Применение знаний: социализация (применение к жизни)
Технологическая карта урока
Ι.Организационно-мотивационный момент.
Начнём урок с речевой разминки.
- Произнесите чистоговорки.
А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Б) Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух.
В) Сорока с вороной спорила:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
ΙΙ.Проверка домашнего задания.
1. Составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе. (задание на карточках)
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
2. Пересказ по плану.
Физминутка.
ΙΙΙ. Сообщение темы. Работа по теме урока.
1. Первичное закрепление.
- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном
чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда
возвращаются к прочитанному.
Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о
главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”
-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.
- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?
(Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим,изменится ли ваше отношение к мальчику
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).
Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из- под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
Физкультминутка.
2. Творческое применение и добывание знаний.
- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:
На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».
- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.
3. Разгадывание синквейна:
- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?
1. … . .(Дети отгадывают – совесть.)
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. Стыд не дым, а глаза ест.
5. Честь.
-Что такое совесть?
Совесть — способность человеческого духа различению добра и зла, сознание
добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
ΙV. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?
- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
V. Подведение итогов урока.
VΙ. Д\ з: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.