МБОУ гимназия № 80 г. Нижнего Новгорода
Проект урока.
Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Фомируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | а) Организационный момент -Рада приветствовать вас на уроке. Вместе мы постараемся сделать наш урок каким? ( интересным, нескучным и т.д.) б) Чистописание -На доске написаны слова. По какому признаку они объединены в одну группу? путеукладчик рыболов дровосек лежебока животновод нефтедобытчик -Да, это сложные слова. Почему их называют сложными? -Работаем в парах: запишите любое слово, докажите, что оно сложное. Как будете действовать? Оцените работу партнёра. Какое слово лишнее? Почему? Учитель закрывает слова. - Запишите только первые буквы слов. Проверьте себя (сигнальные карточки + -) -Составьте из этих букв слово, добавив гласные. Конечно, это слово связано с нашим уроком русского языка -Кто готов? Сообщите мне на ушко ваше слово. Молодцы, вы правильно составили слово предложение. -Сначала мы говорили о сложных словах, потом получили слово предложение. Есть ли какая-либо связь? Что ещё, кроме слов, может быть сложным? (Дети высказывают предположения) -Кто может предположить тему нашего урока? | Познавательные: анализ языкового материала с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации группы слов, синтез( составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов), выдвижение предположений Регулятивные: самоконтроль (сличение результата с образцом), коррекция результата Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение управлять поведением партнёра( контроль, коррекция, оценка) Личностные: : желание умело пользоваться языком, нравственно-этическое оценивание ситуации |
2.Актуализация знаний | -Давайте упорядочим наши знания о предложении. Задайте вопросы – что мы уже знаем? Учитель заполняет таблицу на доске в ходе ответов детей. знаю | хочу узнать | узнал | Предложение – это несколько слов, связанных по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, побудительными. Грамматическая основа –подлежащее и сказуемое. В предложениях бывают однородные члены. В предложениях с однородными членами ставятся запятые при перечислении и перед союзами а, но. | | | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации о предложении, умение передавать информацию в сжатом и выборочном виде Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (постановка вопросов) |
3. Выявление места и причины затруднения | -Ну что ж , начнём нашу работу. Прочитайте предложения. Определите, к какой схеме они относятся. Что для этого надо сделать? 1) ===== ---------- 2) =====,===== ---------- С самого утра ярко светило солнце на небосклоне. Но вот подул резкий ветер. Зашумели, затрепетали листья на деревьях. Налетела тёмная туча, и полил дождь. -В чём затруднение? Почему последнее предложение не подходит к схемам? Что мы ещё не знаем? | Познавательные: анализ языкового материала с выделением существенных признаков, построение логической цепи рассуждения, постановка и формулирование проблемы, затруднения Регулятивные: выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Вспомним начало урока, на что похоже последнее предложение? Как назовём такое предложение? Дети предполагают, что это и есть сложное предложение. -Что же мы должны узнать на уроке, на какие вопросы ответить? Заполним нашу таблицу знаю | хочу узнать | узнал | Предложение – это несколько слов, связанных по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, побудительными. Грамматическая основа –подлежащее и сказуемое. В предложениях бывают однородные члены. В предложениях с однородными членами ставятся запятые при перечислении и перед союзами а, но. | Какие предложения называют сложными? Как определить, что предложение сложное? Зачем нужны сложные предложения? Нужны ли в сложном предложении знаки препинания? | | | Познавательные: постановка и формулирование учебной задачи, построение логической цепочки рассуждений Регулятивные: постановка учебной задачи, прогнозирование( предвосхищение результата), планирование, определение последовательности промежуточных действий Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию других людей |
5. Реализация построенного проекта | -Как бы вы объяснили, что такое сложное предложение? Внимательно посмотрите на то предложение, которое вызвало у нас затруднения.(ответы детей) -Проверим себя, прочитаем сообщение в учебнике на стр. 56. Отметьте значками в тексте сообщения: * известная информация + новое - предположили неверно ? непонятно -Какие наши предположения оказались верными? В чём мы ошиблись? -Посмотрим в таблицу – на какие вопросы мы ответили, на какие – ещё нет? -Как же надо действовать, чтобы определить простое это предложение или сложное? -Поработайте в парах, попробуйте создать схему определения типа предложения. Каждая группа получает схему с пустыми окошками. Обсуждение, отчёт групп. -Мы с вами открыли способ определения типа предложения. -Чем можно дополнить схему? Дополните. | Познавательные: структурирование знаний, выбор критериев для классификации, создание деятельностной схемы определения типа предложения, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей Регулятивные: контроль(пошаговый и итоговый), коррекция –внесение необходимых дополнений и корректив в деятельностную схему Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в группе, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действия партнёра Личностные: осознавание языка как основного средства человеческого общения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Наша схема поможет нам выполнить упражнение № 489 в тетради-задачнике. Выполнение упражнения с проговариванием. Чему мы учились, выполняя это задание? Над чем ещё надо поработать? Физкультминутка. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, построение логической цепи рассуждения Регулятивные: пошаговый контроль, осознание качества и уровня освоения нового способа действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Кто понял, как определять тип предложения? Кому надо уточнить свои знания? Попробуем свои силы в самостоятельной работе. -Кому в ходе работы потребуется помощь – поднимайте руку, вам помогу я или наши ученики-помощники. Выполняется упражнение № 40 в тетради Потренируйся . Пошаговый контроль. -На полях тетрадки начертите линеечку знаний. Отметьте зелёной ручкой на какой ступеньке вы находитесь в данный момент. -Вернёмся к нашей таблице – какие поставленные нами вопросы остались без ответа? ( зачем нужны сложные предложения) - Попробуем ответить и на этот вопрос. Вернёмся к 48 упражнению. Разделите сложные предложения на части. Прочитайте их как простые предложения. Отличается ли речь, состоящая из простых предложений то речи из сложных предложений? Чем? - Проверим наши выводы, прочитаем сообщение в учебнике на стр. 57, отметим нашими значками полученную информацию. Какие наши высказывания были верными? Неверными? Можем ли мы дополнить это сообщение? | Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений, оценка – осознание качества и уровня освоения новых умений, волевая саморегуляция Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей Личностные: желание умело пользоваться языком, использовать сложные предложения в своей речи |
8.Включение в систему знаний и повторение | -Вернитесь к своей линеечке знаний. Предлагаю вам выбрать следующее задание в зависимости от того, как высоко вы на ней находитесь. Если высоко – возьмите карточку 3, серединка – карточка 2, ниже – карточка 1. Если же на самом верху – карточка 4. Выполняйте задание самостоятельно. Дети выбирают карточки с заданиями ( дифференцированные задания по объёму и трудности, 4 – творческий уровень) 1. Белоснежные облака проплывали над лесом. Ярко светит солнце, звенит весенняя капель. Берёзки окутались зелёной дымкой. 2. В чаще леса растаял последний снег, и показались робкие зелёные травинки. Белые головки первоцветов легонько покачиваются от нежного ветерка. Побежали по лесным овражкам говорливые ручейки, а на речке треснул лёд. 3. Звери вышли на полянку, а солнышко спряталось. Последний луч солнца блеснул в верхушках деревьев. Воробьи расселись на ветках жасмина и расчирикались, и раскричались от летней радости. Сумерки пришли незаметно, и природа ожила после знойного дня. 4. Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным, а Потом продолжи так, чтобы стало простым. Уже набухли на деревьях смолистые почки, но… Широко разлилась Волга, и …. Итоговый контроль. | Познавательные: умение ориентироваться в собственной системе знаний, использовать полученную информацию для решения поставленной задачи Регулятивные: прогнозирование-предвосхищение результата усвоения нового знания, оценка качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей Личностные: желание умело пользоваться языком, использовать сложные предложения в своей речи |
9.Рефлексия учебной деятельности | -Вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю графу. знаю | хочу узнать | узнал | Предложение – это несколько слов, связанных по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, побудительными. Грамматическая основа –подлежащее и сказуемое. В предложениях бывают однородные члены. В предложениях с однородными членами ставятся запятые при перечислении и перед союзами а, но. | Какие предложения называют сложными? Как определить, что предложение сложное? Зачем нужны сложные предложения? Нужны ли в сложном предложении знаки препинания? | Сложное предложение имеет несколько грамматических основ. Чтобы определить тип предложения, надо выделить грамматическую основу предложения. Сложные предложения делают речь плавной, боле информативной и убедительной. | -Что осталось не изученным? Что будем изучать на следующем уроке? -А сейчас оцените итоги работы на уроке: -Я научился… -Мне удалось… -Меня удивило… -Я могу похвалить себя за… -Благодарю всех за работу. | Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия собственной деятельности, критичность Регулятивные: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения новых знаний и умений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли , владение монологической формой речи в соответствии с нормами русского языка Личностные: построение образа Я, включая самоотношение и самооценку, формирование положительного отношения к изучению русского языка |