~~В основе игры лежит образ красивых, разнообразных и неповторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует здесь в трех ипостасях: как реальная игрушка; как разноцветный бумажный узор, постепенно в процессе игры возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.
Цель игры - создание эффективных моделей общения через проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки; эстетическое развитие.
Задачи: развитие способностей к самоконтролю, саморегуляции, критичности к себе другим, способности анализировать свои действия.
По ходу игры постепенно на листе ватмана должны появиться пять круговых узоров. Каждый узор является итогом выполнения конкретного задания. Перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки. По цвету или форме этих фигурок участники объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание. Затем фигурки наклеиваются на лист ватмана таким образом, чтобы получился красивый круговой узор. Первый узор – внешний, далее следуют второй, третий, четвертый узоры; последний узор располагается в центре круга. Данная игра предназначена для небольшого коллектива детей (до 14 человек). Допускается упрощение некоторых процедур: можно убрать один или два узора. При этом первый и последний нужно оставить обязательно. Во время игровых пауз, когда дети смотрят в настоящие калейдоскопы, можно включать музыку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая игра "Волшебные узоры общения" »
Большая психологическая игра «Волшебные узоры общения»
Цель: создание эффективных моделей общения через проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки; эстетическое развитие.
Задачи: развитие способностей к самоконтролю, саморегуляции, критичности к себе другим, способности анализировать свои действия.
Психологическая основа игры. В основе игрового действия лежит образ красивых, разнообразных и неповторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует здесь в трех ипостасях: как реальная игрушка; как разноцветный бумажный узор, постепенно в процессе игры возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.
Оборудование. Игрушечные калейдоскопы (1 на пару); магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки; заготовка для «бумажного калейдоскопа»; кружки белой бумаги диаметром 7-8 см; бланки для выполнения заданий третьего узора; шейные платочки для завязывания глаз.
Описание игры. По ходу игры постепенно на листе ватмана должны появиться пять круговых узоров. Каждый узор является итогом выполнения конкретного задания. Перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки. По цвету или форме этих фигурок участники объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание. Затем фигурки наклеиваются на лист ватмана таким образом, чтобы получился красивый круговой узор. Первый узор – внешний, далее следуют второй, третий, четвертый узоры; последний узор располагается в центре круга. Данная игра предназначена для небольшого коллектива детей (до 14 человек). Допускается упрощение некоторых процедур: можно убрать один или два узора. При этом первый и последний нужно оставить обязательно.
Во время игровых пауз, когда дети смотрят в настоящие калейдоскопы, можно включать музыку.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие-игра, которое покажет, насколько хорошо вы умеете сотрудничать и взаимодействовать и поможет вам научиться еще лучше общаться друг с другом. Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить, как сменяют друг друга узоры.
Ведущий. Что вы видите? Выслушиваются ответы детей.
Вы видите маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет свой цвет и свою форму. Каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками... Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме!
Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения.
Волшебные узоры, нашей игры можно создавать как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом.
Ведущий рассказывает детям, что в игре будут три калейдоскопа. Один – настоящий: в перерывах между упражнениями в него можно будет заглянуть. Второй – бумажный: он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью участников. И третий – волшебный «человеческий» калейдоскоп: он появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека-стеклышко...
Разминка
Ведущий. Представьте себе, что каждый из нас – цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу... Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.
А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг! Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.
А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает...Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.
И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз – и стеклышки объединились в пары! Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть.
Два – и стеклышки снова распались по одному и застыли! Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте.
А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг... Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли... и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг? На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.
Первый узор
Ведущий. Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас чистый бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке свой узор. Пусть он отразит ваш характер, настроение, ваше «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: это может быть игра цвета, формы – все что угодно.
Ведущий раздает детям кружки белой бумаги диаметром 7-8 см. Дети рисуют на полу. Затем каждый кружок приклеивается на ватман и получается первый, внешний узор: по всему периметру, вдоль внешней стороны круга, равномерно расположены кружки с рисунками, около каждого кружка – имя его автора. Первый узор бумажного калейдоскопа создан.
Ведущий. Давайте посмотрим на узоры. Каждый из них – уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость его создателя. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор – узор, состоящий из индивидуальностей.
Ведущий включает музыку. В течение нескольких минут дети могут отдохнуть, посмотреть в настоящие калейдоскопы, что-то добавить в свои рисунки. Если детей трудно настроить на работу после свободной паузы, можно в этот перерыв провести упражнение на саморегуляцию.
По сигналу ведущего) дети снова превращаются в стеклышки, возвращаются в круг и застывают.
Ведущий. Когда люди-стеклышки общаются друг с другом и создают общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первая – они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем. Ведущий еще раз обращает внимание детей на рисунки бумажного калейдоскопа.
Вторая – люди знают о том, что у них есть много общего, и это помогает им общаться, находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении.
Второй узор
Ведущий предлагает ребятам вытянуть из конверта цветные фигурки. Это маленькие рыбки. В конверте – по две рыбки одного цвета (или оттенка цвета). Если их приложить друг к другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор.
По цвету фигурок дети разбиваются на пары. В течение 3-4 минут им нужно придумать как можно больше признаков (во внешности, в характере, в интересах, в способностях, во вкусах), которые бы их объединяли. Надо найти как минимум три таких признака. Каждая пара записывает их на листе, затем называет вслух. Пока пара зачитывает признаки, ведущий приклеивает рыбок. В результате возникает второй круговой узор. Каждый его элемент — симметрично расположенные рыбки одного цвета. Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на получившийся узор.
Ведущий. Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала общий узор, благодаря тому, что партнеры нашли друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!
Перед третьим узором – небольшая пауза, отдых.
Третий узор
Ведущий. В нашем великанском калейдоскопе люди-стеклышки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, в которых стеклышки объединяются друг с другом и создают единое целое. Вот посмотрите на круг, который я держу в руках.
Ведущий показывает детям круг из цветной бумаги. Он разрезан на две части (неровной, зигзагообразной линией), но ведущий держит его так, чтобы круг смотрелся как целый.
Ведущий. Круг состоит из двух частей, но если мы аккуратно сложим их друг с другом, то получим целый круг – фигуру законченную и удивительно красивую. Людям, которые умеют вместе создавать такие замечательные узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела. Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашем калейдоскопе.
Дети вытягивают наугад половинки фигурок (это ромбики из бумаги разного цвета, различным образом разрезанные пополам). Дети находят свою «половинку», объединяются в пары. Нескольким первым парам предлагается выполнить следующее задание.
Первое задание
Одному человеку из каждой пары завязывают глаза. Перед ним кладут лист А 4 с нарисованным на нем простым лабиринтом. Рука с карандашом устанавливается в точке входа в него. По сигналу второй участник пары начинает диктовать своему партнеру траекторию движения: вверх, прямо, направо, дальше, стоп и т.д. Задача каждой пары – первой пройти лабиринт и ни разу не задеть линии. Дети, наблюдающие за соревнованием, помогают ведущему соблюдать правила выполнения упражнения.
После того как все пары нашли выход из лабиринта, ведущий просит участников поделиться впечатлениями.
Ведущий.
Легко ли вам было работать друг с другом?
Что вам помогало? Что мешало?
Как вы думаете, смогли ли вы на время стать одним целым?
Второе задание
Одному человеку из каждой пары снова завязывают глаза. Перед ним выкладываются несколько фигурок конструктора типа «лего». Их цвет не имеет значения, важен только размер и форма детали. Второй участник получает в руки готовую фигурку из конструктора (очень простую, состоящую из 6-8 деталей). По сигналу ведущего «зрячие» должны помочь своим партнерам собрать такую же фигурку. Разрешаются только словесные инструкции. Оцениваются время и качество выполнения. После упражнения участники делятся впечатлениями.
Третье задание
Это задание выполняют те пары, которые не участвовали в предыдущих соревнованиях.
В данном случае глаза не завязываются. Один участник получает чистый лист А 4, другой – лист с нарисованной на нем фигуркой (она состоит из нескольких геометрических фигурок разной формы и размера). Дети-наблюдатели внимательно следят за тем, чтобы рисующий не имел возможности увидеть рисунок. Задача ребенка, имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный. Оцениваются скорость и качество выполнения. Заканчивается упражнение кратким обсуждением.
Пока проходят соревнования, психолог приклеивает на бумажный калейдоскоп ромбики тех участников, которые уже выполнили задания. Образуется еще один узор.
Ведущий. Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашем бумажном калейдоскопе! Так получилось, потому что мы старались слушать друг друга и работать вместе.
Четвертый узор
Ведущий. Люди-стеклышки в нашем великанском калейдоскопе могут создавать и более сложные узоры, состоящие, например, из трех элементов. При этом им будет интересно друг с другом и они всегда смогут найти общий язык. Дети снова тянут фигурки и по цвету бумажных лепестков разбиваются на тройки.
Ведущий. Сейчас у вас будет несколько минут, для того чтобы придумать как можно больше тем, на которые вам в вашей тройке будет интересно поговорить. Запишите эти темы или запомните. Дети обсуждают темы в течение 2-3-х минут.
Ведущий. А сейчас мы проведем необычное соревнование. Каждая тройка получает свой порядковый номер. Номера присваиваются по часовой стрелке: первая тройка, вторая и т.д.
Ведущий. По моему сигналу представитель первой тройки подбежит ко мне и громко назовет ту тему, на которую в его тройке интересно общаться всем. Как только он сядет на место, ко мне подбежит представитель второй тройки и громко назовет свою тему, потом – третьей тройки и так далее. Когда представитель последней тройки назовет свою тему, снова настанет очередь первой тройки. Повторять темы нельзя, задерживаться тоже: как только представитель предыдущей тройки сел, я начинаю считать до пяти. Если представитель следующей тройки не успел до меня добежать, тройка выбывает из соревнования. Отведите на эту игру 5-7 минут. Вполне возможно, что за это время из игры не выйдет ни одна тройка. Тогда игру можно просто остановить.
Ведущий. Вот видите, сколько существует тем, на которые нам интересно друг с другом поговорить. Это замечательно! Каждая тройка создала в нашем калейдоскопе свой замечательный узор. Но какой? Хотелось бы разглядеть его повнимательнее... Пусть сейчас каждая тройка создаст узор из самих себя. Узор, который ее участникам кажется красивым. Подумайте немного, что это будет за узор... И замрите!
Ведущий обходит застывшие тройки, каждой говорит несколько слов. Ведущий прикрепляет трилистники к бумажному калейдоскопу. После перерыва нужно обязательно обратить внимание участников игры на новый узор.
Пятый узор
Ведущий. Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое его цветное стеклышко превратилось в цветок! Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас — цветок на этой поляне. Ведущий раздает детям маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на нем инициалы.
Ведущий. Сейчас каждый будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я буду приклеивать его цветок на поляну, остальные будут называть те качества, которыми этот человек-цветок украшает нашу поляну...
Завершение игры
Ведущий просит всех сесть в круг.
Ведущий. Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз... Люди-стеклышки, люди-цветы исчезли, и на ковре образовался последний узор. Имя этому узору – ….. Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно?
После того как высказались все желающие, ведущий объявляет игру оконченной. Он благодарит участников и передает им в подарок от великана бумажный калейдоскоп. Это чудесное творение будет напоминать детям те удивительные узоры отношений, которые дети сумели создать.