Русская грамота
Тема: Повторение. Упражнение в написании слов с ъ и ь знаком.
Цель: Научиться употреблять в словах ь и ъ знаки.
Повторить отличия в употреблении ь знака мягкости, разделительных ь и ъ знаков.
Закрепить знание о разделительных ь и ъ знаках.
Научиться правильно употреблять эти знаки в словах (доказывать с помощью схемы).
Развивать речь,внимание, память
воспитывать бережное отношение к животным
Ход урока.
1-Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного сможем мы узнать,
Если будем думать, а не засыпать!
Чтобы спинке не болеть,
Надо правильно сидеть. (Проверили свою осанку.)
Чтобы звуки называть,
Надо рот тренировать.
Та-та-та – открывайте ворота!
До-ду-да – гудят провода!
Ро-ро-ро-у крыльца стоит ведро.
Ре-ре-ре-чистая вода в ведре.
Ру-ру-ру-подбежал щенок к ведру
Ра-ра-ра-пьёт водичку из ведра.
Работа со звуковой лентой.
Дети называют звук букву.
-Почему когда я показала на ъ и ъ знаки вы молчали?
-Прочтите так слоги с разделительным знаком.
-Прочтите эти буквы когда обозначают мягкость согласных.
-Какая же тема нашего урока?
2. Чистописание
- Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур, не разжимать.
Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
РЯ РЬЯ МЬ РЬ МЬЕ МЕ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.
- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и ЛЬ?
- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?
-Поставьте коронку над самыми красивыми буквами.
Работа по теме урока
-Посмотрите, прочтите внимательно слова и разделите их на группы. к которым они могут относится. (запись на доске)
-Какая же группа слов осталась закрытой?
Дети по очереди выходят и соотносят слова к схемам.
-Что мы о них знаем?
- О чём рассказывают схемы?
- Очень легко определять какой выбрать знак?
СОГЛ. -Ъ - ГЛАСНЫЕ (Е,Ё, Я, Ю)
СОГЛ. - Ь(смягч.)- СОГЛ.
СОГЛ.- Ь (разд)- ГЛАСНЫЕ (Е,Ё, Ю, Я)
– Что мы знаем о ь знаке?
– Как отличить ь и ъ знаки?
-Прочтите так, чтобы слышен был разрыв в слове.
Физминутка.
5. Игра на внимание. «Где разделительный?»
- Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если мягкий знак - показатель мягкости, то приседаете.
Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга.
Белье, пальто, обезьяна, пыль, ружье, соль, деньки, колья, пень, платье, огоньки, колье.
Работа в карточках
-У вас на карточках есть слова. с которыми надо составить предложение. Прочтите.
речку, друз…я, ловить, на, пошли, рыбу
Друзья пошли на речку ловить рыбу.
Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие пропущенные буквы надо вставить.
-Кто уверен, что правильно записал предложение, поставьте знак уверенности (!) и погладьте себя по голове, а те, кто сомневается - (?) и… тоже погладьте себя по голове.
7. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили на урок? Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.
- Когда пишется разделительный мягкий знак? твёрдый знак?
- А теперь покажите ваше отношение к сегодняшнему уроку.(Дети показывают сигнальные карточки)
8. Спасибо за урок!
Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.
Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак.
Он не произносится, Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова? ДА!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Почему когда я показала на ъ и ъ знаки вы молчали?
-Прочтите так слоги с разделительным знаком.
-Прочтите эти буквы когда обозначают мягкость согласных.
-Какая же тема нашего урока?
2. Чистописание
- Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур, не разжимать.
Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
РЯ РЬЯ МЬ РЬ МЬЕ МЕ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.
- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и ЛЬ?
- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?
-Поставьте коронку над самыми красивыми буквами.
Работа по теме урока
-Посмотрите, прочтите внимательно слова и разделите их на группы . к которым они могут относится . (запись на доске)
-Какая же группа слов осталась закрытой?
Дети по очереди выходят и соотносят слова к схемам .
-Что мы о них знаем?
- О чём рассказывают схемы?
- Очень легко определять какой выбрать знак?
СОГЛ. -Ъ - ГЛАСНЫЕ (Е,Ё, Я, Ю)
СОГЛ. - Ь(смягч.)- СОГЛ.
СОГЛ.- Ь (разд)- ГЛАСНЫЕ (Е,Ё, Ю, Я)
– Что мы знаем о ь знаке?
– Как отличить ь и ъ знаки?
-Прочтите так, чтобы слышен был разрыв в слове.
Физминутка.
5. Игра на внимание. «Где разделительный?»
- Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если мягкий знак - показатель мягкости, то приседаете.
-У вас на карточках есть слова. с которыми надо составить предложение. Прочтите.
речку, друз…я, ловить, на, пошли, рыбу
Друзья пошли на речку ловить рыбу.
Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие пропущенные буквы надо вставить.
-Кто уверен, что правильно записал предложение , поставьте знак уверенности (!) и погладьте себя по голове, а те, кто сомневается - (?) и… тоже погладьте себя по голове.
7. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили на урок? Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.
- Когда пишется разделительный мягкий знак? твёрдый знак?
- А теперь покажите ваше отношение к сегодняшнему уроку.(Дети показывают сигнальные карточки)
8. Спасибо за урок!
Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.
Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак.
Он не произносится, Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова? ДА!
Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки!
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
В зоопарке
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Летние каникулы
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.
Четыре бабочки
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Котенок
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате: - Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак. Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Привал
Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.
Журавли
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнеда строят прямо на земле. Журавель кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.
Друзья
У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья.
Ёжик
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
Чужое яичко
Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку. Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать. Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.
Почтальон
У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики. Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.