kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Основы природопользования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса. 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Основы природопользования»»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

педагогическим советом

Протокол № _____ от «___»________2019г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Избердеевская НШДС» ____________Е.Н.Припадчева

Приказ № _____ от «___» _________2019г.











филиал МБОУ «Избердеевская НШДС»

в с. Петровское



Программа

дополнительного образования

для детей младшего школьного возраста

«Основы природопользования»



Срок реализации: 1 года



Составитель программы:

учитель начальных классов

Корнакова

Ольга Александровна





с. Петровское

2019 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Избердеевская начальная школа – детский сад».

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность данного курса связана со всеми более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в данный курс.

Учебный курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа.

Курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду.

Данный курс «Основы природопользования и охраны окружающей среды» ориентирован на изучение проблем природопользования на своей территории.

В основе содержания программы лежат пути охраны живой природы, идея гармонии человека и природы, идея гуманизации, раскрывающаяся на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.

Цель курса: формирование у учащихся экологического мировоззрения в рамках научного познания картины мира.

Задачи курса:

  1. Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.

  2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

  3. Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.

  4. Развитие потребности в общении с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию окружающего мира в единстве с нравственно – этическими переживаниями.


Данный курс способствует формированию у учащихся экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности, развивает нравственные качества, формирует способность принимать альтернативные решения, культуру духовного общения с природой, развивает эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной среды.

В процессе реализации программы формируются:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства по отношению к природе;

- желание осуществлять позитивную природоохранную деятельность;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

На изучение данного курса отводится 17 часов в год. Занятия проводятся в количестве 1 урока в неделю.



Планируемые результаты освоения курса

Предметные:

У учащихся формируются знания следующих понятий:

- понятия «природа», «труд», «общество», «природные условия», «природопользование»;

- виды природопользования;

- взаимосвязи природы, человека и общества;

-основные этапы развития природопользования;

- примеры изменения характера природопользования в процессе развития общества;

- особенности человека нового типа, его отношение к природе;

- причины хищнического характера природопользования.

У учащихся формируются умения выполнять следующие действия:

- наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;

- оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;

- характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;

- приводить примеры отношения человека, общества к природе;

- получать информацию из различных источников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу;

- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;

- планировать самостоятельное высказывание;

- фиксировать в конце занятия удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью, правильно относится к успехам/ неуспехам;

- корректировать свое поведение на занятии с учетом установленных правил.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- выделять важную информацию из источников разных типов;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;

- осуществлять классификацию и синтез объектов;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.

- моделировать различные жизненные ситуации.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство любви и уважения к природе;

- представление о природопользовании и охране окружающей среды;

- представление о деятельности человека по отношению к природе, экологических основах природопользования;

- представления о роли науки в охране природы и природопользовании;

- эстетические потребности и чувства;

- установка на соблюдение правил охраны природы;

- готовность к бережному отношению природы родного края.


Содержание учебного курса

Введение

Для чего нужно изучать природопользование. Понятие «природопользование». Связь природопользования с понятиями «окружающая среда», «рациональное и нерациональное природопользование». Значение экологических знаний.

Раздел 1. Взаимодействие общества и природы

    1. Природа – материальная основа природопользования

Понятия «живая» и «неживая» природа, уровни организации жизни на Земле. Основные свойства живого, влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны. Экологические основы природопользования. Особенности взаимодействия природы и общества.

    1. Взаимодействие общества и природы

Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на окружающую среду. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно – технический прогресс и природа в современную эпоху. Периоды природопользования. Технологические революции. Антропогенное воздействие на природу. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути решения экологических проблем.

    1. Человек и природа

Современный период воздействия на природу. Методы современных научных исследований в области природопользования: прогнозирование развития системы «природа – человек – общество». Виды прогнозов. Особенности природопользования на ранних этапах развития общества и на современном этапе. Относительный характер устойчивости биологических систем. Роль науки в окружающей среде.

    1. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Понятие «природные ресурсы», природное благо. Классификация природных ресурсов. Природные условия России. Природные ресурсы России. Принципы и методы рационального природопользования. Экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования.

    1. Глобальные проблемы человечества

Охрана и улучшение среды жизни человека. Влияние среды на организм человека. Зеленые насаждения в городе, их биологическое и эстетическое значение. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов. Шум и его влияние на организм человека. Меры борьбы с шумовым загрязнением. Охрана растительного и животного мира. Закон об охране природы. Организация заповедников и заказников. Заповедные территории России, Тамбовской области. Редкие виды животных и растений России, Тамбовской области. Значение растений в природе и хозяйственной деятельности людей. Значение растений в стабилизации климата. Повышение плодородия почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на животных. Влияние вредных выбросов на состояние окружающей среды.

Раздел 2. Охрана природы

2.1.Охрана природы и окружающей среды

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций, международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого – экономические подходы к природоохранной деятельности. Охраняемые природные территории.








Учебно – тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практические занятия

Введение

1


  1. Природа – материальная основа природопользования

2


  1. Взаимодействие общества и природы

2


  1. Человек и природа

2

1

  1. Природные ресурсы и рациональное природопользование

2

1

  1. Глобальные проблемы человечества

2

1

  1. Охрана природы и окружающей среды

4

2































Информационные источники:

Учебно – методическая литература:

  1. Боголюбов С.А. Экология. Учебное пособие. – М.: Знание, 2012

  2. Винокуров Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 2013.

  3. Воронов Н. А. Экология. М.: Агар. 2012.

Электронные ресурсы:

  1. Электронная библиотека. Форма доступа: http://www.sci-lib.com.

  2. Экологический портал. Форма доступа: http://ecoportal.su/public.php.

  3. Федеральные образовательные ресурсы. Форма доступа:

http://www.mon.gov.ru

http://www.obrnadzor.gov.ru

http://www.ed.gov.ru.

  1. Федеральный информационно-образовательный портал. Форма доступа: http://edu.ru.

  2. Средства массовой информации образовательной направленности. Форма доступа: http://www.newseducation.ru.

  3. Энциклопедии словари, справочники, каталоги. Форма доступа: http://edu-all.ru.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа «Основы природопользования»

Автор: Корнакова Ольга Александровна

Дата: 30.03.2019

Номер свидетельства: 505370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-prirodopol-zovaniie-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "209340"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431096760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-distsipliny-ekologhichieskiie-osnovy-prirodopol-zovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "278939"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453146836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пассечник В.В. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-umk-passiechnik-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "190169"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427114687"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "244696"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445974174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства