Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера– просмотр слайдов по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, работа в тетрадях,.)
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Звучит песня “С чего начинается Родина”.
- Знакома ли вам эта песня?
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня
– Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Путешествие по городам и странам».
– Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.
О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живем!
На доске записывается тема: «Наш край. Соседи нашего края».
II. Работа над новой темой
– Давайте, познакомимся с картой Приднестровья . Внимательно посмотрите на эту карту Что нам расскажет карта?
- Своеобразна и неповторима красота нашей земли. Нельзя не залюбоваться её живописными холмами, широкими долинами, цветущими садами, виноградниками, полями, лесами.
Размеры ПМР невелики – всего 4163 км2. Узкой ленточкой с северо-запада на юго-восток вдоль седого Днестра до Кучурганского водохранилища на юге протянулся наш край.
Территория края делится на на 5 районов: Слободзейский, Григориопольский, Дубоссарский, Рыбницкий и Каменский.
Северные районы края находятся на Подольской возвышенности, а южные – на Нижнеднестровской равнине.
– Найдите города нашей республики.
– Какой город является главным на нашей территории?
– Это наш край, наша маленькая Родина
– Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями?
-Какая река течет на нашей территории и на территории наших соседей?
Доклад ученика
Вывод учителя. Река Днестр проходит по территории нашего края и территории соседей нашего края – Украине, Молдове. Она как ниточка, которая соединяет нас и наших соседей.
III. Физкультминутка
IV Работа над темой урока.
-Какие народы проживают в нашем крае?
-Какие Вы знаете русские народные песни?
украинские песни?
молдавские песни?
-Какие традиции есть у русских людей? Как они встречают весну и провожают зиму?
-Какие традиции есть у молдавского народа? Как они встречают весну и провожают зиму?
Вывод учителя.
У наших народов, у нас и у наших соседей много общего – мы живем рядом, у нас почти одинаковые традиции. Мы должны жить в мире и согласии друг с другом.
IV. Закрепление изученного
Детям раздаются трафареты с изображением республики.
– Обведите трафарет в своих тетрадях.
– Укажите, с какими республиками граничит наша республика.
– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашей республики; наш родной город.
V. Проверка знаний и умений. Самостоятельная работа
Дополните предложения:
Мой край расположен….
Наши соседи…
На территории края текут реки…
У нас есть города….
Главный город республики….
V. Подведение итогов урока
– Что мы называем родным краем?
Какие соседи есть у нас?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своем крае»