kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие по стране Этикета"(внеклассное мероприятие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по технологии "Путешествие по стране этикета" разработано для учащихся 7-8 классов и проводится в форме конкурса-практикума с элементами ролевой игры. Это мероприятие проводится с целью закрепления теоретического материала и практических навыков по разделу "Сервировка стола. Правила этикета". Для мероприятия заранее классы делятся на команды-по 5-6 человек в команде. Каждая команда придумывает название, эмблему, девиз и готовит проект по данной теме. Капитан команды и все игроки заранее готовят вопросы для соперников

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по стране Этикета"(внеклассное мероприятие) »

Учитель технологии Ермакова М.Д.

МБОУ СОШ №1

п. Клетня

Внеклассное мероприятие по технологии.
Класс: 8

Тема:Путешествие по стране Этикета. Гостеприимство.

Форма проведения:конкурс-практикум с элементами ролевой игры.


Задачи занятия:


  1. Создать условия для проявления творческой активности, самовыражения учащихся.

  2. Убеждать учащихся в необходимости развивать свои творческие способности.

  3. Знакомить учащихся и учить применять на практике нормы этикета.

  4. Формировать умение общения за столом, учить использовать нормы гостеприимства разных народов.

  5. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию новых интересов.

  6. Способствовать формированию культуры интересов и увлечений учащихся.

Ресурсное обеспечение: демонстрационные стенды, слайды, салфетки, столовые приборы, столовая посуда, карточки-задания, книги по сервировке стола и этикету.

Оформление: выставка книг: «Этикет. Сервировка стола», плакаты: «Для доброго гостя и ворота настежь», «Добрый гость всегда к месту», «Этикет – это нормы поведения».

Подготовительная работа: малые инициативные группы готовят оформление, разрабатывают вопросы к карточкам-заданиям. Оформляется выставка бумажных и льняных салфеток. Учащиеся разрабатывают проекты, готовятся к их презентации. Темы проектов: «У русских обычай такой», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Из истории столовых приборов и посуды». Учащиеся делятся на три команды (не менее трёх и не более пяти человек в команде). Каждая команда придумывает свой символ – эмблему, выбирает одну тему творческого проекта, готовит вопросы командам-соперникам по теме занятия.

Место занятия в учебно-воспитательном процессе:

Данное занятие адаптировано на учащихся 7-8 классов. По окончанию изучения учебного блока по технологии уместно данное внеклассное занятие. Как зрители в нем могут принимать участие и учащиеся 5,6 классов. На данном занятии отрабатываются практически темп изучаемые на уроках технологии.



Ход занятия
Организационный момент. Мотивация, эмоциональный настрой.

Ведущие:

Дорогие гости

Как говорится:
Милости просим

В нашу светлицу.
Не нужно платы

И робеть не надо.
Всем, чем богаты

Тем Вам и рады.

Ведущий: Сегодня мы с вами совершим интересное и очень яркое путешествие по стране Этикета гостеприимства. Правила гостеприимства возникли в глубокой древности. У каждого народа они имели свои особенности. Но главным и значимым все народы считали и считают радушность приёма гостей.
А что это значит, нам будут объяснять участники команд. Поприветствуем их! (Команды представляют свои символы – эмблемы).
Ведущий: - Путешествие – конкурс будут оценивать опытные, мудрые, а главное знающие и выполняющие нормы этикета специалисты (представление членов жюри). Каждая команда сдаёт свой маршрутный лист специалистам, в них будут фиксироваться полученные командой баллы. По-окончанию путешествия будут подведены итоги , и будет названа «Самая гостеприимная команда».

Ведущий: Что такое этикет
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведенья.
Как ходить на день рождения?
Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать и сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ
Этот самый этикет.


Ведущий: I. Первый конкурс: «Гостеприимная разминка».

1. Мы ждём гостей. В доме должно быть чисто и уютно. Поэтому мы проведём состязание лучших «Подметальщиков». (Высыпаются на пол маленькие надутые шары. Из каждой команды по одному участнику начинают «мести» их в течение минуты. Побеждает команда, которая «вымела» больше шаров).

2. Состязание второе «Приглашение на торжество».(Каждая команда в течение 4-5 минут составляет приглашения.Оценивается оригинальность, соответствие нормам этикета, грамотность.)

3. Гостям мы уже с Вами разослали приглашения. А сейчас команды должны «сдать экзамен по «Этикет - минимуму». Мы должны убедиться, что вы сможете принять гостей радушно. Но вначале послушайте советы поэта:


Совет 1.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире

Если в дом заходит гость

Улыбайся шире.

Совет 2.

Пусть соседу будет 100,
Или стукнет 10,
Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Совет 3.

И запомни с юных лет,
Что вещают предки,
Нет обеда, если нет,
На столе салфетки.

Совет4.

И красиво не забудь

Разложить приборы,

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

Совет5.

На обед придут – всех жди
Даже королева…

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.


(Листочки с вопросами – заданиями нанизаны на шпажки.Участники команд выбирают «шпажки» и дают ответы).

Варианты вопросов:

- Сколько минут вы будите ждать опоздавших гостей? (15)

-Что значит быть внимательным хозяином?

- Кто должен первым сесть за стол и начать есть?

- Нужно ли провожать гостей? И т.д.)



4. Последнее состязание «Гостеприимной разминки». Мы ждали гостей, торопились и разбили, надеюсь на счастье, три тарелки. А на них были написаны пословицы о гостеприимстве. Команда должна собрать и склеить «осколки», чтобы прочесть пословицы. (Задание выполняется на скорость и правильное содержание. Предлагаемые пословицы:

- Для доброго гостя и ворота настежь.

- В добром дому и вода, что мёд.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Гостю почёт, а хозяину честь и т.д.)

Жюри подводит итоги разминки.


II. Второй конкурс: «Гостеприимный творческий проект». Эти работы вы приготовили заранее. А сейчас в течение 3-4 минут Вы должны представить нам ваши работы (1 проект «Из истории столовых приборов и посуды», «У адыгов обычай такой», «Не красна изба углами, а красна пирогами.) Жюри оценивают и заполняют «Маршрутные листы».

III. Конкурс третий: «Гостеприимный хозяин. Воспитанный гость».

Наш друг-поэт посвятил этому конкурсу свои стихи-советы:

Ведущие: Вы сильно устали, иль самую малость,
Советую Вам при гостях не зевать.

Усталость! Зевалость и засыпалость.
Хозяин воспитанный должен скрывать.



Ведущий: Если хозяин гостей уважает
Значит хозяин гостей провожает.
Кого-то до двери
Кого – по дороге
Но не прощайтесь ни с кем на па пороге.


- Каждая команда должна разработать «Кодекс гостеприимной хозяйки».(На выполнения задания отводится 4 минуты. Оценивается юмор, оригинальность, реальность использования).

Ведущий: Кто приходит в гости поздно,
Поступает не серьёзно,
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно.
Приходить старайтесь в гости,

Точно в названный Вам час,
Или рано, или поздно,
В гости Вас не станут звать.


- «Сцены из жизни» (Одновременно три участника по одному от команды выполняют эти задания).

1. Выпить компот с вишней (Выпивается сначала жидкость, затем ложкой достаются ягоды, косточки кладут на ложечку, а затем на тарелку).

2. Получен подарок в упаковке (Развернуть упаковку, посмотреть подарок и поблагодарить).

3. Подарок – коробка с конфетами (Нужно открыть и угостить всех).

(Жюри подводит итоги)



IV. Конкурс «Культура трапезы»

- Уважаемые ребята! Одним из самых приятных способов общения с людьми является общение за столом. Как сделать торжество таким, чтобы оно запомнилось всем?

От столового белья - скатертей , салфеток – во многом зависит эстетический вид стола. Они должны грамотно гармонировать с остальными элементами сервировки.

А кто знает, когда салфетки вошли в наш быт?

Столы начали накрывать скатертями только в I в.н.э., зато салфетками для вытирания губ и рук римляне стали пользоваться рано.

Известно, что первые салфетки приготовлялись из асбеста, после обеда их не стирали, а бросали в огонь на несколько минут.

В Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал хозяину губы листом фигового дерева. Однако настоящую салфетку начали употреблять около 2000 лет тому назад.

Салфетки кладут на колени: полностью развёрнутые – для завтрака, наполовину – для обеда. Не засовывайте салфетку за воротник (только детям или во время полёта на самолёте). Гости не прикасаются к своим салфеткам, пока этого не сделает хозяйка. Если хозяйка отложила свою салфетку в сторону – это значит, что обед окончен.

Салфетки должны быть квадратной формы. Столовые (46х46 см) и чайные (35х35 см).

Для торжественных застолий используют полотняные салфетки, которые в семейном кругу можно заменить на бумажные ( в целях экономии), их складывают в треугольники и кладут или в салфетницы по 8 – 10 штук, или слева от тарелки на пирожковые тарелки.

Бумажной салфеткой можно пользоваться один раз, после чего её нужно скатать в шарик и положить под борт тарелки, а после еды – на тарелку с использованными приборами.

Но надо сказать, что тканевые салфетки (чистые, подобранные по цвету и фактуре к ткани скатерти, хорошо накрахмаленные, иначе их не сложить, отглаженные и красиво сложенные) усиливают впечатление от красивого стола.

- А вот теперь экспресс-вопросы(Оценивается скорость и правильность).

- Когда салфетку разворачивают полностью, когда наполовину и куда их кладут?

(Кладут на колени, полностью – для завтрака, наполовину – для обеда).

- Когда салфетку можно засунуть за воротник? (Во время полёта на самолёте или детям).

- Можно ли салфеткой вытирать руки, рот? (Нет, лишь слегка дотронуться до рта).

- Хозяйка отложила свою салфетку в сторону, что это значит? (значит, обед окончен).

- Какой формы должна быть салфетка (квадратные – столовые 46х46 см и чайные 35х35 см)



Итак, ваши ответы учитывают наши эксперты. А вы, попробуйте в течение 5 минут по-разному сложить салфетки и ими украсить стол. (Оценивается разнообразие, оригинальность).




V. Самый ответственный момент приёма гостей – это оформление праздничного стола. Конкурс «Сервировка».

- Центром внимания на торжестве всегда является уставленный яствами стол.

У славян к столу особо почтительно отношение. На стол не разрешается помещать посторонние предметы, стучать по нему ложкой и рукой, садиться на стол.

У большинства народов Азии принято сидеть во время еды на полу, застеленном циновками, коврами, подушками; издавна есть за высоким столом считалось привилегий особо почётных лиц.

В России до сих пор отдаётся дать уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой, предпочитая угощение за столом, а не шведский стол или фуршет.

Основные правила сервировки стола, рассаживания гостей, обращение со столовыми приборами одинаковы почти во всех странах. Они базируются на требованиях этикета, целесообразности, эстетичности.


А теперь «Сервировка» (Оценивается правильность оформления праздничного стола, объяснение назначения столовых приборов, украшение цветами).


III. Заключительный этап игры.

- Подведение итогов: «Самая гостеприимная команда»

- Рефлексия. Участникам предлагается закончить фразы: «Сегодня мне удалось научиться…», «Мне удалось научить других...», «Занятие прошло для меня…..»







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествие по стране Этикета"(внеклассное мероприятие)

Автор: Ермакова Мария Дмитриевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101988

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства