Для получения детьми наиболее четкой развернутой картины природных зон России, изучение раздела предусматривает выполнение творческого проекта «Природные зоны России». В конце изучения раздела у каждого ученика получится тематическая папка, в которой на информационных листах с помощью условных обозначений, рисунков и схем будут отражены особенности и отличительные признаки каждой природной зоны. Информационный лист заполняется каждый урок на протяжении всего «Путешествия…». Дети самостоятельно добавляют важную дополнительную информацию (сообщение о животном, растении и т.д.). Так же эта папка будет главным помощником в подготовке к контрольной работе.
На уроках, используя мобильный компьютерный класс, дети будут работать со словарями в сети Интернет, составлять кроссворды, делать презентации, а так же ученикам представится возможность заполнять информационный лист на компьютере.
Сеть Интернет понадобилась для поиска иллюстраций для презентации, которые можно найти на многих сайтах, воспользовавшись любым удобным поисковиком.
Физминутка – 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Записи на доске | Записи в тетради | УУД |
1.Организационный момент – 1 мин. | | Регулятивные УУД Учимся принимать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; Учимся самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач; Учимся начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; Учимся сличать способ действия и его результат с заданными эталонами; Учимся исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; Учимся осознавать то, что уже освоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознавать уровень усвоения. Коммуникативные УУД Учимся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Учимся сотрудничать в поиске и сборе информации; Учимся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Учимся умению разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. -
Познавательные УУД Общеучебные ууд: Учимся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; Учимся планировать этапы предстоящей работы и определять их последовательность; Учимся осознанию и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; Учимся извлекать необходимую информацию из учебников, прослушанных текстов, справочников, словарей; Учимся определять основную и второстепенную информацию; Учимся проводить рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Учимся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, их строить и преобразовывать. Логические ууд: Учимся анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; Учимся синтезировать – составлять целое из частей, самостоятельное достраивать с восполнением недостающих компонентов; Учимся выбирать основания для сравнения, классификации объектов; Учимся устанавливать причинно-следст-венные связи; Учимся формулировать проблемы; Учимся строить логические цепи рассуждения. Личностные УУД Показываем знание моральных норм и учимся умению им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), Учимся соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); Учимся видеть нравственный аспект своих поступков. |
Проверяет готовность к уроку, наличие на партах учебников, тетрадей. - Здравствуйте, садитесь. | Готовятся к уроку, проверяют наличие всех нужных школьных принадлежностей. | | | -
|
2. Объявление темы урока, постановка цели и задач – 4 мин. | РУУД - 1, 6 ПоУУД - 1 КУУД - 1 |
- На прошлом уроке мы говорили о том, что на Земле есть большие пространства, которые имеют похожие природные условия, свой характерный растительный и животный мир. - Вспомните, как называются такие территории? - Сколько их в нашей стране? Кто запомнил их? - Расположите зоны в порядке удаления от Севера. - Таким образом, скажите, какой большой раздел мы начнем изучать? - Что мы хотим получить от изучения данной темы? - Действительно, мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России. - Наша цель: подробное изучение каждой природной зоны, выявление отличительных признаков от других зон. - Чтобы выполнить поставленную цель, нужно выполнить несколько задач. Предположите, какие? - Это действительно так. Мы будем работать с учебником, искать дополнительную информацию в энциклопедиях, рассказывать друг другу о некоторых особенных животных и растениях. А так как мы отправляемся в научное путешествие, нам нужно записывать всё, что изучим. Каждый из вас заведет папку с 14 листами (минимум) формата А4. Каждый урок мы будем вносить новую полученную информацию. 1 информационный лист – 1 зона. Если вам нужно добавить информации – добавляйте новый лист. В конце путешествия у каждого получится личная большая папка «Природные зоны России», в которой вы сможете легко найти нужную вам информацию и так же легко подготовится к контрольной работе. | Отвечают на вопрос учителя. - природные зоны; - 6 зон: зона арктических пустынь (ледяная зона), тундры, лесов, степей, пустынь, субтропиков. 1-2 ученика располагают карточки на доске. (Дети путаются в местоположении зон, тем самым подходят к объявлению темы и задач урока) - Природные зоны России. Возможные варианты ответов: - где находится каждая зона? - какие животные живут? - какие растения растут? - Читать тексты, рассматривать карты, рисунки, делать сообщения и доклады. | Во время подведения к теме на школьной доске появляются карточки: «Природная зона», «зона арктических пустынь (ледяная зона)», «зона тундры», «зона лесов», «зона степей», «зона пустынь», «зона субтропиков». Слайд 1. | | -
|
3. Основная часть урока – 37 мин. |
3.1. Составление плана работы по разделу – 2 мин. | РУУД - 6 КУУД - 1, 2 ПоУУД – 2, 3 ПлУУД - 3 |
- Каждую природную зону мы будем изучать по определенному плану. Подумайте и назовите, что можно изучить в природной зоне? (после предложенных детьми вариантов, учитель делает вывод, выводит на слайде план). - По такому плану мы будем работать с каждой природной зоной. - Сегодня мы начнем изучение с самой северной природной зоны – Зоны арктических пустынь или Ледяной зоны. | Дети думают и предлагают свои варианты (животные, растения, климат и т.д.) | Слайд 2. | Каждому ученику выдается 2 листа формата А4, где прописаны тема и план работы (дома каждый сможет оформить титульный лист по-своему). | -
|
3.2. Работа с учебником – 2 мин. | ПоУУД – 4 РУУД - 3 |
- Давайте посмотрим, как готовились ко второму заседанию клуба «Мы и окружающий мир» ребята из села Мирное. Открываем учебник на стр. 65. - Все ли вопросы они изучили? | Дети открывают учебники на стр. 65. Один ученик читает. - Нет. Не хватает описания местоположения природной зоны. | | | -
|
3.3. Работа с картой «Природные зоны России» - 3 мин. | ПоУУД - 4, 5, 7 ПлУУД - 2 |
- Давайте посмотрим карту на стр. 60-61. - И так же смотрим на карту на доске. - Зона Арктических пустынь занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть п-ва Таймыр. - Каким цветом она обозначается на обеих картах? | Дети открывают учебник, а так же смотрят на доску. Рассматривают карту, условные обозначения, отвечают на вопросы. - фиолетовым. | Слайд 3. | | |
ФИЗМИНУТКА |
3.4. Работа с контурной картой «Природные зоны России» - 3 мин. | ПоУУД – 5, 7 |
- Посмотрите, как обозначена природная зона на контурной карте (распечатки в формате А4 выдаются каждому ученику, затем вкладываются в личную папку). Раскрасьте её нужным цветом. Будьте внимательны – на контрольной работе вам нужно будет правильно подписать зоны на такой же карте. | Рассматривают контурную карту на распечатке, раскрашивают фиолетовым цветом. | Слайд 4. | Ледяная зона раскрашена фиолетовым цветом. | |
3.5. Работа с учебником (продолжение) - 3 мин. | ПлУУД – 1 ПоУУД – 5 РУУД – 1 |
- Давайте прочитаем, что для нас приготовили ребята из села Мирное. Разделимся на 4 группы. Каждая группа (группы определены ещё в начале учебного года для работы на всех уроках) в течение 3-х минут изучает свой текст (учитель распределяет), после чего вы собираетесь вместе и друг другу рассказываете, что узнали о зоне. Затем выбираете 1 человека, который выступит перед всеми с докладом по вашей теме. | Дети читают тексты учебника со стр. 66-73. После чего объединяются в группы, рассказывают, что узнали, выбирают выступающего. | | | |
3.6.Работа в группах – 3 мин. | РУУД - 3 КУУД – 1,2 ПоУУД - 5 |
Учитель контролирует работу, отвечает на возникшие вопросы. | Ученики обсуждают изученную информацию, выбирают выступающего. | | | |
3.7. Выступление учеников с докладами - 5 мин * 4 чел. = 20 мин. | КУУД - 3 ПлУУД - 4 ЛУУД – 1, 2, 3 |
Учитель заранее готовит презентацию и добавляет в нее изображения нужные для ответа докладчика. | 1 группа: особенности неживой природы: - полярная ночь, - северное сияние, - полярный день. Остальные дети слушают выступающего, одногруппники вносят изменения, дополнения. | Слайд 5. Слайд 6-11. | | |
| 2 группа: Растения ледяной зоны. Выделить главное: стойкие неприхотливые растения, каменные россыпи, почти нет почвы, растут лишайники, полярный мак, полярная ива, высота растений 5-10 см, мельчайшие разноцветные водоросли цветут на поверхности льда и снега. | Слайд 12. Слайд 13-14. | | |
| 3 группа: Животные ледяной зоны. Выделить главное: много птиц – птичьи базары, улетают зимовать, приспособились к защите от холода (густой перьевой покров, пух толстая кожа, подкожный жировой слой, густая длинная шерсть), главная пища – рыба. | Слайд 15-27. Слайд 28. | | |
| 4 группа: Арктика и человек. Выделить главное: постоянных поселений нет, караваны торговых судов, мощные ледоколы, научные станции на островах, метеорологи, рыболовство, неумеренная охота, погибает планктон, цепь питания в Ледяной зоне, Красная книга, заповедники – п-ов. Таймыр, о. Врангеля: «родильный дом» для белых медведей. | Слайд 29-33. Слайд 34 – 38. | | |
4.Подведение итога урока – 1 мин. | РУУД - 1 |
- Какая природная зона является самой северной зоной России? - Какие яркие отличительные признаки природной зоны вы можете назвать? - Что бы еще хотели узнать о зоне арктических пустынь? | Дети поднимают руку, отвечают. | | | |
5.Домашнее задание - 2 мин. | |
- Дома вам нужно подготовить интересное подробное письменное сообщение (дети их рассказывают или оформленный лист вывешивают на стенд) к одному на выбор пункту плана изучения природной зоны: например, о северном сиянии, о полярной иве, о п-ве Таймыр и т.д. Не забывайте, что главное в сообщении рассказать что-нибудь интересное, запоминающееся, важное. Те, кто умеют, могут создать электронную презентацию, но об этом нужно сообщить заранее. - приготовить цветные карандаши и фломастеры. - принести папку (либо с файлами (не меньше 14), либо папку-скоросшиватель). | Дети записывают домашнее задание. | | | |
Каждый ученик представляет свое сообщение. Часть учеников рассказывает, часть сообщений вывешивается на стенд.
Заполнение информационного листа полученными сведениями о природной зоне за 2 урока с помощью условных обозначений.
Несколько лучших информационных листов показываются одноклассникам, выявляются положительные стороны, разбираются недостатки.
Дети выполняют контрольное задание из печатной тетради. Номер 33, стр. 20-21 (в таблице даны вопросы и варианты ответов. Нужно выбрать правильные ответы и вписать их в таблицу ответов).
Опираясь на информационный лист, рассказать о природной зоне.