Систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира; учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой. познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие растений.3 класс»
[Введите текст]
Выполнила : учитель начальных классов Сорокина Ирина Николаевна.
Сев Каз обл. Аккайынский район. Смирновская СШ№1
Урок познания мира. 3 класс
Тема: Разнообразие растений.
Цель урока: выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.
Задачи: систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира; учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой. познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационно- психологический момент начала урока.
Проверка домашней работы Тест по теме: «Почва. Состав почвы».
1.Верхний плодородный слой земли – это … а) глина б) почва в) дренаж 2. Цвет почвы зависит от количества в ней … а) перегноя б) удобрений в) влаги 3. Перегной – это … а) перепревшие листья, погибшие растения и животные б) растения и животные в) корни растений 4. Основное свойство почвы – это … а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие
Кто сегодня всех счастливей?Кто сегодня всех мудрей?Поскорее появись! На волшебный стул садись!
Актуализация знаний и постановка проблемы.
На доске (слайд ) -Что общего у предметов, изображённых на этих картинках? (живые существа)
- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)
- Какая картинка лишняя? (лиса)- Почему?- Докажите.(лиса относится к царству животных)
- К какой группе вы отнесете остальные картинки. - Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке ?
- Какова же тема нашего урока? (Разнообразие растений.)
- Вспомните, что вы знаете о растениях. - Докажите, что растение живой организм. -Назовите, из каких частей состоит растение?
Внимательно посмотрите на эти картинки скажите, чем различаются растения друг от друга. Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. - Как называются ученые, которые занимаются изучением растений? (ученые-биологи) - Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
Работа по теме урока. Классификация растений.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение)
Составим кластер. Что отнесёте к растениям?
Растения
деревья кустарники травы
- Будем рассматривать каждую группу – Определите, о каком растении идёт речь:
- У него зелёные листья. Что это может быть?- У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?- У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (Дерево).
Загадка
Клейкие почки
Зелёные листочки
С белой корой
Стоит под горой
(берёза)
Как называется эта группа растений? Первая группа – деревья -Назовите известные вам деревья. Береза, осина, липа, клен, ель…..
Какое строение у дерева? Какие корни имеют деревья? Какой ствол?
Как называют ветки с листьями? ( кроной дерева) Как они называются?(лиственные) Назовите дерево по плодам ( слайд яблоко, слива, жёлудь, груша) Как называют эту группу растений?(хвойные деревья) Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этим видам? (сосна, ель, пихта, кедр,)
Назови дерево по листу. Слайд
Вывод: Деревья лиственные и хвойные.Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стволами. Ветки деревьев образуют крону.
«Лесенка». Мы построим лесенку и начнём с верхней ступеньки. Учитель крепит карточку «дерево» на доске.
Загадка Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Красная и чёрная смородина.) Как называется эта группа растений? Кустарники.
-Знаете ли вы кустарники? Назовите их. Орешник-лещина, сирень, малина, можжевельник, шиповник, смородина, малина, сирень, облепиха слайд
– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник. Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.
Чем отличается и что общего у кустарника и дерева?
Построй диаграмму Вена Деревья кустарники ( ствол , высота, несколько стволиков , общее корень, ветви, листья)
Вывод: кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от основания, но они намного тоньше, покрыты корой, прочные и твёрдые.
Физминутка
Загадка Ах, не трогайте меня!Обожгу и без огня. (Крапива.)
Чем отличаются травы от дерева и кустарника? Какой стебель у травянистых растений? Стебель мягкий и сочный. Какие стебли имеют травы? (Прямые, вьющиеся, ползущие по земле.
Вывод: Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зелёные сочные стебли, они почти всегда ниже деревьев и кустарников
Интересные факты.
* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви человека)
Синквейн
Трава
Зелёная, сочная
Растёт, колышется, пахнет
Сочная, мягкая трава растёт на лугу.
Радость!
Где ещё растут растения? Какие растения живут в воде? Назовите их (Морская капуста, ульва, красные водоросли). - Как называется группа этих растений?
Четвёртая группа Водоросли слайд (водоросли)
- Что вы можете рассказать о водорослях ?
Водоросли: водные растения. Их тело называется таллом. Нет корней, стебля, не имеют цветов и плодов. Размножаются спорами. Ко дну прикрепляются с помощью ризоидов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.
Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно, большими, похожими на длинные нити или ленты, например
« морская капуста» - ламинария
Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
Наука, изучающая водоросли – фитология.
Разнообразие растений . Прочитаем, что нам предлагает учебник с 80-82
Групповая работа. Игра “Найди своё царство» По картинкам определить группу растений и прочитать текст.
Учащиеся 1 группы “Трава» 2 группе “Кустарник” 3 группе “Дерево”4 группе « Водоросли» получают следующее задание: прочитать информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, сделать обобщение.
Картинку помести на ступеньки « Лестницы»
Дети делают вывод: все растения делятся на 4 группы – водоросли, травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей. Водоросли – живут в воде
6. Обобщение знаний.
«Игры "Деревья, кустарники, травы" Правила: исходное положение – стоя у парты.
Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия водорослей, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении. (одуванчик, дуб, лопух, малина, морская капуста, сорняк пырей, берёза, ульва, сирень, лебеда, красные водоросли, крапива, осина, хлорелла.)
Групповая работа.
Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей деревьев, кустарников, трав, водорослей.. По команде, выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их группы.
номера
корень
ствол
несколько стволиков
стебель
лист
цветок
плод
семена
деревья
1,5,9
кустарники
2,6,10
травы
3,7,11
водоросли
4,8,12
Эссе. «Роль зелёного цвета растений для человека».
Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?
9. Домашнее задание. С 80-82 пересказ. Дополнительный материал. Растения рекордсмены
Рефлексия. Дерево успеха. Оцени свою работу на уроке. Поставь оценку на листике берёзы. Украсим берёзу этими листиками. Звучит песня « То берёзка, то рябина»