kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплиныЕН.02 Экологические основы природопользования основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.06 Полиграфическое производство (базовой подготовки)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО 29.02.06 Полиграфическое производство (базовая подготовка), примерной программы учебной дисциплины Экологические основы природопользования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования»


ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины




УТВЕРЖДАЮ


Зам. директора по УР

___________Н.А. Краснопевцева
«_____» __________ 20_____ г.






Рабочая программа учебной дисциплины

ЕН.02 Экологические основы природопользования


основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

по специальности



29.02.06 Полиграфическое производство



(базовой подготовки)






Самара, 2015 г.


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 29.02.06 Полиграфическое производство (базовая подготовка), примерной программы учебной дисциплины Экологические основы природопользования.



Разработчики:

Преподаватель ГАПОУ «СГК» М.В. Мунтян



Одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

дисциплин естественно-научного профиля

Протокол № __ от «__»____________ 2015 г.

Председатель П(Ц)К _____________ Н.М. Шигонцева














СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.1. Область применения программы 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4

1.4. Перечень формируемых компетенций: 5

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 15

3.2. Информационное обеспечение обучения 15

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 16

Приложение 1 18




















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 29.02.06 Полиграфическое производство (базовая подготовка).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Экологические основы природопользования входит в цикл естественнонаучных дисциплин учебного плана специальности 29.02.06 Полиграфическое производство (базовая подготовка).

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

-понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля;

- условия устойчивого состояния экосистем.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка студентов - 72 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 48 часов,

- самостоятельная работа студентов - 24 часов.




















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лекции, разбор конкретных ситуаций, дискуссия, обсуждение видеофильмов

28

лабораторные работы

Не предусмотрены

практические занятия

в том числе: зачет

20


контрольные работы

Не предусмотрены

курсовая работа (если предусмотрена)

Не предусмотрена

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрена)

Не предусмотрена

подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)

23

подготовка к промежуточной аттестации

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в третьем семестре



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов)

Объем часов

Уровень освоения


1


2


3


4


Раздел 1. Экология и природопользование




Тема 1.1. Организм и среда обитания. Факторы среды.

Содержание учебного материала:


2


1

1-2. Введение. Предмет и задачи дисциплины.

Самостоятельная работа:


1


Написание сообщения на тему: «Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества».

Практические занятия:




1



1





2

3. Практическая работа №1.

Изучение сред обитания живых организмов и действия факторов среды на организм.

4. Практическая работа №2.

Изучение среды обитания человека, проживающего в Самарской области.

Выявление районов повышенной экологической опасности.

Самостоятельная работа:



1


Заполнение таблицы «Экологически неблагополучные регионы России, их причины».

Тема 1.2.

Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.


Содержание учебного материала:


1


1,2

5.Урок-дискуссия: «Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии».

Практические занятия:





1







2

6. Практическая работа №3.

Выявление основных причин экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

Изучение локальных, региональных и глобальных проблем экологии.

Самостоятельная работа:



1


Написание сообщения на тему: «Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху»

Тема 1.3.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Практические занятия:




2




2




7-8. Практическая работа №4-5.

Изучение природных ресурсов. Составление схемы «Природные ресурсы и их классификация».

Самостоятельная работа:





1


Составление таблицы «Природные ресурсы Самарской области»

Содержание учебного материала:




1


1





1,2

9. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

10. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.


Самостоятельная работа:






1


Написание сообщения на одну из тем:

«Пищевые добавки в продуктах питания»,

«Генномодифицированные продукты: польза или вред»,

«Экология и продукты питания»,

«Вегетарианство».

Тема 1.4.

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей

среды.

Содержание учебного материала:




1

1





1,2

11. Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

12. Принципы и правила охраны природы.


Самостоятельная работа:





1


Написание сообщения на тему: «Отличие решения проблем рационального природопользования в развитых и развивающихся странах»

Содержание учебного материала:





1

1





1,2

13. Основные аспекты охраны природы.

14. Ресурсные циклы. Система управления отходами.


Самостоятельная работа:




1


Написание сообщения на тему: «Создание и использование малоотходных и безотходных технологий. Опыт разных стран».


Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.


Содержание учебного материала:



1

1



1,2

15.Мониторинг окружающей среды. Его основные задачи.

16.Виды мониторинга.

Самостоятельная работа:




1


Написание рассуждения на тему: «Необходимость проведения мониторинга природной среды». Обосновать свой ответ.

Практические занятия:



1





2

17. Практическая работа № 6.

Изучение общих характеристик параметров качества природной окружающей среды: ПДК, ПДВ, ПДС, «рабочая зона», «природный фон загрязнителя».

Содержание учебного материала:


1


1,2

18. Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Самостоятельная работа:


1


Написание сообщения на тему: «Мониторинг промышленного предприятия»

Тема 1.6.

Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.


Практические занятия:




1


1





2

19. Практическая работа №7.

Изучение основных источников загрязнения окружающей среды.

20. Практическая работа №8.

Определение основных групп загрязняющих веществ в природе.

Самостоятельная работа:


1


Подготовка доклада на тему: «Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов»

Практические занятия:





2





2

21-22. Практическая работа №9-10.

Выявление источников загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Самостоятельная работа:



1


Написание сообщения на тему: «Проблема захоронения и утилизации радиоактивных отходов».

Содержание учебного материала:



1

1



1,2

23. Понятие экологического риска. Степень загрязнения.

24. Влияние на экологию различных этапов полиграфического производства.

Самостоятельная работа:



1


Индивидуальный проект.

Раздел 2. Охрана окружающей среды.





Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы.


Практические занятия:



25. Практическая работа №11.

Изучение строения и газового состава атмосферы. Баланс газов в атмосфере.

26. Практическая работа №12.

Выявление последствий загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.

Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.



1



1




2

Самостоятельная работа:



1


Подготовка к семинару по теме: «Использование безотходных технологий. Озеленение городов и промышленных центров».

Практические занятия:





1





1,2

27. Практическая работа №13.

Изучение мер по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, защита от выхлопных газов автомобилей.

Содержание учебного материала:




28. Урок-семинар: «Использование безотходных технологий. Озеленение городов и промышленных центров».



1



1,2

Самостоятельная работа:


1


Разработка плана-схемы озеленения городского района вблизи промышленного предприятия.

Тема 2.2.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.


Содержание учебного материала:


1


1

29. Природная вода и ее распространение.

Практические занятия:




1




2

30. Практическая работа №14.

Истощение и загрязнение водных ресурсов.

Самостоятельная работа:


1


Написание сообщения на тему: «Вода – источник жизни на Земле»

Практические занятия:





1



1






2

31. Практическая работа №15.

Изучение рационального использования водных ресурсов, мер по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.

32. Практическая работа №16.

Изучение видов очистных сооружений и оборотных систем водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

Самостоятельная работа:


1


Написание сообщения на тему: «Водные ресурсы Самарской области. Экологическое состояние».

Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана недр.


Содержание учебного материала:




1





1,2

33. Полезные ископаемые и их распространение. Роль недр и полезных ископаемых на планете и в хозяйственной деятельности человека.

Практические занятия:




1




2

34. Практическая работа №17.

Изучение распределения и запасов минерального сырья в мире.

Минерально-сырьевые ресурсы России. Составление таблицы.

Самостоятельная работа:


1


Написание сообщения на тему: «Исчерпаемость минеральных ресурсов».

Содержание учебного материала:



1


1




1,2

35. Использование недр человеком. Основные направления по использованию и охране недр.

36.Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.


Самостоятельная работа:


1


Составление и заполнение таблицы «Минерально-сырьевая база Самарской области».


Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.


Содержание учебного материала:




1



1





1,2

37. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв.

38. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

Самостоятельная работа:



1


Написание сообщения на тему: «Зелёная революция» и её последствия».

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.





Тема 3.1

Охрана ландшафтов.


Содержание учебного материала:


1


1



1,2

39. Охрана ландшафтов. Их классификация.

40. Особо охраняемые территории. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

Самостоятельная работа:


2


Создание презентации на одну из тем:

«Памятники природы Самарской области»,

«Особо охраняемые территории»,

«Заповедные зоны»,

«Красная книга».

Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Содержание учебного материала:





41. Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.

42. Организация рационального природопользования в России.



1




1




1,2

Самостоятельная работа:



1


Написание сообщения на тему: «Римский клуб – международная неправительственная общественная неформальная организация».

Тема 3.3.

Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.


Практические занятия:




1




2

43. Практическая работа №18.

Изучение правовых основ охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов.

Содержание учебного материала:




1




1,2

44. Урок-диспут: «Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения». Обсуждение видеороликов.

Самостоятельная работа:


1


Написание эссе на тему: «Мой вклад в защиту окружающей среды»

Тема 3.4. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала:



1


1





1,2

45. История международного природоохранного движения.

46. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.

Практические занятия:



1



2

47. Практическая работа №19.

Изучение роли международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

Самостоятельная работа:


1


Подготовка к итоговой аттестации.

Практические занятия:




1


2,3


48. Зачёт.


Всего:


72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

  • видеоаппаратура

  • обучающие фильмы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2011.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.


Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2009.

Интернет-ресурсы: www/priroda.ru



  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Методическое обеспечение для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины отражено в Комплекте контрольно-оценочных средств по дисциплине.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;


знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

-понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля;

- условия устойчивого состояния экосистем.



устный опрос;

проверка практических работ;

ответы на вопросы;

тестирование;

проверка внеаудиторной самостоятельной работы;


Зачёт


















Приложение 1


КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Экологические основы природопользования

Таблица 1

Наименование образовательного результата

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

Самостоятельная внеаудиторная работа

Кол-во часов

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;




- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;





знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;













- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;


- принципы и методы рационального природопользования;






- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;






- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;








- методы экологического регулирования;





-понятие и принципы мониторинга окружающей среды;







- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;



- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;


- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;




- принципы производственного экологического контроля;





- условия устойчивого состояния экосистем.

Практическая работа №3.

Выявление основных причин экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Изучение локальных, региональных и глобальных проблем экологии.

Практическая работа №16.

Изучение видов очистных сооружений и оборотных систем водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.




Практическая работа №14.

Истощение и загрязнение водных ресурсов.

Практическая работа №7.

Изучение основных источников загрязнения окружающей среды.

Практическая работа №8.

Определение основных групп загрязняющих веществ в природе.

Практическая работа №9-10.

Выявление источников загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Практическая работа №2.

Изучение среды обитания человека, проживающего в Самарской области.

Выявление районов повышенной экологической опасности.



Практическая работа №1.

Изучение сред обитания живых организмов и действия факторов среды на организм.


Практическая работа №4-5.

Изучение природных ресурсов. Составление схемы «Природные ресурсы и их классификация».







Практическая работа №15.

Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.

Практическая работа №12.

Выявление последствий загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.

Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.




Практическая работа №7.

Изучение основных источников загрязнения окружающей среды.

Практическая работа №8.

Определение основных групп загрязняющих веществ в природе.


Практическая работа №16.

Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.



Практическая работа №18.

Изучение правовых основ охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов.



Практическая работа № 6.

Изучение общих характеристик параметров качества природной окружающей среды: ПДК, ПДВ, ПДС, «рабочая зона», «природный фон загрязнителя».





Практическая работа №18.

Изучение правовых основ охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов.


Практическая работа №19.

Изучение роли международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;



Практическая работа №17.

Изучение распределения и запасов минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Составление таблицы.




Практическая работа №13.

Изучение мер по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, защита от выхлопных газов автомобилей.



Практическая работа №1.

