Просмотр содержимого документа
«Путешествие по экологической тропе»
Пояснительная записка
Все мы дети природы. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений стратегии воспитания. Сейчас экологическая тема очень актуальна. Поэтому экологическую грамотность нужно воспитывать.
Данное внеклассное занятие воспитывает у учащихся экологическую культуру и бережное отношение к природе. Это занятие способствует развитию экологической и гражданской сознательности у учеников младших классов. Теоретический материал в данном внеклассном мероприятии используется в сочетании с мультимедийным сопровождением и увлекательными практическими заданиями. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру мероприятия включены загадки, кроссворды, собирание пазлов из картинок.
Продолжительность мероприятия 40 минут. Это мероприятие можно использовать во 2-3 классах, как на класс, так и на параллель.
На мой взгляд, благодаря таким мероприятиям, дети намного лучше усваивают материал, им очень интересно. Они работают в паре, сообща, что свидетельствует о сплочении коллектива. Разные задания, которые используются в мероприятии им очень нравятся, дети остаются довольные и с удовольствием приходят снова на такие мероприятия.
Внеклассное воспитательное мероприятие
«Путешествие по экологической тропе»
Тип урока: игра – путешествие.
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей. Закрепление правил поведения в природе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать представления и элементарные знания об экологии;
формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за неё;
развивать познавательный интерес.
Корекционно-развивающие:
развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий;
развивать ИКТ компетенцию у детей младшего школьного возраста;
научить видеть и понимать красоту живой природы.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать навык самостоятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями, видео.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Ход мероприятия
Учитель
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
Слайд 1 Лес
– Жил был лес.
Слайд 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
Слайд 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Слайд 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Слайд 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Слайд 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Слайд 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Слайд 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Слайд 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Слайд 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученики(примерные ответы детей)
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученики отвечают:
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ёль)
Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина)
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа) Породы деревьев вывешиваются на доску.
Слайд 12. Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученики отвечают:
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)
Задание 3
Игры с жителями леса.
Учитель
Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.
Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.
Слайд 13 Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 4
Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.
Слайд 14 Кроссворд
Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.
Вопросы к кроссворду
Как называется верхний плодородный слой земли?
Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
Синоним слова звери.
Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
Житель планеты, наделенный разумом.
Назови синоним слова атмосфера.
Как называется солнце на языке астрономов?
7
З
5
6
В
Ч
В
Е
3
Е
О
З
1
2
Ж
4
Л
З
Д
П
Р
И
Р
О
Д
А
О
Е
В
А
В
У
Ч
К
О
С
Е
Х
В
А
Т
Т
К
А
Н
Е
Ы
Н
Е
И
Я
Учитель
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
Слайд 15 Охрана природы
Учитель
– Нужно ли охранять природу?
Ученики отвечают:
– Да!
Учитель
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание 5
На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Слайд 16 Итог
Завершение путешествия
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
(Музыкальный клип).
Учитель
А теперь пришла пора
Возвращаться детвора!
Скажем на прощанье Лесу «До свидания! Ты расти на радость людям, Мы любить тебя все будем, Добрый лес, красивый лес Полный сказок и чудес!»
– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять.
Подведение итогов занятия.
Ребята, где мы сегодня побывали?
Что мы увидели в лесу?
Какие задания выполняли?
Рефлексия.
Ребята, я попрошу вас закончить предложение:
"Особенно мне понравилось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
Список литературы
Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. -Л.: Детская литература, 1961.
Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.
Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.
Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.
Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.