Сообщение темы занятия. Этикет ребята- это наш с вами друг, потому что он помогает вам усвоить правила культурного поведения, то есть учит вас вести себя среди людей так, чтобы всем было легко, приятно и удобно. - Помогите, пожалуйста ответить на вопрос «Как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?» (ответы детей: например, культурным, вежливым, воспитанным и т.д.) - Правильно . А вы хотите стать культурными? Оказывается , чтобы стать культурным – этому тоже надо учиться так же как учат умению читать, писать и считать. Поэтому тема сегодняшнего занятия так и называется « Учимся быть культурным» ( на плакате). Работа над усвоением темы. - Культурный человек всегда в своей речи пользуется вежливыми словами. Сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете эти слова. Для этого я проведу с вами игру « Угадай вежливое слово». - У вас на столе лежит конверт с буквами. Ваша задача: аккуратно высыпать на стол эти буквы и составить из них вежливое слово. Работать будете в парах. Помогайте пожалуйста друг другу. Приступайте. ( ученики приступают за работу). - никому не требуется помощь? - все справились с заданием? Какие слова у вас получились? ( Дети читают по очереди вслух составленные слова: извините, простите, здравствуйте, пожалуйста, до свидание, доброе утро, добрый день, добрый вечер, благодарю, спасибо, будьте добры и т.д.) - Молодцы ребята! Вы меня порадовали. Сложите пожалуйста, буквы снова в конверт. - А сейчас у вас будет практическая работа. проведем мы ее тоже в форме игры, которая называется « Беспроигрышная лотерея».
- Я сейчас сюда приглашаю всех наших мальчиков. Каждый из вас по очереди вытянет вот из этой коробки лотерейный билет, назовет его номер, а я прочитаю, какое правило этикета вам нужно будет выполнить. Если выполняете правильно получаете награду- аплодисменты наших девочек. Итак начинаем. Правила этикета: Ты звонишь другу , на тебе отвечают « Здесь таких нет». Что ты скажешь? ты опаздываешь на урок, что ты будешь делать и какие слова говорить? Помоги надеть куртку девочке. Сядь на стул. Теперь уступи мне место. Ты неожиданно чихнул, какие слова ты должен сказать? Ты идешь по улице. Впереди тебя бабушка несет тяжелую сумку. Предложи помощь. Тебе на День рожденья твой друг подарил подарок. Что ты ему скажешь? Две девочки о чем – то беседуют. А тебе нужно узнать время. Как ты это сделаешь? Твои друг пригласил на День рождения. Как ты его поздравишь? Ты подходишь с одноклассницей к двери школы. Твои дальнейшие действия. Игра закончились. - Вы все ,наши мальчики выиграли аплодисменты наших девочек, а это значит, что вы все вели себя культурно. Вы просто молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Физкультминутка. - Я буду читать житейские совет, если вы считаете, что он правильный – вы встаете, хлопаете в ладоши и говорите слово « разрешается». Если совет не правильный – сидя топаете ногами и говорите слово « запрещается» . всем понятно? Начинаем. Быть добрым, веселым – разрешается. грубить и кричать – запрещается. Громко смеяться на улице- запрещается. Извиниться , если нечаянно толкнешь кого то – разрешается. Быть с товарищем и только самому есть вкусное яблоко- запрещается Благодарить маму за вкусный обед – разрешается Иметь в кармане чистый носовой платок- разрешается. Съесть конфету и бросить на землю фантик- запрещается. Знать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки- разрешается. Не уступать место в автобусе взрослым пожилым людям- запрещается.
- Молодцы ребята, справились с заданием! А сейчас мы встречаем наших гостей. Это Буратино с Мальвиной . они приготовили сценку . давайте их внимательно послушаем. После будут заданы вопросы касательно сценки.
М.Здравствуй, Буратино! Б. Здравствуй, Мальвина! М. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил? Б. Плохо я справился с заданием. М. Почему? Б. (злобно выкрикивает) Потому, что не умею себя сдерживать! М. А ты как думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый? Б. Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду. М. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь? Б. Что значит каким тоном? Обыкновенным! М. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. ( Дети высказывают свое мнение) М. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но и, к сожалению, с Папой Карло. Б. Не было, не было, не было такого! М. Ну вот, опять ты своё. А когда ты говорил Папе Карло: «Хочу мороженное, хочу мороженное» - или «Хочу в школу, хочу в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом? Б. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» А он обиделся и почему-то ушел. А что плохого я ему сказал? Или, вот к примеру, учительница «2» за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Ну, что такого было! А он очень рассердился. Я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, что обиделся на меня. Правда, ребята? (выслушиваются ответы детей) М. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать сначала, а потом сказать. Нужно следить за тем, что говоришь. Тогда не обидишь своего собеседника. Б. А я разве один так разговариваю? Да, я, разве один так разговариваю? Я учусь у ребят! Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, а что неправильно. А сами как разговаривают? Ну, пусть скажут! А – а – а – а! Замолчали?! Многие из вас похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами своих товарищей. (Задумался) Давайте, ребята, не будем спорить: кто хуже или лучше себя ведёт! А просто все мы станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина? М. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.
- Кого из героев можно назвать вежливым ? ( ответы детей) – А что вам не понравилось в поведение Буратино? ( ответы детей) - Правильно дети культурный человек так поступает. Мне кажется, что Буратино понял свои ошибки и повторять их больше не будет. А какую пословицу Мальвина попросила его запомнить? Слово лечит. Как можно вылечить человека словом? - Все что вы сейчас сказали – это может сделать добрый человек. Только по – настоящему добрый человек может быть культурным и по – настоящему культурный- добрым. Эти два слова шагают по жизни рядышком. Доброе слово дарит радость, тепло как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека. |