие основные важные знаки-символы и числа, вы можете получить эту информацию с помощью Интернета, а подсказкой будут служить высказывания:
Если цифры записаны справа от числа, то числа, которые они обозначают, прибавляются к первому записанному числу, а если цифры записаны слева от числа, то соответствующие им числа вычитаются.
Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Проведение аналогии и на ее основе строить выводы.
Существование различных точек зрения.
Использование в общении правил вежливости.
Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организовывает работу по записи римских чисел и решению примеров с использованием римской нумерации (фронтально и в парах).
Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах).
Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; осознание качества и уровня усвоения.
Умение структурировать знания, умение осознанно и непринужденно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действий.
Формулировать высказывание.
Управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовывает соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Запись выражений римскими цифрами. Анализ способа записи чисел в римской нумерации.
Выполняют учебное задание на нетбуках в соответствии с целью; соотнося учебные действия с известным правилом.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Контроль, коррекция, оценка своих действий.
Включение в систему знаний и повторение
Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия.
Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Сравнить римские числа и выражения.
Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.
Сравнение рисунков. Запись выражений римскими цифрами. Анализ способа записи чисел в римской нумерации.
Прогнозирование Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности.
Умение структурировать знания.
Умение выражать свои мысли.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Итог урока.
- Что каждый из вас может сказать о римских цифрах?
- Какие закономерности записи римских чисел мы выявили на уроке?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ответы обучающихся.
Некоторые римские числа можно записывать с помощью повторения цифр. Если цифры записаны справа от числа, то числа, которые они обозначают, прибавляются к первому записанному числу, а если цифры записаны слева от числа, то соответствующие им числа вычитаются.
Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Умение формулировать высказывание
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.