Изучение сред обитания живых организмов и действия факторов среды на организм.




Зачёт.


20

Написание сообщения на тему: «Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества».


Заполнение таблицы «Экологически неблагополучные регионы России, их причины».


Написание сообщения на тему: «Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху».


Составление таблицы «Природные ресурсы Самарской области».


Написание сообщения на одну из тем:

«Пищевые добавки в продуктах питания»,

«Генномодифицированные продукты: польза или вред»,

«Экология и продукты питания»,

«Вегетарианство».


Написание сообщения на тему: «Отличие решения проблем рационального природопользования в развитых и развивающихся странах».


Написание сообщения на тему: «Создание и использование малоотходных и безотходных технологий. Опыт разных стран».


Написание рассуждения на тему: «Необходимость проведения мониторинга природной среды». Обосновать свой ответ.


Написание сообщения на тему: «Мониторинг промышленного предприятия».


Подготовка доклада на тему: «Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов».


Написание сообщения на тему: «Проблема захоронения и утилизации радиоактивных отходов».


Индивидуальный проект.


Подготовка к семинару по теме: «Использование безотходных технологий. Озеленение городов и промышленных центров».


Разработка плана-схемы озеленения городского района вблизи промышленного предприятия.


Написание сообщения на тему: «Вода – источник жизни на Земле».


Написание сообщения на тему: «Водные ресурсы Самарской области. Экологическое состояние».


Написание сообщения на тему: «Исчерпаемость минеральных ресурсов».


Составление и заполнение таблицы «Минерально-сырьевая база Самарской области».


Написание сообщения на тему: «Зелёная революция» и её последствия».


Создание презентации на одну из тем:

«Памятники природы Самарской области»;

«Особо охраняемые территории»;

«Заповедные зоны»;

«Красная книга».


Написание сообщения на тему: «Римский клуб – международная неправительственная общественная неформальная организация».


Написание эссе на тему: «Мой вклад в защиту окружающей среды».

Подготовка к итоговой аттестации.


24




























1-2. Введение. Предмет и задачи дисциплины.

5.Урок-дискуссия: «Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии».

9. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

10. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

11. Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

12. Принципы и правила охраны природы.

13. Основные аспекты охраны природы.

14. Ресурсные циклы. Система управления отходами.

15. Мониторинг окружающей среды.

16.Виды мониторинга.

17.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду.

18. Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

23. Понятие экологического риска.

24. Степень загрязнения.

28. Урок-семинар: «Использование безотходных технологий. Озеленение городов и промышленных центров».

29. Природная вода и ее распространение.

33. Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире.

34. Минерально-сырьевые ресурсы России.

35. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр.

36.Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

37. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв.

38. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

39. Охрана ландшафтов. Их классификация.

40. Особо охраняемые территории. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

41. Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.

42. Организация рационального природопользования в России.

44. Урок-диспут: «Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения». Обсуждение видеороликов.

45. История международного природоохранного движения.

46. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы





28


















Таблица 2

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ


п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые результаты


«Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии».


1

Урок-дискуссия









- умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- знать особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;


«Использование безотходных технологий. Озеленение городов и промышленных центров».


1

Урок-семинар

знать:

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- методы экологического регулирования;



«Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения». Обсуждение видеороликов.


1

Урок -диспут

знать:

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- условия устойчивого состояния экосистем;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;


1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования

Автор: Мунтян Марина Викторовна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курс лекций по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(80) "kurs_lektsii_po_uchebnoi_distsipline_en_02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovan"
    ["file_id"] => string(6) "538002"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580461510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа МДК 03.02 "Экологические основы природопользования""
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia_proghramma_mdk_03_02_ekologhichieskiie_osnovy_prirodopol_zovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "350794"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476964820"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-distsiplinie-ekologhichieskiie-osnovy-prirodopol-zovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "191831"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427373688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnoi_distsipliny_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovanii"
    ["file_id"] => string(6) "560538"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603108663"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства