kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Путешествие по родному краю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Путешествие по родному краю» - методическая разработка для урока в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по родному краю»»

МБОУ «Средняя школа №27»







Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю»

(для начальных классов)



Составитель: Чечукова Алена Александровна



















Пояснительная записка



Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, очень актуальная на сегодняшний день.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в формировании личности каждого ребенка. Частица любимой отчизны, дорогие сердцу места… Но, мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатство природы, культуру, традиции. Все это относится и к нашим родным местам – Верхнедонской земле.

Изучение родного края способствует воспитанию настоящих патриотов, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской деятельности.

Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения родного края через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Для достижения цели и задач используются технологии коммуникативно-игрового, проектно-исследовательского обучения. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. В разнообразной практической деятельности школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 10-13 лет. Мероприятие предусматривает участие каждого ребенка как на занятии, так и в предварительной подготовке. В подборе материала, нужной информации помощь детям могут оказать работники библиотеки, родители. Презентацию можно использовать на уроке «Окружающий мир» при изучении регионального компонента.

В ходе мероприятия обучающиеся смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах деятельности, могут испытать радость успеха.

Цель: посредством игры и проектной деятельности углубить знания детей о родном крае

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- расширить кругозор детей;

- развивать коммуникативные навыки, интеллектуальные, творческие способности детей, умение совершенствоваться в коллективе, самостоятельность;

- воспитывать любовь к родному краю, причастность к родным истокам, чувство гордости за свой родной край, желание сделать его еще краше, богаче;

- привлекать родителей к участию в решении воспитательных задач школы и организации семейного досуга.

Предварительная подготовка:

- поиск необходимой информации по родному краю;

- подготовка участников художественной самодеятельности;

- подготовка рисунков, оформление фотовыставок;

- конкурс стихотворений «Мой край»;

- подготовка раздаточного материала для конкурсов;

- обеспечение призами и сувенирами;

- техническое и музыкальное оформление программы;

- подготовка презентаций.

Оборудование

- рисунки, стенды, плакаты: «Солнечная поляна», «Экологический»; муляжи грибов, корзины; карточки с заданиями; проигрыватель, технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.

Состав участников:

Вокальная группа,

группа «Юные поэты»,

информационная группа,

группа «Эрудиты»,

группа «Юные художники»,

ведущая,

жюри,

историк, биолог, эколог (можно привлечь учителей школы),

учащиеся, родители.



Ход мероприятия

Звучит песня «Верхнедонье мое». Показ слайдов из презентации «Верхнедонье»

Презентация «Родные милые места. Путешествие по родному краю»

Слайд №2

Ведущий. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же он неразрывно связан и со своею родиной – местом, где он родился и вырос.

Светлые березовые рощи, прохладные сосновые леса, бескрайние степные поля, широкая, спокойная и таинственная гладь реки, лесные озера и овраги, заросшие кустарником… Чего только нет в нашем краю!

Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Ребята, а в чем вы видите красоту родного края, за что вы его любите и цените?

Ответы детей.

Дети из творческой группы читают стихотворения о родном крае донских писателей и свои собственные стихотворения.

Слайд №3

Люблю мой край…

Как странно это слышать

Ведь каждый человек свой любит край

Но небо здесь синее, солнце выше

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река,

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит.

Люблю мой край!

Я много мест видала.

И можно хоть пол мира обойти

Но ближе и родней родного края

Я думаю, мне больше не найти!

(А. Коблева)

Слайд №4

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль гонимый

Низовым ветром до утра.

Вокруг простор степи бескрайней

Весь зеленеющий в цветах, и аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

(В.А.Иванов)

Слайд №5

Мой край Донской!

Поля, леса и степи…

Ты самый лучший, в целом мире нету!

Я знаю и люблю твой каждый уголок

И в сердце я храню

Мой маленький мирок.

И на каком краю страны я б ни был

Свой край родной

Я помню и люблю

(Лобов Влад, Поповская ООШ)

Слайд №6

Небо синее надо мной

Лес осенний, золотой,

Гладь речная над водой.

Красота, хоть песню пой!

Солнце, ветер и луна.

Шелест лип, берез и сосен.

Дождь слепой весной и осенью

Это Родина моя!

А над Доном – красота.

Радуги огромный мост.

Детский смех, ладошки вверх,

Как же счастлив человек!

(Топольсков Павел, Поповская ООШ)

Ведущий. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая, но в то же время хрупкая и легко ранимая. Мы совершим путешествие по родному краю, делая привалы, остановки:

1 остановка «Следопыты»

2 остановка «Мир растений»

3 остановка «Мир животных»

4 остановка «Берегите природу!»

Ведущий. А сейчас я представлю участников двух команд (команды выкрикивают название и девиз). Оценивать участие в конкурсах будет уважаемое жюри. Внимание, отправляемся в путь. А чтобы нам было веселее шагать, исполним песню «Вместе весело шагать по просторам»

Исполняет вокальная группа

Нам природа – дом родной,

Пойте звонче, пойте звонче.

Будем счастливо мы жить все под небом.

Синим небом и под солнцем.

Вот ручей шумит и солнце улыбается,

А зеленый лес нам эхом отзывается,

Птицы звонкие поют и звезды падают.

Это все мой край родной, он сердце радует.

И куда бы не пошел я по краю,

По родному я по краю,

Я люблю тебя, Земля, и в дороге

Все я знаю, замечаю.



Первая остановка «Следопыты» или «Из истории Донского края»

Слайд №7

Историк. Территория Ростовской области чаще именуется Землей Донской. Она раскинулась почти на 55 км от Калачской возвышенности на севере до раздольных Кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на Западе до полупустынь Калмыкии на востоке. Когда в южных районах области уже идет весенний сев, то на севере ее поля еще покрыты снегом. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон, который несет в своих волнах «историю и жизнь народов», а поэтому и называется наш край Землей Донской. Прекрасно выразил любовь к родной земле М.А.Шолохов:

«… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь».

Вопросы для команд

  1. Как называли Подонье древние греки и римляне? (Танаисом, Скифией, Сарматией)

  2. Как называлась территория донского края в ранее средневековье? (Диким полем)

  3. Всем известны строки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

У Лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том…

А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

(Лукоморье – старинное название Таганрогского залива, Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук)

  1. В народных песнях и сказаниях Дон часто называют «Ивановичем». Почему? (В недалеком прошлом наша река вытекала из Иван-озера, расположенного близ города Новомосковска Тульской области)



  1. Угадайте уникальный уголок природы Верхнедонского района Слайд №8

(Каменный лес)



Слайд №9

Это интересно! (информационная группа)

Каменный лес – это самая необычная достопримечательность нашего края, это своеобразное окно в прошлое нашего края. Его появление связано с Днепровским оледенением, которое состоялось 10-12 тысяч лет назад. Видимо, один из языков ледника продвигался по древней долине Дона и оказался на западе нашего района. На нашей равнинной местности каменный лес удивительным образом напоминает горный район.

  1. Какая птица является символом нашего края? Слайд №10

(Аист)



Вторая остановка «Мир растений»

Слайд №11

Ботаник. Богат и разнообразен растительный мир нашего края. Широкой полосой тянутся луга и поля. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. В нашем районе есть особо ценные лесные массивы – биологические памятники природы; Песковатско-Лопатинский лес, Белогорское урочище, «Калинов куст», «Донецкое», «Карпов лес». Эти уникальные памятники природы отличаются высоким уровнем разнообразия растительного мира, в них произрастают многие виды растений, внесенных в Красную книгу Ростовской области и Российской Федерации.



Отгадайте название растений

  1. Какое растение в народе называют шелковой травой? (ковыль) Слайд №12



  1. «Лазорики» - называют этот цветок на Верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение? (степной тюльпан) Слайд №12





  1. О каком растении Дона пишет А. Сафронов:

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета.

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром (бессмертник) Слайд №13



  1. Растение с плавающими на поверхности воды листьями и желтыми цветами, занесено в Красную книгу (кубышка желтая) Слайд №13



  1. Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдешь

Хоть не красный он, а синий

Все ж на звездочку похож (василек) Слайд №14



  1. Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят (колос) Слайд №15



  1. Угадай растение по иллюстрации Слайд №16



  1. В Ростовской области сохранился свидетель лесной мощи Дона. Что это за свидетель, где он находится? (Это дуб-великан, растущий в 3 км от станицы Вешенской) Слайд №17



Это интересно!

« Лесной богатырь» (информационная группа)

Дуб среди деревьев, что лев – царь среди зверей, что орел – царь среди птиц! Дуб – летописец, дуб – красавец, дуб – богатырь! Крепкий, сильный неохватный, живой свидетель истории. Дуб олицетворяет мужество и стойкость человеческую. Долго живут дубки! К примеру живет еще дуб – ровесник Москвы, а в Литве есть дуб, которому более 2000 лет! В Ростовской области вблизи станицы Вешенской растет дуб, которому 400 лет. Непростое это дерево-дуб! Свет, солнышко и тепло любят, холодов боится, а почва ему лучше всего плодородная подходит. Вот почему дубки ближе к югу отходят. А уж как дубочек солнышко любит! Пока подрастает, столько солнечной энергии набирает, как никакое другое дерево, так что дубок можно и впрямь солнышком деревянным величать.

Ведущий. Иногда в наших лесах встречаются болотистые места. Игра «Перейди болото».

Необходимо перейти от одной поляны на другую, прыгая по кочкам, нарисованным на полу. Выигрывает команда, которая быстрее и качественнее преодолеет препятствие (игра проводится под музыку)



Третья остановка «Мир животных»

Слайд №18

Ведущий. Животный мир нашего края богат и разнообразен. Сейчас мы с вами постараемся угадать животных по их описанию и иллюстрациям.

Самый, самый, самый!

  1. Кто в животном мире может долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (еж) Слайд №19



  1. Какая самая крупная рыба в Дону? (Белуга) Слайд №20



Это интересно! Слайд №21

Самая крупная рыба в Дону – белуга. Ее обычный вес от 33 до 200 кг. В мае 1951 года у Ростова-на-Дону была поймана белуга весом 708 кг. А в 1977 году во время замора была обнаружена белуга длиной 7м и весом 1т500кг.



  1. Назовите самую маленькую рыбку Дона (самая маленькая рыбка – бычок-бубырь, его длина 3-4 см, а вес – менее 1г) Слайд №22



  1. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, он достигает 15 см) Слайд №23





  1. Какое самое прожорливое животное? (Это землеройка – крошечный зверек, похожий на мышь, но отличается от нее вытянутым в длинный хоботок носиком. Без пищи не может обходиться ни одного часа. Вес съеденного за сутки превышает ее собственный вес в несколько раз) Слайд №24.



  1. Какое животное называют «речным водяным» Донских водоемов? (сом)



Слайд №25

Это интересно! Слайд №26,

Сом - одна из самых крупных речных рыб. Он может быть более 2 м длиной и весом более 40 кг. А встречались такие огромные сомы, что и представить трудно, около 400 кг! Это удивительные рыбы. Цвет сома меняется смотря по воде, по времени года и по возрасту. Живет сом чаще от молодых лет до самой старости, почти круглый год в одной и той же яме – омуте на дне реки. Выходя из нее для поиска пищи поблизости. Сом – «домосед», только весной, после зимнего сна он временно покидает родное жилье, часто заходя в пойму, где нередко нерестится. Сом не выносит мутной воды, поэтому, если вода грязная, он покидает свою яму, чтобы найти более чистую воду в устьях мелких притоков.



  1. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку (бобр) Слайд №27



  1. Земноводное животное. Не шагом ходит, не бегает, а прыгает (лягушка Слайд №28





  1. Эта ставшая редкой птица похожа на курицу, но имеет сильно развитые ноги. Во время опасности может очень быстро бегать. Летает тяжело, делая резкие взмахи громадными крыльями (дрофа) Слайд №29



  1. У нас на Верхнем Дону водится очень редкое животное, современник ящеров. Тело его одето в густой коричневый мех с серебристым отливом. Отличается удлиненным носом-хоботком. Обитает в водоемах. Занесено в Красную книгу Ростовской области и Российской Федерации (выхухоль). Слайд №30



  1. Командам раздаются карточки. За определенное время нужно найти как можно больше спрятавшихся птиц. Слайд №31 «Проверь себя»



о

ч

и

к

у

л

и

к

т

у

у

д

о

д

р

и

с

г

у

с

ь

в

о

р

о

н

а

я

с

ж

у

р

а

в

л

ь

и

у

т

к

а

т

с

ы

ч

а

п

ч

а

й

к

а

л

д

о

е

а

и

ь

ч

е

в

о

р

о

б

е

й

р

л

ф

а

з

а

н

а

г

а

и

с

т

я

е

у

ф

п

е

т

у

х

м

г

с

о

к

о

л

е

Игра «Грибная поляна»

В игру привлекаются родители и дети. Вдоль зала цветными нитками отмечены две довольно длинные дорожки. На них в произвольном порядке расположены муляжи съедобных и ядовитых грибов. Необходимо собрать съедобные грибы в лукошко, оставив ядовитые в лесу. Конкурс проводится под музыкальное сопровождение. Выигрывает команда, которая быстрее и аккуратнее всех соберет съедобные грибы.



Четвертая остановка «Берегите природу!»

Эколог. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может.

Ребята, помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

Давайте же вести себя аккуратно в гостях у природы и не оставлять такой ужасной картины…. Слайд №32

Задание для команд: за определенное время составить обращение к местным жителям «Берегите природу!»

Ведущий. Пока команды работают – блицопрос «Птичий базар»

Скажите, как называются:

- дом птицы (гнездо);

- руки птицы (крылья);

- птичьи дети (птенцы);

- встреча двух петухов (петушиный бой);

«муж» утки (селезень);

- «рот» птицы (клюв);

- «ноги» птицы (лапы);

- дом птицы в неволе (клетка);

- дом еще не родившегося птенца (яйцо);

- песня соловья (трель)

Слайд №33

Ведущий. Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! И мы знаем одно: кто побывал в нашем краю, непременно вернется еще раз. Пусть в наших лесах, садах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна. Пусть в озерах и реках будет много рыбы. А поля колосятся золотыми спелыми колосьями пшеницы. Все это – наше с вами богатство. Любить свой край – это значит беречь его, заботиться о нем.

Слайд №34

Добротой земля моя прекрасна

Так давай на многие века

Сохраним земли ее богатства

Эти рощи, реки и луга!



Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.



Слайд №35

Ведущий. Посмотрите, как светло у нас в зале. Он наполнен солнечным светом, теплом наших сердец. Мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много чудесных цветов. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. Напишите на цветке пожелание и посадите на нашей солнечной поляне.

Посмотрите, какая у нас прекрасная поляна с цветами. Если подойдем к ней поближе, то сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов.



Слайд №36

Вот и подошло к концу наше путешествие. Благодарю всех за внимание и за участие.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Путешествие по родному краю»

Автор: Чечукова Алена Александровна

Дата: 15.05.2023

Номер свидетельства: 631528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока "Первоклассникам о родном крае" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-piervoklassnikam-o-rodnom-kraie"
    ["file_id"] => string(6) "146879"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419268953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока «Математическая география, или Путешествие по родному краю» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-matiematichieskaia-ghieoghrafiia-ili-putieshiestviie-po-rodnomu-kraiu"
    ["file_id"] => string(6) "151121"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420638115"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Музыка родного края "
    ["seo_title"] => string(21) "muzyka-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "186498"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426351394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Экологический конкурс "Я люблю эту Землю родные края..." "
    ["seo_title"] => string(61) "ekologhichieskii-konkurs-ia-liubliu-etu-ziemliu-rodnyie-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "189716"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427018913"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Коррекционный  час  на тему  "Птицы  родного   края""
    ["seo_title"] => string(45) "korriektsionnyichasnatiemuptitsyrodnoghokraia"
    ["file_id"] => string(6) "308884"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458692896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства