kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по природным зонам России. Ледяная зона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона». Но для наиболее полного и четкого представления о видах работы по изучению каждой природной зоны в конце представленного урока разработан план второго урока по этой теме. Остальные темы изучаются по аналогичному плану с возможным добавлением или заменой видов и форм работы.

Для получения детьми наиболее четкой развернутой картины природных зон России, изучение раздела предусматривает выполнение творческого проекта «Природные зоны России». В конце изучения раздела у каждого ученика получится тематическая папка, в которой на информационных листах с помощью условных обозначений, рисунков и схем будут отражены особенности и отличительные признаки каждой природной зоны. Информационный лист заполняется каждый урок на протяжении всего «Путешествия…». Дети самостоятельно добавляют важную дополнительную информацию (сообщение о животном, растении и т.д.). Так же эта папка будет главным помощником в подготовке к контрольной работе.

На уроках, используя мобильный компьютерный класс, дети будут работать со словарями в сети Интернет, составлять кроссворды, делать презентации, а так же ученикам представится возможность заполнять информационный лист на компьютере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по природным зонам России. Ледяная зона. »

Урок окружающего мира

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2»

Распутиной Натальи Васильевны

Программа: Перспективная начальная школа.

Класс: 4

Раздел: Путешествие по природным зонам России.

Тема: Ледяная зона (1 урок в теме).

Форма проведения: урок получения новых знаний.

Цель: Познакомиться с природной зоной арктических пустынь.

Задачи:

  1. Уметь находить и показывать ледяную зону на географической карте России.

  2. Узнать общие и отличительные признаки ледяной зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей), называть и уметь различать типичные для данной природной зоны растения и животных.

  3. Изучив цепь питания в зоне арктических пустынь, осознать необходимость соблюдения правил экологического поведения, а так же называть и показывать на карте заповедные места данной природной зоны.

  4. Самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника в условиях групповой работы, готовить доклады и представлять одноклассникам полученные сведения.

  5. Учиться описывать природную зону на основе предложенного плана.

Комментарий к изучению раздела: Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона». Но для наиболее полного и четкого представления о видах работы по изучению каждой природной зоны в конце представленного урока разработан план второго урока по этой теме. Остальные темы изучаются по аналогичному плану с возможным добавлением или заменой видов и форм работы.

Для получения детьми наиболее четкой развернутой картины природных зон России, изучение раздела предусматривает выполнение творческого проекта «Природные зоны России». В конце изучения раздела у каждого ученика получится тематическая папка, в которой на информационных листах с помощью условных обозначений, рисунков и схем будут отражены особенности и отличительные признаки каждой природной зоны. Информационный лист заполняется каждый урок на протяжении всего «Путешествия…». Дети самостоятельно добавляют важную дополнительную информацию (сообщение о животном, растении и т.д.). Так же эта папка будет главным помощником в подготовке к контрольной работе.

На уроках, используя мобильный компьютерный класс, дети будут работать со словарями в сети Интернет, составлять кроссворды, делать презентации, а так же ученикам представится возможность заполнять информационный лист на компьютере.

Технические средства: компьютер (ноутбук), проектор, экран.

Другие дидактические материалы: иллюстрации к уроку в электронном виде (сканирование печатных иллюстраций), физико-географическая карта России, карта «Природные зоны России». Раздаточный материал: титульный лист для творческой работы, контурная карта «Природные зоны России», план изучения природной зоны.

Методическая литература.

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир. Учебник, часть 1. 4 класс, 2014 год.

  2. Федотова О.Н. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 4 класс, 2013 год.

Интернет-ресурсы.

Сеть Интернет понадобилась для поиска иллюстраций для презентации, которые можно найти на многих сайтах, воспользовавшись любым удобным поисковиком.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объявление темы урока, постановка цели и задач – 4 мин.

  3. Основная часть урока – 37 мин.

    1. Составление плана работы по разделу – 2 мин.

    2. Работа с учебником – 2 мин.

    3. Работа с картой «Природные зоны России» - 3 мин.

    4. Работа с контурной картой «Природные зоны России» - 3 мин.

Физминутка – 1 мин.

    1. Работа с учебником (продолжение) – 3 мин.

    2. Работа в группах – 3 мин.

    3. Выступление учеников с докладами – 4 чел*5 мин=20 мин.

  1. Подведение итога урока – 1 мин.

  2. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Записи на доске

Записи в тетради

УУД

1.Организационный момент – 1 мин.


Регулятивные УУД

  1. Учимся принимать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

  2. Учимся самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач;

  3. Учимся начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

  4. Учимся сличать способ действия и его результат с заданными эталонами;

  5. Учимся исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  6. Учимся осознавать то, что уже освоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознавать уровень усвоения.



Коммуникативные УУД

  1. Учимся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  2. Учимся сотрудничать в поиске и сборе информации;

  3. Учимся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  4. Учимся умению разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные УУД

Общеучебные ууд:

  1. Учимся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  2. Учимся планировать этапы предстоящей работы и определять их последовательность;

  3. Учимся осознанию и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;

  4. Учимся извлекать необходимую информацию из учебников, прослушанных текстов, справочников, словарей;

  5. Учимся определять основную и второстепенную информацию;

  6. Учимся проводить рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  7. Учимся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, их строить и преобразовывать.


Логические ууд:

  1. Учимся анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;

  2. Учимся синтезировать – составлять целое из частей, самостоятельное достраивать с восполнением недостающих компонентов;

  3. Учимся выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

  4. Учимся устанавливать причинно-следст-венные связи;

  5. Учимся формулировать проблемы;

  6. Учимся строить логические цепи рассуждения.


Личностные УУД

  1. Показываем знание моральных норм и учимся умению им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность),

  2. Учимся соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);

  3. Учимся видеть нравственный аспект своих поступков.


Проверяет готовность к уроку, наличие на партах учебников, тетрадей.

- Здравствуйте, садитесь.

Готовятся к уроку, проверяют наличие всех нужных школьных принадлежностей.



2. Объявление темы урока, постановка цели и задач – 4 мин.

РУУД - 1, 6

ПоУУД - 1

КУУД - 1

- На прошлом уроке мы говорили о том, что на Земле есть большие пространства, которые имеют похожие природные условия, свой характерный растительный и животный мир.

- Вспомните, как называются такие территории?


- Сколько их в нашей стране? Кто запомнил их?



- Расположите зоны в порядке удаления от Севера.





- Таким образом, скажите, какой большой раздел мы начнем изучать?

- Что мы хотим получить от изучения данной темы?






- Действительно, мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России.

- Наша цель: подробное изучение каждой природной зоны, выявление отличительных признаков от других зон.

- Чтобы выполнить поставленную цель, нужно выполнить несколько задач. Предположите, какие?

- Это действительно так. Мы будем работать с учебником, искать дополнительную информацию в энциклопедиях, рассказывать друг другу о некоторых особенных животных и растениях.

А так как мы отправляемся в научное путешествие, нам нужно записывать всё, что изучим. Каждый из вас заведет папку с 14 листами (минимум) формата А4. Каждый урок мы будем вносить новую полученную информацию. 1 информационный лист – 1 зона. Если вам нужно добавить информации – добавляйте новый лист. В конце путешествия у каждого получится личная большая папка «Природные зоны России», в которой вы сможете легко найти нужную вам информацию и так же легко подготовится к контрольной работе.









Отвечают на вопрос учителя.

- природные зоны;

- 6 зон: зона арктических пустынь (ледяная зона), тундры, лесов, степей, пустынь, субтропиков.

1-2 ученика располагают карточки на доске.

(Дети путаются в местоположении зон, тем самым подходят к объявлению темы и задач урока)

- Природные зоны России.


Возможные варианты ответов:

- где находится каждая зона?

- какие животные живут? - какие растения растут?











- Читать тексты, рассматривать карты, рисунки, делать сообщения и доклады.













Во время подведения к теме на школьной доске появляются карточки:

«Природная зона»,

«зона арктических пустынь (ледяная зона)», «зона тундры», «зона лесов», «зона степей», «зона пустынь», «зона субтропиков».



















Слайд 1.




















































3. Основная часть урока – 37 мин.

3.1. Составление плана работы по разделу – 2 мин.

РУУД - 6

КУУД - 1, 2

ПоУУД – 2, 3

ПлУУД - 3

- Каждую природную зону мы будем изучать по определенному плану. Подумайте и назовите, что можно изучить в природной зоне? (после предложенных детьми вариантов, учитель делает вывод, выводит на слайде план).

- По такому плану мы будем работать с каждой природной зоной.

- Сегодня мы начнем изучение с самой северной природной зоны – Зоны арктических пустынь или Ледяной зоны.

Дети думают и предлагают свои варианты (животные, растения, климат и т.д.)






Слайд 2.

Каждому ученику выдается 2 листа формата А4, где прописаны тема и план работы (дома каждый сможет оформить титульный лист по-своему).





3.2. Работа с учебником – 2 мин.

ПоУУД – 4

РУУД - 3

- Давайте посмотрим, как готовились ко второму заседанию клуба «Мы и окружающий мир» ребята из села Мирное. Открываем учебник на стр. 65.

- Все ли вопросы они изучили?


Дети открывают учебники на стр. 65. Один ученик читает.




- Нет. Не хватает описания местоположения природной зоны.



3.3. Работа с картой «Природные зоны России» - 3 мин.

ПоУУД - 4, 5, 7

ПлУУД - 2

- Давайте посмотрим карту на стр. 60-61.

- И так же смотрим на карту на доске.

- Зона Арктических пустынь занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть п-ва Таймыр.

- Каким цветом она обозначается на обеих картах?

Дети открывают учебник, а так же смотрят на доску.

Рассматривают карту, условные обозначения, отвечают на вопросы.





- фиолетовым.




Слайд 3.













ФИЗМИНУТКА

3.4. Работа с контурной картой «Природные зоны России» - 3 мин.

ПоУУД – 5, 7

- Посмотрите, как обозначена природная зона на контурной карте (распечатки в формате А4 выдаются каждому ученику, затем вкладываются в личную папку). Раскрасьте её нужным цветом.

Будьте внимательны – на контрольной работе вам нужно будет правильно подписать зоны на такой же карте.

Рассматривают контурную карту на распечатке, раскрашивают фиолетовым цветом.



Слайд 4.

Ледяная зона раскрашена фиолетовым цветом.


3.5. Работа с учебником (продолжение) - 3 мин.

ПлУУД – 1

ПоУУД – 5

РУУД – 1

- Давайте прочитаем, что для нас приготовили ребята из села Мирное. Разделимся на 4 группы. Каждая группа (группы определены ещё в начале учебного года для работы на всех уроках) в течение 3-х минут изучает свой текст (учитель распределяет), после чего вы собираетесь вместе и друг другу рассказываете, что узнали о зоне. Затем выбираете 1 человека, который выступит перед всеми с докладом по вашей теме.


Дети читают тексты учебника со стр. 66-73. После чего объединяются в группы, рассказывают, что узнали, выбирают выступающего.




3.6.Работа в группах – 3 мин.

РУУД - 3

КУУД – 1,2

ПоУУД - 5

Учитель контролирует работу, отвечает на возникшие вопросы.

Ученики обсуждают изученную информацию, выбирают выступающего.




3.7. Выступление учеников с докладами - 5 мин * 4 чел. = 20 мин.

КУУД - 3

ПлУУД - 4

ЛУУД – 1, 2, 3

Учитель заранее готовит презентацию и добавляет в нее изображения нужные для ответа докладчика.

1 группа: особенности неживой природы:

- полярная ночь,

- северное сияние,

- полярный день.


Остальные дети слушают выступающего, одногруппники вносят изменения, дополнения.

Слайд 5.

Слайд 6-11.










2 группа: Растения ледяной зоны.

Выделить главное:

стойкие неприхотливые растения,

каменные россыпи, почти нет почвы, растут лишайники, полярный мак, полярная ива,

высота растений 5-10 см,

мельчайшие разноцветные водоросли цветут на поверхности льда и снега.

Слайд 12.


Слайд 13-14.




3 группа: Животные ледяной зоны.

Выделить главное: много птиц – птичьи базары,

улетают зимовать,

приспособились к защите от холода (густой перьевой покров, пух толстая кожа, подкожный жировой слой, густая длинная шерсть), главная пища – рыба.


Слайд 15-27.

Слайд 28.









































4 группа: Арктика и человек.

Выделить главное: постоянных поселений нет, караваны торговых судов, мощные ледоколы, научные станции на островах, метеорологи, рыболовство, неумеренная охота, погибает планктон, цепь питания в Ледяной зоне, Красная книга, заповедники – п-ов. Таймыр, о. Врангеля: «родильный дом» для белых медведей.

Слайд 29-33.

Слайд 34 – 38.



4.Подведение итога урока – 1 мин.

РУУД - 1

- Какая природная зона является самой северной зоной России?

- Какие яркие отличительные признаки природной зоны вы можете назвать?

- Что бы еще хотели узнать о зоне арктических пустынь?

Дети поднимают руку, отвечают.




5.Домашнее задание - 2 мин.


- Дома вам нужно подготовить интересное подробное письменное сообщение (дети их рассказывают или оформленный лист вывешивают на стенд) к одному на выбор пункту плана изучения природной зоны: например, о северном сиянии, о полярной иве, о п-ве Таймыр и т.д. Не забывайте, что главное в сообщении рассказать что-нибудь интересное, запоминающееся, важное.

Те, кто умеют, могут создать электронную презентацию, но об этом нужно сообщить заранее.

- приготовить цветные карандаши и фломастеры.

- принести папку (либо с файлами (не меньше 14), либо папку-скоросшиватель).

Дети записывают домашнее задание.





2 урок по теме «Ледяная зона»

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Основная часть урока – 38 мин.

    1. Выступление с сообщениями – 20 мин.

Каждый ученик представляет свое сообщение. Часть учеников рассказывает, часть сообщений вывешивается на стенд.

    1. Работа над творческим проектом – 18 мин.

      1. Разработка условных обозначений – 4 мин.

      2. Составление информационного листа – 10 мин.

Заполнение информационного листа полученными сведениями о природной зоне за 2 урока с помощью условных обозначений.

      1. Представление работ – 4 мин.

Несколько лучших информационных листов показываются одноклассникам, выявляются положительные стороны, разбираются недостатки.

  1. Заключительный этап урока – 6 мин.

    1. Работа в печатной тетради – 5 мин.

Дети выполняют контрольное задание из печатной тетради. Номер 33, стр. 20-21 (в таблице даны вопросы и варианты ответов. Нужно выбрать правильные ответы и вписать их в таблицу ответов).

    1. Домашнее задание – 1 мин.

Опираясь на информационный лист, рассказать о природной зоне.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие по природным зонам России. Ледяная зона.

Автор: Распутина Наталья Васильевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса, 2 класс" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnyie-zony-kholodnogho-poiasa-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800616"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Окружающий мир 4 класс . Тема: "Природные зоны. Тундра" "
    ["seo_title"] => string(56) "okruzhaiushchii-mir-4-klass-tiema-prirodnyie-zony-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "241131"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445183941"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Открытый урок по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi_urok_po_okruzhaiushchemu_miru_1"
    ["file_id"] => string(6) "527953"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574284202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Анкетирование для учащихся 8 класса на тему: "Арктика и её уникальные природные явления""
    ["seo_title"] => string(80) "ankietirovaniie_dlia_uchashchikhsia_8_klassa_na_tiemu_arktika_i_ieio_unikal_nyie"
    ["file_id"] => string(6) "379271"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484399777"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "урок западно-сибирская равнина "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-zapadno-sibirskaia-ravnina"
    ["file_id"] => string(6) "174157"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424095516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства