Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Глаголия»
Урок русского языка в 3-м классе
" Путешествие в страну Глаголия"
Урок русского языка в 3-м классе
" Путешествие в страну Глаголия"
Цель урока: обобщение знаний учащихся о глаголе.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе, закрепление умений определять морфологические признаки глагола.
Развивающие: развитие речи детей, логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедиа –проектор, презентация, листы с заданиями для детей.
Ход урока
I. Психологический настрой на урок.
-Как вы себя чувствуете? (Нам на уроке хорошо и спокойно).
II. Оформление тетрадей.
-Запишите дату, классная работа.
III. Актуализация знаний. (Слайд 1)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол!)
Учитель: - Откуда у глагола такое название? (Слайд 2)
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля толкует нам это слово так : « Глагол – слово, речь, мысль... « ГЛАГОЛЪ – название буквы Г в славянской и русской азбуке»
IV. Сообщение темы и цели урока. ( Слайд 3)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем:
Повторять и обобщать,
Упражняться, закреплять,
А ещё писать, читать,
Разбирать слова, играть!
И всё это мы будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, путешествуя по стране Глаголия. ( Слайд 4 ) .
Учитель: Познакомьтесь с картой страны Глаголия.
- Назовите, куда же мы отправимся, где сможем побывать? ( Море смысла. Плоскогорье начальной формы, Станция Словарная. Числовая поляна. Временной перевал. Морфологическая долина.)
Учитель: - Отгадать маршрут нашего путешествия вы сможете, если вспомните, в каком порядке определяем грамматические признаки глагола, выполняя морфологический разбор.
Учитель: Путешествуя, мы сможем заполнить путевые листы с заданиями от Дядюшки Глагола. (Листочки с заданиями на партах у учеников, три вида листочков распределены по рядам).
V. Обобщение по теме «Путешествие в страну Глаголии».
Что без меня предметы?
Лишь названья!
А я приду – всё в действие придёт!
(Слайд 5).«Море смысла».
Учитель: А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: нужно восстановить четверостишье, переставляя нужные концы предложений. Молодцы! Прочитайте получившееся стихотворение. О чём оно?
Летит … (ракета),
Люди … (строят зданья),
Цветут … (сады),
И хлеб … (в полях растёт)
Учитель: Следующее задание от Дядюшки Глагола «Разбей глаголы на группы по смыслу». (Слайд 6).
Фронтально: Проверка по слайду.
(Трудовой процесс, Движение, Состояние человека, Состояние природы, Процессы речи, Проявление цвета).
Учитель: Интересное задание у вас в путевых листах
Задание № 1 «Море смысла».
Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу ( омонимами)
( Дети заполняют пропуски самостоятельно, проверка фронтально по рядам)
Ласточка день начинает, а соловей ____________________________ (кончает).
Чем зря кричать, лучше ___________________________________ (помолчать).
Смелый наступает, а трус __________________________________ (отступает).
Мир строит, а война ______________________________________ (разрушает).
Сумел завязать, сумей и ____________________________________ (развязать).
Дождик вымочит, а солнышко _______________________________ (высушит).
От радости смеются, а от горя _________________________________ (плачут).
Легко друга потерять, но трудно _______________________________ (найти).
По одёжке встречают, а по уму ____________________________ (провожают).
( Возврат к карте по гиперссылке, переход к следующему этапу)
«Плоскогорье начальной формы»:
Учитель: Что вы знаете о неопределённой форме глагола?
(Слайд 7)
Игра «Что делать? Что сделать?»
( Играют 2 команды – мальчики и девочки).
Учитель: Девочки поднимают руку, если слышат глаголы
несовершенного вида( Что делать?),
Мальчики -глаголы совершенного вида (Что сделать?)
Учитель: - Прочитайте толкование словарных слов - глаголов, постарайтесь заменить одним словарным словом.
- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове, отметьте часть слова с орфограммой. Какая часть слова встречается только в глаголах?
(задание выполняют по одному у доски, остальные – в путевых листах Задание №2 «Станция Словарная»).
«Числовая поляна».
Учитель: Что вы знаете о числе глагола?
- Какая часть слова указывает на число глаголов?
(Слайд 9)
Учитель: - Посмотрите на рисунки, подберите подходящие глаголы единственного числа. (1ряд – к предметам в красной рамке; 2ряд – в синей, 3ряд- в зелёной)
(Слайд 11 – 12) Гимнастика для глаз (Офтальмотренажёр)
Дети следят глазами за перемещением божьей коровки.
«Временной перевал»
Учитель: - что скажете о временах глагола?
(Слайд 13)
Учитель: Прочитайте стихотворение. Найдите в нём глаголы и определите у них время.
- Каким членом предложения всегда является глагол?
- Какие сказуемые в первых трёх предложениях? Посмотрите внимательно, что ещё нужно сделать в этом тексте? (расставить запятые при однородных сказуемых).