Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Интегрированный урок по русскому языку.
Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Оборудование: презентация, таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь.
Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
3. Новый материал.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
(Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, светлый, солнечный, прекрасный, тоскливый, печальный.)
Слайд 1
- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
(Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора. ДИАНА
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Подснежник) СЛАЙД
- Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. Самый храбрый из первоцветов. Поэт Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра, и радости, и счастья человеку! РИТА
А древняя легенда рассказывает о нем:
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды. ЗАРИНА
А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. АНГЕЛИНА
А теперь послушайте сказку о подснежнике. АДЕЛЯ
Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его «подснежник».
-Запишите предложение:
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
Имя прилагательное.
Обозначает признак предмета.
какой? какая? какое? какие?
Имеет связь с именем существительным.
Изменяется по числам и родам и падежам.
Подчеркните имена прилагательные. Обозначьте их род.
Разберем по составу слово подснежник.
(Дети выполняют задание).
- Какие весенние месяцы вы знаете? Запишите их названия в тетради.
- Произведите фонетический разбор слова АПРЕЛЬ.
- Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка. СЛАЙДЫ
А это что за цветок?
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (Одуванчик) СЛАЙД
- Это тоже один из первых весенних цветов.
А теперь запишите предложение.
Поляны запестрели от душистых цветов.
Произведите синтаксический разбор данного предложения.
Найдите имя прилагательное.
Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
А теперь я вам немного расскажу об этих цветах:
- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову ПАХУЧАЯ.
(Душистая, ароматная)
Запишите в тетрадь через запятую в одну строку встречающиеся в тексте прилагательные.
- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные. (Пушистые, мягкие, блестящие, холодные)
- Объясните орфограммы.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
9. Работа с текстом.
СЛАЙД
Прочитайте стихотворение. Назовите прилагательные.
Какие эпитеты можно подобрать к слову весна?
10.Слайд
Из слогов соберите слова.
Назовите имена существительные. (ВЕСНА, ПОДСНЕЖНИК, ВЕТЕРОК)
Назовите имена прилагательные.(СОЛНЕЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ)
Назовите глаголы. (ПРИШЛА)
11.Образование прилагательных.
-От слов какой части речи можно образовать прилагательные? (СУЩ)
Каким способом, с помощью какой части слова?
СЛАЙД
Образуйте от данных сущ. прил. Выделите суффикс.
12.Работа с текстом. СЛАЙД.
Работа на инд. листах.
Вставьте пропущенные окончания.
Определите падеж прилагательных.
13.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. НАСТЯ
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».
Посмотрите на плакат.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
(Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам)
14. Домашнее задание.
- Дома вы из этого текста выпишите словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) и определите род, число, а у имен существительных еще и падеж.
15. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
16.Подписывание открыток.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт