разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ.
- устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;
- развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти | Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти | Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап |
Проверка готовности. Наличие общей установки на урок. Оформление тетради. Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? | Включение учащихся в деятельность | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) –Напишите | Комментированная запись числа. «Классная работа». Д. Мы узнаём что – то новое и умнеем. | умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самоконтроль готовности. | Умение контролировать свои действия |
Минутка чистописания |
Беседа по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное», прописывают соединения букв. Чистописание Зв..здная, ноч.., плач.., ст..на, рож.., тр..ва. Разделите слова на группы по орфограммам.Найдите лишние слова в этих группах (звёздная, плач)- Найдите в них буквы, обозначающие твердый согласный звук. Пропишите соединение букв. нпл ннпл | Отвечают на вопросы учителя: | Осуществлять актуализацию знаний | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сопоставляют написанное с заданным образцом для обнаружения отклонений от него | Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы; Умение контролировать свои действия |
Словарная работа |
Каждая группа получает конверт с заданием. Выполняют задание по плану. | 1.Из слов соста-вить предложение. 2. В предложении найти имя прила-гательное. 3. Найдите сущест-вительное, с кото-рым связано имя прилагательное. 4. Разобрать имя прилагательное как часть речи Каждая группа отвечает по плану - Назвать имена прилагательные, уточнить значение, записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы | Формирование умений соблюдать последовательнос ть действий при коллективном выполнении учебной задачи; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Весь класс во фронтальном режиме слушает высказывания обучающихся | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы | Уметь слушать соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Повторение об имени прилагательном. Актуализация знаний. |
Игра «Снежный ком» Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное», Какой сегодня день, опишите его. (морозный, чудесный и т.д) Какую часть речи вы употребили при описании? | Отвечают на вопросы учителя (по одному предложению от группы) Что вы уже знаете о прилагательном? | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. | Следят за правильностью ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Формулировка темы и задач урока. |
На слайде записаны слова: -самостоятельная часть речи - словообразование | -Читают слова. - Находят слова, которые еще не звучали на уроках по теме «имя прил.» -формулируют тему урока и задачи | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу, сам-ое формулирование темы и познавательной цели | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи |
Этап открытия новых знаний |
1. Практическая работа на доске и в тетрадях - Прочитайте слова - Определите, какая это часть речи. - Выделите окончание и основу в словах: грязный-грязь, умный-ум, подводный - по+вод+н, конный, настольный. - От какой части речи образовались имена прилагательные? - С помощью чего? 2. Работа в группах. - Определите части речи. Выделите окончание и основу. - Используя основу, составьте грамотный ответ. Вывод: - От основ каких частей речи образованы имена прилагательные? - С помощью каких суффиксов и приставок? | Читают слова, определяют часть речи, выделяют окончание и основу в словах, определяют от какой части речи образовались имена прилагательные. Определяют часть речи, выделяют окончание и основу, составляют ответ по плану. | Доказывать, аргументировать свою точку зрения Проводить контроль и оценку результатов деятельности На основе анализа делать выводы | Выслушивают ответы обучающихся, взаимодействуют с учителем во время ответа Взаимодействуют в группах. Правила работы в группе: 1. Убедитесь, что в разговоре участвует каждый. 2. Говорите спокойно и ясно. 3.Говорить только по делу. 4.Не говорить всем сразу. 5.Реагировать жестами и знаками.. 6. Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего. 7. Обращаться к друг другу по имени. | Понимать на слух ответы обучающихся. Отвечающим осознанно строить речевое высказывание, понятное для окружающих. - Согласовывать действия по решению учебной задачи.Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль, исправлять, дополнять и уточнять ответы друг друга |
Физминутка |
| Один из учащихся проводит физминутку | | Мы читали, мы писали. И немножечко устали. Физминутку проведём. И все вместе отдохнём. Руки в стороны возьмите. И на пояс опустите. Шаг на месте, раз, два, три. Плечи шире разверни. И закончилась игра. За работу нам пора. | | | Проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
Слайд ЦОР http://www.school-collection.edu.ru// Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса - Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный? настенный | Рассматривают слайд,учавствуют в беседе, делают вывод, где написана удвоенная –н- | Выделять инфор-мацию из нагляд-ного источника; -анализировать, доказывать и аргументировать свою точку зрения | Во фронтальном режиме | Все остальные обучающиеся слушают, дополняют, поправляют ответы . | Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. |
Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений |
Работа по учебнику. Упр.338 Записать слова с орфограммой удвоенная согласная на стыке корня и суффикса. Разобрать слова по составу Упр.339 Проанализировать как образуются имена прилаг. от основ других прил. | Работают у доски и в тетради, записывают слова, разбирают п составу, исходя из полученных знаний строят ответ | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать. Доказывать и аргументировать свою точку зрения | Весь класс во фронтальном режиме. | Строить высказывание. Уметь в коммуни-кации строить понят-ные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит, а что нет. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи | Осуществляют контроль в процессе выполнения задания. | Планировать свое действие в соот-ветствии с постав-ленной задачей и условиями ее реа-лизации, в т. ч. во внутреннем плане. Обнаруживать от-клонения от эталона. Вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на осно-ве оценки и учета сделанных ошибок |
Обобщение |
Экспресс опрос. Самооценка. | Отвечают на вопросы, оценивают ответы с опорой на слайд | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Весь класс во фронтальном режиме | | Определяют степень своей успешности; | |
Итог урока |
Итог урока Вопрос к классу: - На какие вопросы сегодня на уроке мы нашли ответы? | Делают обобщающий вывод: участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Высказывают мнения. | Строить высказывания, понятные для партнѐров. | | |
Рефлексия – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Оценивают свою работу на уроке С правой стороны от меня встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА (легко) Слева те, кому - С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (кое-как, с большим трудом) | | | | | Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
Домашнее задание |
Задания на выбор Выписать из стихотворения С. Есенина прилагательные, разобрать их по составу. Написать небольшое сочинение-миниатюру на одну из тем «Зимнее утро», «Зимний город», «Снежный сугроб» Написать письмо другу по новой теме. | Записывают задание. Задают уточняющие вопросы | Фиксировать информацию в письменном виде | Взаимодействие с учителем | Уметь внимательно слушать, задавать вопросы | Слушают задание | Уметь осуществлять самоконтроль |