kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая игра "Калейдоскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе игрового действия – образ красивых, разнообразных и не повторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. «Калейдоскоп» – игра, которая ориентирована на отношения детей между собой, позволяет эти отношения прояснить, и дает детям опыт позитивного взаимодействия в парах, тройках и мини-группах. Благодаря метафоре (калейдоскоп – узор отношений), лежащей в основе игрового сюжета, дети могут увидеть, почувствовать происходящие в классе групповые процессы на уровне образа, переживания.

Цель: развитие способности к самоконтролю в социальной ситуации, критичности к себе и другим, способности анализировать свои действия; сплочение детского коллектива, создание положительного эмоционального настроя; развитие пространственных ориентаций, коммуникативных навыков, умения объяснять, сравнивать, анализировать; развитие воображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая игра "Калейдоскоп"»

Открытое занятие

Психологическая игра «Калейдоскоп»


Педагог-психолог

Кононова Александра Руслановна


Участники: обучающиеся 4 класса, классный руководитель


Цель: развитие способности к самоконтролю в социальной ситуации, критичности к себе и другим, способности анализировать свои действия; сплочение детского коллектива, создание положительного эмоционального настроя; развитие пространственных ориентаций, коммуникативных навыков, умения объяснять, сравнивать, анализировать; развитие воображения.


Материалы и оборудование: игрушечные калейдоскопы, музыкальное сопровождение, заготовки для «бумажного калейдоскопа», бланки и карточки для выполнения заданий, цветные карандаши, фломастеры, доска, повязки на глаза, клей.


Ход занятия


Вступление (7 мин).

Добрый день. Сегодня нас ждет необычный урок. Это будет психологическая игра. Поэтому прошу вас внимательно слушать, не разговаривать, быть активными, делать все быстро (включается «волшебная музыка»).

Посмотрите все в калейдоскопы. Вы видите в них маленькие частички (бусинки, стеклышки, пластмассовые фигурки). Каждая из них всегда имеет только один цвет и только одну постоянную форму. Да, каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками… получаются яркое многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. Наша игра – о волшебных узорах, которые можно создавать из маленьких стеклышек, из кусочков бумаги или – общаясь друг с другом. Сейчас закройте глаза и представьте себя цветным стеклышком. Представили? Какого вы цвета, какой формы?

Разминка. Выйдите все в середину класса. Представьте себе, что чья-то гигантская рука собрала все стеклышки и зажала их в ладошке. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу (…дети собираются в тесную кучку). А затем рука рассыпала нас по ровной поверхности (разошлись по классу и застыли). Затем великанская рука стала собирать каждое стеклышко в калейдоскоп (каждого называть по имени и брать за руки по цепочке). И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз – и стеклышки объединились по два! Снова застыли. Потряс великан калейдоскоп и стеклышки объединились по три…, по четыре… Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг.

Итак, мы стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе

Основная часть (30 мин).


Создание индивидуальных узоров, отражающих уникальность и особенности характера каждого (5 мин).

Каждый из вас получит сейчас бумажный круг. С помощью карандашей создайте в кружке свой узор, такой, какой отразит ваш характер, настроение, ваше «я» (раздаются на выбор шаблоны кружков, по мере готовности кружки приклеиваются на шаблон).

Первый узор бумажного калейдоскопа создан. Давайте посмотрим. Каждый уникален. Не похож на остальные, каждый отражает неповторимость человека, его создавшего. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор, состоящий из индивидуальностей.


Работа в парах – поиск общих признаков (5 мин).

Когда люди-стеклышки начинают общаться друг с другом и создавать общие узоры, им в этом помогают две вещи. Первое – они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем.

Второе – они знают о том, что у них есть много общего, и это помогает им общаться и находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении (дети вытягивают из конверта рыбку). Найдите сейчас пару по цвету рыбки и сядьте рядом. Это маленькие рыбки. Если их приложить друг к другу, они образуют симметричный узор. В течение 1 минуты вам нужно придумать как можно больше признаков (внешности, характера, интересов, способностей, вкусов), которые объединяли бы пару рыбок. Надо найти три таких признака (каждая пара выходит и называет признаки).

Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала свой общий узор благодаря тому, что нашла друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!


Командные задания, направленные на развитие умения слушать, объяснять, конкретизировать, работать по инструкции, выполнять совместную деятельность, ориентироваться в пространстве, доверять (15 мин).

