Урок русского языка
Тема: «Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени. »
Цель:
- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Дидактические средства:
учителя – презентация;
учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой
Оборудование:
«Русский язык» Т.Г.Рамзаева – 4 класс
компьютер + проектор
Карточки для рефлексии
Формируемые УУД:
Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
-умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
Ход урока:
Организация класса.
1. ( Слайд 1) Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
2. Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
( Слайд 2) Проверим свою догадку, разгадав ребус
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём что –то новое.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
3. Соберём уже известную информацию о глаголе.
Игра «Блиц – опрос» 2 ученика - кластер
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
- Прочитайте вопросы, записанные на доске.
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?
- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
Минутка чистописания.
На доске: л лл ллл
(Слайд 3) ал ол ел ил
Прошедшее время глагола
Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Словарная работа:
увидеть Салют, проехать по Улице, услышать Фамилию, покрасил Фиолетовым,
обсыпать Инеем, читать о Космонавте, обуть Сапоги.
(Слайд 4, 5 )
-определение спряжения глаголов
-найти «лишнее» словосочетание
ПОКРАС?Л ФИОЛЕТОВЫМ (объяснить выбор)
- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.
(Слайд 6. ) Тема урока
(Слайд 7) Цели урока
(Слайд 8) Задачи урока
- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
«Открытие» нового знания.
1. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)
Угадать - 1рад -угадал, угадала, угадало, угадали
Потерять - 2 ряд
Подумать - 3 ряд
-Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)
- Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде? (Окончанием)
- Как же образовать эти глаголы? (Ученики высказывают версии) Проверим.
-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.
(Формулировка правила учащимися.)
(Слайд10
)Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от глагола неопределенной формы при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе.
ТАБЛИЦА.
- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».
(Слайд 9)
ходить – ть + л = ходил
Мыслит-…
заклеить …
увидеть…
Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.
Обратим внимание на основы этих глаголов.
( Слайд13)
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
( Слайд 11)
- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные гласные )
- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
( Слайд14) ТАБЛИЦА. «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
Первичное закрепление изученного.
Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.
Задание на маркерных досках.
1 группа. 2 группа. 3 группа.
пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …
выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …
плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …
Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.
Оценивание работы учащимися
V. Физминутка. Изобрази глагол. (летает, пишет, спит, читает, рисует, бежит, кушает, ловит, хлопает, топает, танцует, ходит, улыбается.).
VI. Самостоятельная работа.
Упр. 500 с взаимопроверкой или по группам
VII. Итог урока. Заполнение таблицы- матрицы по вопросам по теме «Глагол».
(слайд 15, 16)
- Мы сегодня хорошо поработали. Определите время глагола и закрасьте соответствующий квадратик.
- Дети думают о прошедшем уроке. Определите число и лицо глагола.
- На уроке нужно было получать новые знания. В какой форме стоит глагол?
- На уроке я внимательно слушал. Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола?
- Каждый ученик любит хорошие отметки. Определите спряжение глагола
- Но отметки вы получаете разные. Определите лицо глагола.
- Сегодня на уроке вам пришлось слышать, видеть, терпеть, надеюсь, никому не пришлось никого обидеть. Что это за глаголы вы услышали?
- Подведем итог. Определите время глагола.
- Глагол в предложении чаще всего -…Сказуемое.
- А спряжение глагола –это….Изменение по …лицам и числам
- Сейчас многие из вас уже мечтают об отдыхе, завтраке и любимом для многих уроке физкультуры. (Определите спряжение глагола)
Посмотрит, какую отметку вы заслужили.
Кто попробует проанализировать свою работу на уроке?
Домашнее задание: выучить правила, упр. 504 , упр. 511 или мини- сочинение «Как я делал…» по выбору
5