Силина Марина Александровна
Воспитатель
ГККП ДО № 19 «Золотой петушок»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Наблюдение на прогулке «Путешествие по экологической тропе»
Цели:
- расширять знания детей о времени года – осени;
- продолжать формировать у детей реалистические представления о природе своего родного края на примере растений участка детского сада;
-активизировать и обогащать словарный запас на государственном языке;
- воспитывать внимание, умение слушать в условиях открытого пространства.
Методы: беседа, игра, художественное слово, наблюдение.
Ресурсы: предметные картинки, карта, схемы, условные знаки, письмо.
Предварительная работа: разработка маршрута, устройство фитоогорода с лекарственными травами: календулы, мать и мачехи, мяты, чистотела.
Билингвальный компонент: дерево – а?аш, огород – бау-ба?ша, муравей – ??мырс?а.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте откроем и прочтем его.
«Дорогие ребята! Пишет вам ваш друг, муравей. Я хочу пригласить вас к себе в гости. А найти вы меня сможете на участке нашего детского сада. Посылаю вам план-карту, как добраться до места, где я живу и подсказки, которые вы сможете найти, если ответите на вопрос: «Какое время года предшестврвало осени и каковы его приметы?»
До встречи! Ваш друг – Муравей!»
Дети:
- Лето.
- Его месяца называются июнь, июль, август.
- Летом на деревьях и кустарниках зеленая трава, на клумбах и лужайках цветут цветы.
- Солнце светит ярко, много цветов, насекомых, птиц.
Воспитатель: Что же, ребята, перед нами карта маршрута, на ней условные обозначения и подсказки. Наше путешествие начинается.
Воспитатель: Мы подошли к кустарникам. Посмотрите, на карте кустарник обозначен значком ООО. Ребята, а чем отличается кустарник от дерева?
Дети: У дерева один большой ствол, а у кустарника их несколько, но более тонких.
Воспитатель: Правильно, а теперь посмотрим, что говорит нам первая подсказка.
Подсказка № 1
«Вы должны подойти сначала к рябине,
от рябины к черемухе, а затем к ели»
Воспитатель: А по каким приметам мы с вами узнаем эти деревья?
Дети: Весной на рябине появляются белые пушистые цветы, а осенью ярко-красные ягоды.
Воспитатель: А какие загадки и приметы вы знаете о рябине?
Дети:
- Если рябины уродилось много, то зима будет морозной.
- «Стройная, прекрасная, на ней ягода красная?
Рябина
Воспитатель: Правильно, ребята. Зацветает рябина в мае, ее цветы собраны в кремово-белые соцветия. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые. Но едва их прихватит первый морозец, они становятся вкуснее. Любят рябину и звери и птицы. Из рябины можно варить вкусное варенье и джем, потому что ягоды рябины очень полезны. А вот по соседству растет черемуха! Давайте рассмотрим дерево: какой ствол, листья, есть ли ягода?
Дети:
- Ствол покрыт темной, шершавой корой.
- Все дерево усыпано ягодой.
Воспитатель: Зацветает черемуха в мае, стоит словно невеста. Запах цветущей черемухи отгоняет от дерева мух, комаров, убивает многих вредных микробов. Летом на черемухе появляются маленькие зеленые ягоды, к концу лета они созревают и становятся черными. Из черемухи варят компоты, кисели, варенье, а отвары из ягод черемух считаются целебными. А теперь, продолжим наше путешествие по экологической тропе и подойдем к ели, полюбуемся ее красотой. Потрогайте веточки, какие они?
Дети: Они колючие.
Воспитатель: А вы знаете загадки о ели?
Дети: «Зимой и летом одним цветом».
Воспитатель: А почему так говорят?
Дети:
- Потому что в любое время гола ель остается зеленой.
- И иголочки у нее не опадают, как у других деревьев.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, пора посмотреть вторую подсказку.
Подсказка 2 «От ели вы должны пойти к огороду»
Воспитатель: Как вы думаете, что растет в огороде?
Дети: Морковь, редис, огурцы, свекла, картофель, томаты.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Угадай, какой это овощ?»
(дети с завязанными глазами на вкус определяют овощи)
Воспитатель: А чтобы овощи хорошо росли, какой уход им необходим?
Дети: Необходимо, чтобы рыхлили и удобряли землю, поливали, пололи сорняки.
Воспитатель: Так давайте поможем нашим овощам, и прополем все сорняки.
Физминутка
Иван, Иван, вырывай бурьян, чтоб росла редиска,
Чтоб росла морковка, зеленел лучок – не ленись, дружок!
Чтобы была репка, сладкая и крепкая,
Чтоб капусты кочанок рос с большущий чугунок.
Воспитатель: У нас с вами осталась последняя подсказка.
Подсказка № 3 «Подойдите к пенечку, который примостился около куста сирени»
Воспитатель: Ребята, я думаю, что муравей неспроста пригласил нас к этому пенечку. Посмотрите, где стоит пенечек?
Дети:
- Около клумбы.
Воспитатель: Что это за клумба, вы не знаете? Чтобы вы быстрее догадались, я вам прочту стихотворение.
«Они бывают разные: полезные, опасные, красивые, пахучие,
С листочками колючими, лекарство заменяют и лакомством бывают.
И чаем нас напоят, и даже дом построят, земли они творенье, зовем мы их…»
Растения
Воспитатель: А какие растения вы видите на этой клумбе?
Дети: Лекарственные.
(дети перечисляют все лекарственные растения: мелиса,
мята, мать-и-мачеха, календула, одуванчик, чистотел и другие)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Лекарственные травы очень полезны: мать-и-мачеха и календула помогает при простудных заболеваниях, календулой хорошо полоскать горло, а чай с мелиссой и мятой очень ароматен. А вы слышите, нас кто-то приветствует? (достает из-за пенечка муравья). Муравьишка, вот мы благополучно и добрались до тебя!
Муравей: Я очень рад, что вы справились с картой маршрута. А вы запомнили, какие деревья, кустарники, растения вам встретились на пути?
Дети: Черемуха, рябина, ель, сирень, мелиса, чистотел, календула.
Муравей: Молодцы, ребята! Вы не только запомнили все растения, которые живут на участке нашего детского сада, но и тем, как вы себя вели, когда путешествовали по экологической тропе: ходили осторожно, чтобы не потревожить ее обитателей, не помять цветы и траву, не рвал веточки с деревьев. И я хочу вам дать домашнее задание: вы должны вместе с мамой и папой разработать экологическую тропу своей семьи, там, где вы всегда гуляете вместе с ними.
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу, но сначала, ребята, давайте встанем в наш волшебный круг и скажем:
Окружающий мир – сколько в нем красоты!
Стать частичкой природы можем вместе все мы.
Спасибо, моему сердечку, что любит оно и лес, и речку,
И солнце любит, и луну, все, что природой я зову.
Выполняем всей семьей
Тема: «Экологичекая тропинка моей семьи»»
Цели:
- разработать экологическую тропу своей семьи;
- отметить и наблюдать определенные объекты;
- замечать жалобы природы, заносить их в «Жалобную книгу природы».