В нашем великанском калейдоскопе люди-стеклышки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, где стеклышки объединяются друг с другом и создают единое целое. Вот посмотрите на круг у меня в руках (показать круг целиком, разрезанный на две части). Он состоит из двух частей, но если мы аккуратно сложим их друг с другом, то получим целый круг – фигуру удивительно законченную и красивую. Людям, которые умеют создавать друг с другом такие замечательные целые узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела. Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашем калейдоскопе (дети тянут половики разных ромбиков, выходят парами по очереди и получают задания).

1. «Лабиринт вслепую»: Одному человеку из пары мы завяжем глаза (повязка). Ему предстоит пройти лабиринт, не задев черные линии (на доске фломастером). Второй участник ему в этом должен помочь, объясняя только словами (вправо-влево, вниз, дальше, стоп и т.д.). Остальные смотрят, выполняются ли правила, делают выводы (приклеить части ромба на шаблон).

Легко ли вам было работать друг с другом? Что помогало? Что мешало?

2. «Повтори конструкцию»: Одному человеку из пары мы также завяжем глаза (повязка). Его задача построить точно такую же деталь, как будет в руках у второго – «зрячего», который также с помощью слов должен объяснить какие детали ему надо брать и что с чем соединять (выдается конструктор по типу крупного «Лего»). Поделитесь своими впечатлениями от задания. Что было сложно? Что легко? (приклеить части ромба на шаблон).

3. «Рисунок под диктовку»: Один участник становится лицом к доске с мелом в руках. Ему задавать вопросы нельзя. Второй получает карточку с рисунком из геометрических фигур. Задача второго – объяснить так рисунок, чтобы первый смог нарисовать аналогичный (выдается карточка).

Давайте сравним, что у нас получилось. Какие ошибки были допущены? Что помогало? (приклеить части ромба на шаблон).

4. «Слепой и поводырь»: Одному участнику завяжем глаза (повязка). Задача второго – провести, огибая препятствия (стулья, люди) с одной точки в другую. Затем участники меняются ролями, препятствия меняют свое расположение и участники идут обратно – первый ведет второго (приклеить части ромба на шаблон). Где нам в жизни может пригодиться такое умение? (доверие, ответственность).

Давайте теперь взглянем на наш бумажный калейдоскоп. Благодаря нашим узорам отношений в нем появляется все больше и больше результатов, наполненности.


Подчеркивание положительных качеств каждого ребенка в коллективе, в том числе и классного руководителя (5 мин).

Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое цветное стеклышко превратилось в цветок! (раздаются цветочки). Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас – цветок на этой поляне.

Напишите на цветочках ваши инициалы (напомнить, что это такое).

Некоторые цветы растут на этой поляне с подготовительного, первого класса. Кто они? Назовем их по именам… никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я приклеиваю его цветок на поляну, остальные будут называть те качества, которыми этот человек-цветок украшает эту поляну…

Есть цветы, которые растут на нашей поляне со второго класса (третьего, четвертого). Можете их назвать? Давайте тоже каждому скажем, чем, какими своими качествами, достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну.


Завершение (8 мин).

Обсуждение в кругу получившегося узора, в целом занятия, пожелания друг другу, выводы.

Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз. Люди-стеклышки, люди-цветы исчезли, и образовался последний узор. Имя ему – 4-Б класс. Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно?

У меня в руках игрушечный калейдоскоп. Я его буду передавать по кругу и жду от каждого из вас несколько слов о занятии. Объявляю игру оконченной.

Благодарю вас всех за активное участие. Передаю вам в подарок от великана бумажный калейдоскоп, как напоминание о тех удивительных узорах отношений, которые вы можете и умеете создавать.

Используемая литература


1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова Е.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2007 – 304 с.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическая игра "Калейдоскоп"

Автор: Кононова Александра Руслановна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Психологическая игра "Волшебные узоры общения" "
    ["seo_title"] => string(58) "psikhologhichieskaia-ighra-volshiebnyie-uzory-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "103709"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402604032"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Психологический практикум-игра «калейдоскоп эмоций»"
    ["seo_title"] => string(52) "psikhologicheskii_praktikum_igra_kaleidoskop_emotsii"
    ["file_id"] => string(6) "540342"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582108865"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Калейдоскоп эстафет "
    ["seo_title"] => string(21) "kalieidoskop-estafiet"
    ["file_id"] => string(6) "114221"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411381893"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Калейдоскоп эмоций"
    ["seo_title"] => string(20) "kalieidoskop-emotsii"
    ["file_id"] => string(6) "316507"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460104465"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Калейдоскоп профессий» "
    ["seo_title"] => string(23) "kalieidoskop-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "170381"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423554316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства