Урок-путешествие «Экологическая тропа»
(5 класс по теме «Обыкновенные дроби»)
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания по гл. 2 «Обыкновенные дроби», обогащение знаний, установление связей теории с практикой.
2. Научить анализировать, наблюдать, делать выводы.
3. Содействовать рациональной организации труда, введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение, развивать познавательные интересы, любовь к родным местам, экологическую культуру.
Содержание темы:
Данная тема по программе 5кл действующего учебника под редакцией Мордковича, содержание темы отличается от учебника под редакцией Виленкина.
Тип урока:
Интегрированный урок обобщения и систематизации материала по данной теме, урок-путешествие «Экологическая тропа»
Организационные формы общения:
групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
2. Сообщение правил игры.
3. Игровые действия, включающие познавательное содержание, происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний, проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий, с обращением внимания на экологические проблемы.
4. Итог игры, подведение итогов урока, творческого домашнего задания.
5. Рефлексия.
Подготовительная работа.
- Разбить класс на группы.
- Выбрать в каждой группе старшего.
- Выбрать для себя одного помощника, который будет делать сообщения на каждом этапе тропы, «городской Домовёнок» придумать костюм.
- Дать творческое домашнее задание каждой группе придумать на каждый этап по одному экологическому призыву (аншлагу)
Оформление: 1. На доске маршрутный лист.
2. Для каждой группы на столе папка со своим маршрутом (порядок прохождения маршрута разный)
3. В папках задания для каждого этапа.
4. На столах жёлтые кружочки по количеству учащихся, на доске мордашки с липучкой, каждый учащийся крепит свой кружочек, на ту ленту, которая соответствует его настроению.
Ход урока
- Мотивационная беседа. (3 мин)
Хакасия – край огромных богатств. По мнению экологов, Хакасия- место, не загубленное цивилизацией, и мы живём, по сравнению с другими, в экологически благоприятном регионе. Так ли это, а в нашем городе, есть экологические проблемы, такие как загрязнение воды, воздуха, почвы, леса?
Сейчас мы с вами совершим путешествие, по нашему городу, наша экологическая тропа пройдёт по сосновому бору, берегу реки, мы побываем на ТЭЦ, а путешествовать мы начнём от школы
- Сообщение правил игры. (3 мин)
У вас на столах лежат папки с маршрутными листами и заданиями на каждом этапе. Каждая группа пройдёт по своему маршруту. На каждом этапе вы будете решать задачи, примеры или уравнения, где числовые величины будут выражены в виде обыкновенных дробей, поэтому вам понадобится вспомнить всё, что вы знаете по теме «Обыкновенные дроби». Выполняя, задания вы узнаете, какие возникают экологические проблемы, и как можно эти проблемы решить или предотвратить. Путешествие заканчивается около школы.
III. Игровые действия. (18 мин)
Этап «Бор»
Этап «Р.Абакан»
Этап «ТЭЦ» (по одному заданию на каждом этапе, для каждой группы)
Помогать мне будет «городской Домовёнок». Самые активные получат за работу красные треугольники.
IV. Подведение итогов путешествия, обсуждение результатов выполненных заданий. Сообщения Домовёнка, вывешивание аншлагов. (12мин)
V. Рефлексия.
Проводится беседа о новой форме урока, о том, что нового узнали, о том, что необходимо изменить, чтобы было интересно. Каждый учащийся крепит жёлтый кружочек на соответствующую мордашку. (3 мин)
- Этап « Сосновый бор»
Лес – санитар атмосферы. Уникальный абазинский бор называют
« лёгкими» города.
Задача 1.
Один гектар сосновых насаждений задерживает в год до 35 тонн пыли. Сколько тонн пыли задержат 9га соснового бора за год? За 2/3 года?
Решение: 1) 35 * 9 = 315 (т) за 1 год.
2) 315 : 3 * 2 =210 (т) за 2/3 года
Ответ: 315т;210т.
Задача 2.
В сосновом бору растёт растение, охраняемоё в Хакасии, это растение занесено в Красную книгу, выполнив задание на вычисление, вы узнаете название этого растения. Как ещё по-другому оно называется?
1
3 5/17 + 6 9/17
8 8/27
П
2
4 4/21 + 16/21
6 4/15
Л
3
14 8/27 - 6
7 1/4
Ь
4
6 24/39 – 5 7/39
9 14/17
К
5
2 7/15 + 3 12/15
1 4/5
Н
6
8 – 3/4
4 20/21
У
7
6 2/5 – 4 3/5
3
И
8
2 5/27 + 22/27
1 17/39
А
9
3 3/5 – 1 3/5
0
А
10
1 7/13 – 1 7/13
2
Ц
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
Задача 3.
За летние месяцы в сосновом бору отдыхают 9000туристов. Один невоспитанный турист может: 1) сжечь 2/3 м3 древесины; 2) оставить после себя 3пластиковые бутылки и 1 целлофановый пакет с мусором. Какой вред могут причинить бору 9000 невоспитанных туристов?
Решение: 1) 9000 : 3 * 2 = 6000 (м3) древесины
2) 9000 * 3 = 27000 (шт.) пластмассовых бутылок.
3) 9000 * 1 = 9000 (шт.) пакетов с мусором.
Ответ: 6000 м3; 27000шт.; 9000шт.
ообщение:
Площадь уникального абазинского бора, который фактически находится в черте города небольшая, всего 9га, поэтому жителям и гостям города необходимо бережно к нему относиться. И знать, что для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет, бутылку или другой мусор!
- Этап «Река Абакан, р. Рудная Кеня»
Источником водоснабжения города и АРУ является р. Абакан и 7 скважин. Общее потребление воды составляет 9800 тыс. м3 в год. Использование природной воды для нужд шахты составляет 800 тыс. м3 в год.
Задача 1.
Решив уравнения вы узнаете название реки экологическая обстановка на которой очень неблагоприятная, воды этой реки жители города не используют для питья.
- n + 2/7 = 1 [Я]
- 3 + х = 11 2/9 [Н]
- m : 4/7 = 3 [Е]
- а : 3 = 5/6 [К]
2 1/2 1 5/7 8 2/9 5/7
Задача 2
. Работа по борьбе с весенним половодьем, начинается за долго начала весны. Проведён ремонт дамбы. Берег реки Абакан, в районе гАбазы, на протяжении 5км укреплён скальным грунтом. Всего было завезено 60000 м3 породы. Сколько м3 породы ушло на отсыпку 1км. берега р. Абакан? На отсыпку 100м берега р.Абакан?
Решение: 1) 60000 : 5 = 12000 (м3) на отсыпку 1км берега.
2) 12000 : 10 = 1200 (м3) на отсыпку 100м берега.
Ответ: 12000 м3; 1200 м3.
Сообщение: Река Рудная Кеня впадает в р. Абакан и влияет на состояние воды в р. Абакан. Источники загрязнения р. Рудная Кеня:
- сточные воды с участка, где расположены гаражи;
- бытовые нечистоты, на том участке, где река протекает через город, жители выливают их на её берег и вываливают мусор;
- ядохимикаты из химчистки;
- промышленные загрязнения от ТЭЦ и шахты.
III. Этап «ТЭЦ»
Главным источником загрязнения воздуха в нашем городе являются объекты: ТЭЦ, ДОФ, шахта, ЖБИ, литейный участок, автотранспорт. Одним из наиболее интенсивных источников загрязнения атмосферы над нашим городом является ТЭЦ. Она загрязняет воздух выбросами золы, окиси углерода, диоксидом азота.
Задача 1. За отопительный сезон, который длится 8 месяцев, на ТЭЦ сжигают 40000т угля. Сколько сжигают угля ежемесячно? Ежедневно, если считать , что месяц 30 дней?
Решение: 1) 40000 : 8 = 5000(т) ежемесячно.
2)5000 : 30 = 166 2/3 (т) ежедневно.
Ответ: 5000т, 166 2/3т.
Сообщение:
Ещё одним источником загрязнения атмосферы является автотранспорт, на его долю приходится 50% загрязнения воздуха, в нашем городе на 1000 человек приходится 380 автомашин. Один автомобиль за 1 км пробега выбрасывает 40г ядовитой окиси углерода.
Природа создала уникальные «ловушки» для сбора загрязнителей воздуха, например «снежный покров», какие «природные ловушки» вы ещё знаете?