Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».
Интегрированный урок по русскому языку.
Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Оборудование: презентация, таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь.
Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
3. Новый материал.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
(Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора. ДИАНА
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Подснежник) СЛАЙД
- Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. Самый храбрый из первоцветов. Поэт Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра, и радости, и счастья человеку! РИТА
А древняя легенда рассказывает о нем:
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды. ЗАРИНА
А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. АНГЕЛИНА
А теперь послушайте сказку о подснежнике. АДЕЛЯ
Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его «подснежник».
-Запишите предложение:
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
Имя прилагательное.
Обозначает признак предмета.
какой? какая? какое? какие?
Имеет связь с именем существительным.
Изменяется по числам и родам и падежам.
Подчеркните имена прилагательные. Обозначьте их род.
Разберем по составу слово подснежник.
(Дети выполняют задание).
- Какие весенние месяцы вы знаете? Запишите их названия в тетради.
- Произведите фонетический разбор слова АПРЕЛЬ.
- Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка. СЛАЙДЫ
А это что за цветок?
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (Одуванчик) СЛАЙД
- Это тоже один из первых весенних цветов.
А теперь запишите предложение.
Поляны запестрели от душистых цветов.
Произведите синтаксический разбор данного предложения.
Найдите имя прилагательное.
Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
А теперь я вам немного расскажу об этих цветах:
- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову ПАХУЧАЯ.
(Душистая, ароматная)
Запишите в тетрадь через запятую в одну строку встречающиеся в тексте прилагательные.
- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные. (Пушистые, мягкие, блестящие, холодные)
- Объясните орфограммы.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Назовите имена существительные. (ВЕСНА, ПОДСНЕЖНИК, ВЕТЕРОК)
Назовите имена прилагательные.(СОЛНЕЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ)
Назовите глаголы. (ПРИШЛА)
11.Образование прилагательных.
-От слов какой части речи можно образовать прилагательные? (СУЩ)
Каким способом, с помощью какой части слова?
СЛАЙД
Образуйте от данных сущ. прил. Выделите суффикс.
12.Работа с текстом. СЛАЙД.
Работа на инд. листах.
Вставьте пропущенные окончания.
Определите падеж прилагательных.
13.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. НАСТЯ
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».
Посмотрите на плакат.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
(Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам)
14. Домашнее задание.
- Дома вы из этого текста выпишите словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) и определите род, число, а у имен существительных еще и падеж.
15. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
16.Подписывание открыток.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».»
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».
Интегрированный урок по русскому языку.
Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Оборудование: презентация, таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь.
Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
3. Новый материал.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
(Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора. ДИАНА
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Подснежник) СЛАЙД
- Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. Самый храбрый из первоцветов. Поэт Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра, и радости, и счастья человеку! РИТА
А древняя легенда рассказывает о нем:
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды. ЗАРИНА
А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. АНГЕЛИНА
А теперь послушайте сказку о подснежнике. АДЕЛЯ
Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его «подснежник».
-Запишите предложение:
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
Имя прилагательное.
Обозначает признак предмета.
какой? какая? какое? какие?
Имеет связь с именем существительным.
Изменяется по числам и родам и падежам.
Подчеркните имена прилагательные. Обозначьте их род.
Разберем по составу слово подснежник.
(Дети выполняют задание).
- Какие весенние месяцы вы знаете? Запишите их названия в тетради.
- Произведите фонетический разбор слова АПРЕЛЬ.
- Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка. СЛАЙДЫ
А это что за цветок?
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (Одуванчик) СЛАЙД
- Это тоже один из первых весенних цветов.
А теперь запишите предложение.
Поляны запестрели от душистых цветов.
Произведите синтаксический разбор данного предложения.
Найдите имя прилагательное.
Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
А теперь я вам немного расскажу об этих цветах:
- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову ПАХУЧАЯ.
(Душистая, ароматная)
Запишите в тетрадь через запятую в одну строку встречающиеся в тексте прилагательные.
- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные. (Пушистые, мягкие, блестящие, холодные)
- Объясните орфограммы.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Назовите имена существительные. (ВЕСНА, ПОДСНЕЖНИК, ВЕТЕРОК)
Назовите имена прилагательные.(СОЛНЕЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ)
Назовите глаголы. (ПРИШЛА)
11.Образование прилагательных.
-От слов какой части речи можно образовать прилагательные? (СУЩ)
Каким способом, с помощью какой части слова?
СЛАЙД Образуйте от данных сущ. прил. Выделите суффикс.
12.Работа с текстом. СЛАЙД.
Работа на инд. листах.
Вставьте пропущенные окончания.
Определите падеж прилагательных.
13.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. НАСТЯ
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».
Посмотрите на плакат.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
(Если будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам)
14. Домашнее задание.
- Дома вы из этого текста выпишите словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) и определите род, число, а у имен существительных еще и падеж.