Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.
Задачи:
Образовательные - способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного.
Коррекционно-развивающие - развивать умение сопоставлять и писать слова с разделительным Ь способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику;
Воспитательные - формировать потребности писать грамотно; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников; воспитание учебной активности.
Оборудование: компьютерная презентация, видеоролики с физминутками, карточки, учебник, тетрадь
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Примечания
1.Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Ученики готовы к работе
2. Актуализация знаний.
-Запишем сегодняшнее число.
-Вопросы по домашней работе?
-Проверка домашней работы.
-Что такое антонимы? Прочитайте получившуюся работу.
- Проведем словарную работу для проверки ваших знаний и закрепления.( индивидуальные карточки, один ребенок за доской)
Зиму начинает, год заканчивает ..
Назовите три осенних месяца..
Первый месяц года..
Предпоследний месяц учебного года?
- Ребята проверяют дом.задание вместе с классом и учителем
- Словарная работа.
..Декабрь
..Сентябрь
Ноябрь, октябрь.
..Январь
..Апрель
3. Постановка учебной проблемы.
-Что за буква, кто узнает, звука не обозначает,
Может только подсказать, как согласную читать. (ь)
-Кто скажет, какие функции может выполнять ь?
-Кто может определить тему нашего урока?
-Поставьте цели, чему должны научиться?
ФИЗМИНУТКА (Буратино)
-Отгадывают загадку.
4. Формулирование проблемы, планирование действия.
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)
Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
-Ученики открывают новые знания, выполняют указания учителя.
5. Поиск решения
(открытие нового знания)
-Ребята , а сейчас мы с вами отправимся назад в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт нашего класса: листает сама.
Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому: Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буква ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называется он стал по-другому. его функция несколько изменились…
- Познавательно было, ребята, узнали что - то новенькое?
- И так, на что должны обратить внимание? ( пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками, и появляется согласный звук Й).
- Отвечают на вопрос учителя
6. Развитие умений- применение новых знаний
Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
Пишут слова и подчеркивают разделительный ь
Отвечают на вопросы
Формулируют правило
7. Рефлексия
Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?
Сегодня за урок ты получаешь оценку «5». Ты очень старался и быстро выполнял все задания. Выбери смайлик, который сейчас соответствует твоему настроению.
– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Всего тебе доброго!
8. Домашнее задание.
Домашним заданием будет упражнение 5. Выполни упражнение письменно в своей тетради.
Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!