Данная рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Основы природопользования»»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
педагогическим советом
Протокол № _____ от «___»________2019г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Избердеевская НШДС» ____________Е.Н.Припадчева
Приказ № _____ от «___» _________2019г.
филиал МБОУ «Избердеевская НШДС»
в с. Петровское
Программа
дополнительного образования
для детей младшего школьного возраста
«Основы природопользования»
Срок реализации: 1 года
Составитель программы:
учитель начальных классов
Корнакова
Ольга Александровна
с. Петровское
2019 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Избердеевская начальная школа – детский сад».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность данного курса связана со всеми более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в данный курс.
Учебный курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа.
Курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду.
Данный курс «Основы природопользования и охраны окружающей среды» ориентирован на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе содержания программы лежат пути охраны живой природы, идея гармонии человека и природы, идея гуманизации, раскрывающаяся на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Цель курса: формирование у учащихся экологического мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Задачи курса:
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
Развитие потребности в общении с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию окружающего мира в единстве с нравственно – этическими переживаниями.
Данный курс способствует формированию у учащихся экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности, развивает нравственные качества, формирует способность принимать альтернативные решения, культуру духовного общения с природой, развивает эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной среды.
В процессе реализации программы формируются:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства по отношению к природе;
- желание осуществлять позитивную природоохранную деятельность;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
На изучение данного курса отводится 17 часов в год. Занятия проводятся в количестве 1 урока в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные:
У учащихся формируются знания следующих понятий:
- понятия «природа», «труд», «общество», «природные условия», «природопользование»;
- виды природопользования;
- взаимосвязи природы, человека и общества;
-основные этапы развития природопользования;
- примеры изменения характера природопользования в процессе развития общества;
- особенности человека нового типа, его отношение к природе;
- причины хищнического характера природопользования.
У учащихся формируются умения выполнять следующие действия:
- наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
- оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
- характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
- приводить примеры отношения человека, общества к природе;
- получать информацию из различных источников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- принимать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу;
- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
- планировать самостоятельное высказывание;
- фиксировать в конце занятия удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью, правильно относится к успехам/ неуспехам;
- корректировать свое поведение на занятии с учетом установленных правил.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- выделять важную информацию из источников разных типов;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.
- моделировать различные жизненные ситуации.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство любви и уважения к природе;
- представление о природопользовании и охране окружающей среды;
- представление о деятельности человека по отношению к природе, экологических основах природопользования;
- представления о роли науки в охране природы и природопользовании;
- эстетические потребности и чувства;
- установка на соблюдение правил охраны природы;
- готовность к бережному отношению природы родного края.
Содержание учебного курса
Введение
Для чего нужно изучать природопользование. Понятие «природопользование». Связь природопользования с понятиями «окружающая среда», «рациональное и нерациональное природопользование». Значение экологических знаний.
Раздел 1. Взаимодействие общества и природы
Природа – материальная основа природопользования
Понятия «живая» и «неживая» природа, уровни организации жизни на Земле. Основные свойства живого, влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны. Экологические основы природопользования. Особенности взаимодействия природы и общества.
Взаимодействие общества и природы
Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на окружающую среду. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно – технический прогресс и природа в современную эпоху. Периоды природопользования. Технологические революции. Антропогенное воздействие на природу. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути решения экологических проблем.
Человек и природа
Современный период воздействия на природу. Методы современных научных исследований в области природопользования: прогнозирование развития системы «природа – человек – общество». Виды прогнозов. Особенности природопользования на ранних этапах развития общества и на современном этапе. Относительный характер устойчивости биологических систем. Роль науки в окружающей среде.
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Понятие «природные ресурсы», природное благо. Классификация природных ресурсов. Природные условия России. Природные ресурсы России. Принципы и методы рационального природопользования. Экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования.
Глобальные проблемы человечества
Охрана и улучшение среды жизни человека. Влияние среды на организм человека. Зеленые насаждения в городе, их биологическое и эстетическое значение. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов. Шум и его влияние на организм человека. Меры борьбы с шумовым загрязнением. Охрана растительного и животного мира. Закон об охране природы. Организация заповедников и заказников. Заповедные территории России, Тамбовской области. Редкие виды животных и растений России, Тамбовской области. Значение растений в природе и хозяйственной деятельности людей. Значение растений в стабилизации климата. Повышение плодородия почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на животных. Влияние вредных выбросов на состояние окружающей среды.
Раздел 2. Охрана природы
2.1.Охрана природы и окружающей среды
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций, международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого – экономические подходы к природоохранной деятельности. Охраняемые природные территории.
Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Практические занятия
Введение
1
Природа – материальная основа природопользования
2
Взаимодействие общества и природы
2
Человек и природа
2
1
Природные ресурсы и рациональное природопользование
2
1
Глобальные проблемы человечества
2
1
Охрана природы и окружающей среды
4
2
Информационные источники:
Учебно – методическая литература:
Боголюбов С.А. Экология. Учебное пособие. – М.: Знание, 2012
Винокуров Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 2013.
Воронов Н. А. Экология. М.: Агар. 2012.
Электронные ресурсы:
Электронная библиотека. Форма доступа: http://www.sci-lib.com.
Экологический портал. Форма доступа: http://ecoportal.su/public.php.
Федеральные образовательные ресурсы. Форма доступа:
http://www.mon.gov.ru
http://www.obrnadzor.gov.ru
http://www.ed.gov.ru.
Федеральный информационно-образовательный портал. Форма доступа: http://edu.ru.
Средства массовой информации образовательной направленности. Форма доступа: http://www.newseducation.ru.
Энциклопедии словари, справочники, каталоги. Форма доступа: http://edu-all.ru.