Тема | Разнообразие животных |
Цель | Знакомство с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам |
Задачи | познакомить с классификацией животных по группам; развивать познавательные интересы учащихся, внимание, наблюдательность, мышление, творческие способности, устную речь; воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому. |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний |
Место урока в учебном плане: | раздел “Эта удивительная природа” 17 часов, «Разнообразие животных» - 1 час |
Формируемые УУД | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся классифицировать животных по их групповым признакам; выдвигать и доказывать предположения; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе; использовать представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Универсальные учебные действия (УУД ): Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, планирование своих действий, самооценка. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: | Системно - деятельностный подход, исследовательский, практический, методы и приемы технологии развития критического мышления; работа в группах. |
Техническое обеспечение: | компьютер, мультимедийный проектор и экран. |
Программное обеспечение: | Microsoft Power Point, Microsoft Word |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | Психологический настрой. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Слайд 1) - Доброе утро! Улыбнитесь друг. другу. Именно улыбка и хорошее настроение необходимы для работы на уроке. Тихо-тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. В путь за новыми открытиями Приглашаю всех ребят! - Итак, в путь за. новыми открытиями и знаниями! | Включаются в учебную деятельность | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
II.Актуализация знаний Стадия вызова | Учитель ведет. подводящий диалог. Активизирует у учащихся. мыслительные операции, внимание, память. 1.Мозговой штурм. Игра «Да» или «Нет». - Ребята, а для начала давайте поиграем в игру «Да» или «Нет». Готовы? (Приложение 2) - Молодцы, ребята! Каждый человек должен бережно относиться к растениям. 2.Кроссворд. - Сейчас вы будете работать в группах. - Вспомним правила работы в группах. (Слайд 2) Правила работы в группе. В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. - Вам необходимо разгадать кроссворд. (Приложение 3) - Решите, кто будет вписывать слова в кроссворд, обсуждайте ответы. - Успешной работы! - Давайте проверим, все ли слова удалось разгадать. - Какое слово получилось по вертикале? (разнообразие). (Слайд 3 – 1 щелчок) - Как понимаете значение этого слова? - Как можно назвать одним словом отгадки на загадки в кроссворде? (животные) - Отлично! Оценим себя на листке самооценки. (Приложение 7) | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Вспоминают правила работы в группах Разгадывают кроссворд в группах Отвечают на вопросы. | Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: формулирование собственного мнения Регулятивные: планирование своих действий, самооценка. Личностные: формирование потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
III. Постановка проблемы | Организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения. - Вспомним, какие царства знаем? (царство растений, царство грибов, царство бактерий, царство животных). - С каким царством еще не знакомились? (царство животных) - Кто такие животные? - Можно определить количество животных на земле? - Можете сосчитать все виды животных? - По какому признаку объединили животных в разные группы? - Почему вы не можете ответить на поставленные вопросы? (мы этого еще не знаем) | Пробуют решить поставленную проблему. | Регулятивные: определяют границы «знания-незнания». Коммуникативные: выражают свои мысли |
IV.Формулирование темы и цели урока | Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока - Попробуем определить тему нашего урока. (Разнообразие животных) (Слайд 3 – 2 щелчок) - Какие задачи мы поставим для изучения темы? Повторим… (знания о животных) Узнаем …. (о новых группах животных, признаки животных) Будем воспитывать…(любовь к природе и животным) - Огромное разнообразие живых существ создала природа. Все они разные! Разве можно сравнить легкую красивую бабочку и грациозную пантеру? Черепаху и орла? Но они все представители одного царства животных, обладающих сходными чертами развития. Ученые разделили их на группы. Эти группы мы сегодня и будем изучать. | Учатся формулировать цель и задачи урока | Регулятивные: ставят цель, принимают учебную задачу. |
V.Открытие детьми новых знаний. Стадия осмысления | Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». Организует групповую работу. 1. Вводная беседа. - Чтобы разобраться, чем одна группа животных отличается от другой, поработаем в группах и исследуем. - Как понимаете значение слова «исследователь»? - Где можно узнать толкование слова «исследователь»? - Я попрошу ребят (Стаса и Максима) найти значение этого слова в толковом словаре Ожегова. (ребята работают с Толковым словарем) - Послушаем ребят. (Слайд 4) - Кто будет предметом нашего исследования? (животные). - Каждая группа получает слою группу животных. Нужно узнать, чем представители этой группы отличаются от других животных. - Откройте конверты, рассмотрите картинки. Определите названия группы животных. Найдите в учебнике и дополнительном тексте сведения о данной группе животных, заполните таблицу и приготовьте небольшое сообщение. После этого соберем кластер. (Приложение 4-6) 3.Самостоятельная работа в группах. 4.Составление кластера (на доске). - Ребята, вы поработали самостоятельно, а теперь давайте соберем кластер и узнаем, чем одна группа животных отличается от другой. (заслушиваем ответы каждой группы). (Приложение 6) (Слайд 5 – 16) - Вы уже знаете, что каждая наука занимается изучением своего предмета. Какая наука изучает животных? Где найти информацию? (в учебнике страница 87). - Как называется наука о животных? (зоология) - Молодцы! Оцените себя на листке самооценки. 5.Физминутка. Утром. стрекоза проснулась, Потянулась,. улыбнулась. Раз – росой. она умылась, Два – изящно покружилась,. Три – нагнулась и присела,. На четыре – полетела.. У реки остановилась,. Над водою закружилась. | Отвечают на вопросы. Находят и зачитывают значение слова. Самостоятельно работают в группах. Дети делают вывод по результатам исследования. Составляют кластер Поиск информации. Оценивают себя. | Познавательные: ориентируются в учебнике; извлекают необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: сохраняют учебную задачу; планируют свою деятельност; Самоконтроль. Коммуникативные: умение работать в группе; выражение своих мыслей |
VI.Первичное закрепление | Организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Отлично поработали исследователями. После того, как мы открыли новые знания, какой этап урока следующий? (закрепление) - Вы теперь умеете отличать представителей разных групп. Попробуем выполнить задание в печатной тетради страница 50 №1. - Прочитайте. Какое задание нужно выполнить? Проверяем. (Слайд 17) - Оцените себя! | Выполняют работу в печатной тетради Оценивают свою работу | Регулятивные: сохранение учебной задачи. Познавательные: структурирование знаний. |
VII.Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. - Вы большие молодцы! Правильно справились с заданием. Попробуем теперь выполнить задание самостоятельно и проверить свои знания по теме. Работать будем в группах на странице 52 №3 (2,3) в печатной тетради. - Давайте проверим себя. (сверяем выполненные задания со слайдом). (Слайд 18) - Все ли у вас так? Справились? - Вы заполняли таблицу цифрами. Какой вывод можно сделать? (животных очень много) (Слайд 19) - Молодцы! Оцените себя! | Работают самостоятельно Сравнивают с эталоном. Оценивают выполнение задания. | Познавательные: анализируют, сравнивают выполненные задания с эталоном. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
VIII.Включение нового знания в систему знаний. | Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи. - Вы познакомились сегодня с представителями разных групп животных. - Для чего нам нужны эти знания? (ответы детей) - Убедились ли мы в том, что мир животных разнообразен? - Где полученные знания на уроке могут нам пригодится? - Посмотрите внимательно на слайд. Назовите, кто здесь «лишний». - Объясните Муравьишке, в чем его ошибки. - Почему мы должны заботиться о животных? (Слайд 20) | Вступают в диалог, высказывают свое мнение. | Коммуникативные: - построение монологического высказывания. Познавательные: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
VIII. Рефлексия. Стадия рефлексии | Оорганизует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся. - К сожалению, наш урок подходит к концу. Вы отлично поработали. - Давайте подведем итог, составим синквейн со словом «животные». - Напомню: первая строчка – тема, вторая – два прилагательных, третья – 3 глагола, четвертая – предложение (отношение к теме), пятая – вывод. Пример: Животные Разные, удивительные Живут, питаются, передвигаются На земле очень много животных! Радуйте нас! - Оцените себя. Как вы сегодня поработали? Со всем ли справились? - Наш урок подошел к концу. (Слайд 21) - Домашнее задание: выполнить задание на сайте LearningApps по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=p229fupot21 и подготовить небольшое сообщение о каком-либо животном любой группы. | Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке | Регулятивные: восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. |