kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку.

Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Оборудование:  презентация, таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь.

Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

3. Новый материал.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

(Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, светлый, солнечный, прекрасный, тоскливый, печальный.)

                   Слайд 1

- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

 (Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова)

                  Отшумела злая вьюга,

                  Стала ночь короче дня.

                  Теплый ветер дует с юга,

                  Капли падают, звеня…

                  Улеглись в полях метели

                  В свои белые постели,

                  И весна идет повсюду,

                  Гонит зиму со двора. ДИАНА

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

                  По тонкой нитке ручейка

                  Сбежал с пригорка снег.

                  И на пригорке вдруг цветок

                  Раскрылся раньше всех.          (Подснежник) СЛАЙД

- Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. Самый храбрый из первоцветов.  Поэт Иванов посвятил ему стихи.

                  Цветок весны, идущий к нам по снегу,

                  Простой цветок, но сколько он несет

                  Добра, и радости, и счастья человеку!  РИТА

 А древняя легенда рассказывает о нем:

 Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды. ЗАРИНА

 А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. АНГЕЛИНА

 А теперь послушайте сказку о подснежнике. АДЕЛЯ

 Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его «подснежник».

-Запишите предложение:

 Первый весенний цветок – нежный подснежник.

- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

             Имя прилагательное.

       Обозначает признак предмета.

          какой? какая? какое? какие?

 Имеет связь с именем существительным.

 Изменяется по числам и родам и падежам.

Подчеркните имена прилагательные. Обозначьте их  род.

Разберем по составу слово подснежник.

(Дети выполняют задание).

- Какие весенние месяцы вы знаете? Запишите их названия в тетради.

- Произведите фонетический разбор слова АПРЕЛЬ.

- Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка. СЛАЙДЫ

А это что за цветок?

                  А я цветочек желтенький

                 С зеленым стебельком.

                 Раскроюсь утром ранним,

                 Закроюсь вечерком.             (Одуванчик) СЛАЙД

- Это тоже один из первых весенних цветов.

 А теперь запишите  предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Произведите синтаксический разбор данного предложения.

Найдите имя прилагательное.

Произведите морфологический разбор имени прилагательного.

 А теперь я вам немного расскажу об этих цветах:

- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову ПАХУЧАЯ.

(Душистая, ароматная)

 Запишите в тетрадь через запятую  в одну строку встречающиеся в тексте прилагательные.

- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные. (Пушистые, мягкие, блестящие, холодные)

- Объясните орфограммы.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

9. Работа с текстом.

СЛАЙД

Прочитайте стихотворение.  Назовите прилагательные.

Какие эпитеты можно подобрать к слову весна?

10.Слайд

Из слогов соберите слова.

Назовите имена существительные. (ВЕСНА, ПОДСНЕЖНИК, ВЕТЕРОК)

Назовите имена прилагательные.(СОЛНЕЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ)

Назовите глаголы. (ПРИШЛА)

11.Образование прилагательных.

-От слов какой части речи можно образовать прилагательные? (СУЩ)

Каким способом, с помощью какой части слова?

СЛАЙД
Образуйте  от данных сущ. прил. Выделите суффикс.

12.Работа с текстом. СЛАЙД.

Работа на инд. листах.

Вставьте пропущенные окончания.

Определите падеж прилагательных.

13.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

                      Дерево, цветок, трава и птица

                      Не всегда умеют защититься.

                      Если будут уничтожены они,

                      На планете мы останемся одни. НАСТЯ

 Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

     Посмотрите на плакат.

  Я должен над цветами наклониться

  Не для того, чтоб рвать или срезать;

  А чтоб увидеть добрые их лица

  И доброе лицо им показать!

 (Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам)

14. Домашнее задание.

- Дома вы из этого текста выпишите словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) и определите род, число, а у имен существительных еще и падеж.

15. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

16.Подписывание открыток.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».»

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».

Интегрированный урок по русскому языку.

Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Оборудование: презентация, таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь.

Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

3. Новый материал.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

(Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, светлый, солнечный, прекрасный, тоскливый, печальный.)

                   Слайд 1

- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

 (Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова)

                  Отшумела злая вьюга,

                  Стала ночь короче дня.

                  Теплый ветер дует с юга,

                  Капли падают, звеня…

                  Улеглись в полях метели

                  В свои белые постели,

                  И весна идет повсюду,

                  Гонит зиму со двора. ДИАНА

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

                  По тонкой нитке ручейка

                  Сбежал с пригорка снег.

                  И на пригорке вдруг цветок

                  Раскрылся раньше всех.          (Подснежник) СЛАЙД

- Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. Самый храбрый из первоцветов. Поэт Иванов посвятил ему стихи.

                  Цветок весны, идущий к нам по снегу,

                  Простой цветок, но сколько он несет

                  Добра, и радости, и счастья человеку!  РИТА

 

 А древняя легенда рассказывает о нем:

 Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды. ЗАРИНА

 А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. АНГЕЛИНА

 А теперь послушайте сказку о подснежнике. АДЕЛЯ

 Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его «подснежник».

-Запишите предложение:

 Первый весенний цветок – нежный подснежник.

- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

             Имя прилагательное.

       Обозначает признак предмета.

          какой? какая? какое? какие?

 Имеет связь с именем существительным.

 Изменяется по числам и родам и падежам.



Подчеркните имена прилагательные. Обозначьте их род.

Разберем по составу слово подснежник.

(Дети выполняют задание).



- Какие весенние месяцы вы знаете? Запишите их названия в тетради.

- Произведите фонетический разбор слова АПРЕЛЬ.

- Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка. СЛАЙДЫ

А это что за цветок?

                  А я цветочек желтенький

                 С зеленым стебельком.

                 Раскроюсь утром ранним,

                 Закроюсь вечерком.             (Одуванчик) СЛАЙД

- Это тоже один из первых весенних цветов.

 А теперь запишите предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Произведите синтаксический разбор данного предложения.

Найдите имя прилагательное.

Произведите морфологический разбор имени прилагательного.

А теперь я вам немного расскажу об этих цветах:

- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову ПАХУЧАЯ.

(Душистая, ароматная)

Запишите в тетрадь через запятую в одну строку встречающиеся в тексте прилагательные.

- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные. (Пушистые, мягкие, блестящие, холодные)

- Объясните орфограммы.

 

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

9. Работа с текстом.

СЛАЙД

Прочитайте стихотворение. Назовите прилагательные.

Какие эпитеты можно подобрать к слову весна?

10.Слайд

Из слогов соберите слова.

Назовите имена существительные. (ВЕСНА, ПОДСНЕЖНИК, ВЕТЕРОК)

Назовите имена прилагательные.(СОЛНЕЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ)

Назовите глаголы. (ПРИШЛА)

11.Образование прилагательных.

-От слов какой части речи можно образовать прилагательные? (СУЩ)

Каким способом, с помощью какой части слова?

СЛАЙД
Образуйте от данных сущ. прил. Выделите суффикс.

12.Работа с текстом. СЛАЙД.

Работа на инд. листах.

Вставьте пропущенные окончания.

Определите падеж прилагательных.

13.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

                     

Дерево, цветок, трава и птица

                      Не всегда умеют защититься.

                      Если будут уничтожены они,

                      На планете мы останемся одни. НАСТЯ

 Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

     Посмотрите на плакат.

  Я должен над цветами наклониться

  Не для того, чтоб рвать или срезать;

  А чтоб увидеть добрые их лица

  И доброе лицо им показать!

(Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам)

14. Домашнее задание.

- Дома вы из этого текста выпишите словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) и определите род, число, а у имен существительных еще и падеж.

15. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

16.Подписывание открыток.

















Разработка открытого урока по русскому языку .

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».



Разработку выполнила: учитель начальных классов

МБОУ лицея №107 Ахметова Лилия Ануваровна













Уфа- 2013г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ахметова Лилия Ануваровна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства