Распознавание числа имён существительных (урок русского языка во 2 классе)
Распознавание числа имён существительных (урок русского языка во 2 классе)
Цель: продолжить знакомство детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа; развивать воображение; воспитывать чувство коллективизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Распознавание числа имён существительных (урок русского языка во 2 классе)»
Тема: Распознавание числа имён существительных
Цель: продолжить знакомство детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа; развивать воображение; воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: учебник, музыка из известных фильмов, карточки.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте повернёмся и с ними поздороваемся! Садитесь!
Прозвенел для вас звонок, Начинаем наш урок, Все ль к занятиям готовы? Вы скажите мне друзья. Если всё у вас на месте, То ответьте дружно
Дети: да!
Учитель:
Ну, тогда урок начнём, С вами в сказку попадём! И не просто в сказку, А в волшебную страну, Да, такую лишь одну!
2 Актуализация знаний.
-Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
МОЙ СЕКРЕТ В той удивительной Стране, Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ И озорных Затей Когда-то каждый был из нас Одним из тех детей.
Сергей Михалков
-Вы знакомы с этим стихотворением? На каком уроке мы изучали его? Что это за «страна фантазий»?
Как вы думаете, как называется страна, в которой мы сегодня побываем. Учитель:
Здесь окна необычные, Деревья не привычные. И даже дверь наоборот, На крыше замка бегемот! Ну, что же эта за страна, Ведь необычная она, Чтоб нам название узнать, Должны загадку отгадать: Любят дети там мечтать, Чудеса изображать! Скажет дружно мы друзья, Та страна – (дети) ФАНТАЗИЯ!
Учитель: Мы попали с вами в волшебную страну.
На минутке чистописания запишем первую букву слова фантазия ( пишут строчку буквы ф, слово фантазия и синоним к слову фантазия)
Учитель:- Жители этой страны очень любят фантазировать, но и с большим желанием они любят учиться. Они передали мне для вас 2 карточки с заданиями, в которых специально сделали ошибки, чтобы проверить, как вы знаете правила правописания. Они просят вас, дети, исправить их. Я даю карточки двум ученикам. Они работают у доски, а вы в тетради. Проверка работы на доске.
I. Исправь ошибки. Укажи единственное и множественное число.
МЫЖь-МЫШИ
ПЧИЛА-ПЧЁЛЫ
САСНА-СОСНЫ
- К какой части речи относятся эти слова?
II. Исправь ошибки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Харошие и добрые скаски жывут долго.
- На какие вопросы отвечает существительное?
Учитель: Все остальные работаем. На доске записаны рифмой словарные слова. Прочитайте эти слова. Запишите по памяти.
Баран, гараж, газета,
Пальто, завод, ракета.
- Какие слова записали? Проверим эти слова.
Учитель: Из чего состоят наши фантазии?
Это наше воображение, мечта.
Да, фантазия- это воображение, что-то необычное, не существующее в реальной жизни!
В минуты мечтаний мы смотрим на голубое небо и видим…
- Что проплывает по небу? Дети: Облака.
- На доске расположены облака. На каждом облаке слово. Расположите облака в правильном порядке так, чтобы получилось предложение.
Дети составляют предложение: По небу плывут пушистые облака.
_ Какими ещё могут быть облака? (Белыми, задумчивыми…)
-Запишите это предложение в тетради, а к доске пойдёт ученик и запишет его. Прочитай. 1.Определи главные члены предложения, подчерни их. Задайте вопрос к второстепенному члену предложения.2. Найди и надпиши существительные. 3.Определите число существительных.
Учитель:- Что мы знаем о существительном?
-Что такое имя существительное?
-Какие имена существительные находятся в единственном числе? Какие во множественном?
-На доске изображены предметы. Определите, какие предметы в единственном числе, а какие - во множественном.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Тема нашего сегодняшнего урока: Распознавание числа имён существительных.
Физкультминутка: В стране фантазий мы гуляли, (Дети маршируют на месте.)И за всем тут наблюдали.(Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели(Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)И нас лучики согрели.
Теперь словно рыба, в воде проплывём (делаем руками волну) И клад непременно на дне мы найдём! (наклоняемся)
Дружно хлопаем в ладоши,(Хлопают в ладоши.)
Хорошо мы погуляли,(Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали!(Дети садятся на свои места.)
Глаза крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного. Представь, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных!
Учитель: А, кто может жить в такой стране?(Ответ детей)
Учитель: Да, в такой стране могут жить необычные птицы, звери, люди, В этой стране даже могут расти необычные цветы, травы. Например: у фантастического зверя может быть голова тигра, вместо шерсти расти цветы и травы, или у человека может быть тело рыбы. Ребята, вы встречали таких героев? На столах у вас лежат светофоры!
1)Учитель: Если я буду называть жителя фантастической страны, то вы поднимаете красную, а если жителя - реальности, то зелёную! Готовы? На доске написано:
Русалочка
Воробьи
Чебурашка
Лисички
Водяной
- К доске пойдёт ученик и через тире напишет существительное другого числа. Учащиеся определяют число.
Учитель: Жители фантастической страны иногда не умеют подобрать слова во множественном или в единственном числе. Давайте им поможем.
2)Работа в учебнике. Откройте учебники.
- с. 62, упр.106. 1 часть-1 вариант, 2 часть-2 вариант.
3) Учитель: Всегда ли мы можем изменить число существительное?
Учитель: Вы знаете, что некоторые слова имеют только одно или только множественное число. Приведите примеры.
Работа по парам.
– На партах лежат карточки. По партам: выписать слова, которые употребляются только во множественном числе, 2 парта- только в единственном числе.
Вывод: Есть имена существительные в русском языке, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном.
4. Итог урока.
Учитель: Любая фантазия художника всегда опирается на правду жизни, реальную действительность, и только научившись видеть, воспринимать окружающий вас мир вы сможете фантазировать.. . Ведь фантазировать это так здорово!
- Мечты бывают разные: Серьезные и праздные. Есть мечты большого роста, Дорасти до них непросто. Но если мы живем с тобой Светлой, радостной мечтой, Она согреет сердце наше, И все на свете станет краше. А где свет и доброта, Всегда сбудется мечта!
- У каждого на парте лежит солнышко. Запишите, каждый свою мечту.