Бинарный урок "Унылая пора! Очей очарованье!.." Простые и сложные предложения".
Бинарный урок "Унылая пора! Очей очарованье!.." Простые и сложные предложения".
Цели:
Обучающая: показать изображение осени мастерами разных видов искусства и устного народного творчества; повторить и обобщить знания по грамматическому разбору простых и сложных предложений, знаки препинания в них.
Развивающая: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную и письменную речь; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
Воспитательная: воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку; гордость за богатство национального искусства нашей Родины.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навык грамматического разбора простых и сложных предложений, предложений с однородными членами; построения схем предложений.
Развивающая: развивать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные – определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной; развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных; расширять кругозор учащихся через подбор материала к данному уроку.
Воспитательная: пробудить интерес к предметам; воспитывать любознательность, наблюдательность.
Форма урока: бинарный урок (русский язык, литература, музыка, изобразительное средство).
Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений, навыков.
Методы: наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.
Методические приемы: слово учителя, рассказы учащихся, словарная работа, беседа, выполнение заданий, контроль знаний учащихся.
Оборудование:
запись из “Осенней песни” (“Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла “Времена года”;
мультимедийная установка с презентацией “Золотая осень”;
осенние листья на каждом столе;
россыпи слов на листочках (пословицы /приметы об осени);
репродукции Василия Поленова “Золотая осень”, Исаака Левитана “Золотая осень”, Ильи Остроухова “Золотая осень”, стихотворения об осени;
рисунки учащихся на тему “Осень”.
Эпиграф урока:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Предварительные задания классу:
выучить наизусть стихотворение об осени (можно – прозу);
нарисовать рисунок;
подобрать иллюстрацию картины об осени и рассказать о ней,
найти различные названия осенних месяцев.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, цели.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, тему урока “ Простые и сложные предложения”. Сегодня на уроке мы повторим грамматический разбор простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, знаки препинания в них. А спутником нашим будет поэзия, музыка, живопись и устное народное творчество.
3. Вступление.
В кабинете звучит спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя: наступила осень. Излюбленная пора года для многих писателей, поэтов, композиторов – сколько произведений посвящено ей, не счесть. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то – меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим. Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Из всех времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Попробуем совершить путешествие в осень. У вас на столах, ребята, осенние листья. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать прелесть этого прекрасного времени. Ведь недаром великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Это эпиграф нашего урока, запишем его в тетради. Да, так писал об осени русский поэт. А какой видит осень каждый из вас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов и устного народного творчества.
4. Словарная работа. – Ребята, знакомы ли вам определения “классический”, “классика”?
(Запись в тетради.)
Классика (от латинского – образцовый) – литературные произведения писателей и поэтов, признанными лучшими в мировой литературе.
Сегодня на уроке я надеюсь на вас, на ваше сотрудничество. Вместе с вами мы войдем в мир классического искусства и устного народного творчества.
5. Чтение стихотворений об осени наизусть (подготовленные учащиеся).
Звучат стихи А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, К.Бальмонта и др.
Каждый из читающих обосновывает свой выбор:
– Почему выбрал именно это стихотворение?
– Какую картину осени рисует поэт?
6. Слушание и анализ “Осенней песни” (“Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.
– Вот мы и подошли к еще одному виду искусства – музыке. В вашем воображении уже возникли свои, неповторимые образы осени, и теперь я хочу, чтобы эта картина стала полной и яркой. Поможет нам в этом, конечно же, музыка. Мы будем слушать пьесу П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
– Вспомните, как нужно слушать музыку?
– Я предлагаю вам взять в руки осенние листья, почувствовать запах осени, распахнуть душу навстречу чувствам и увидеть свою прекрасную осеннюю картину, слушая музыку. – Какие картины возникли в вашем воображении?
– Что понравилось, поразило в музыке?
7. Творческая работа.
– Ребята посмотрите на листочки, которые лежат на партах и скажите:
– “Листья каких деревьев есть в классе?”.
Подберите и запишите как можно больше прилагательных-определений к слову осень, объясняя правописание слов: (золотая, желтая, морозная, ядреная, свежая, пурпурная, красная, дождливая, лиственная и др.). Произвести морфемный разбор прилагательных – ядреная, лиственная, морозная (по группам или рядам).
8. Грамматическое задание.
Используя цвета листьев, составьте предложение по данной характеристике: простое, распространенное, с однородными членами (напр. “Желтые, зеленые, красные листья падают на землю осенью”). Подчеркнуть все члены предложения. Составить схему предложения с однородными членами.
9. Определение признаков осени.
– Ребята, по каким признакам определяем наступление осени?
1. Перемена погоды.
2. Отлет перелетных птиц.
3. Изменение окраски листьев древесных растений.
4. Осенний листопад.
10. Презентация “Золотая осень”.
11. Загадки про осень.
А сейчас попробуем отгадать загадки (Класс делиться на три группы. Каждая группа отгадывает загадки).
1) Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья. С севера туман ползет, тучи грозные нависли. Птицы движутся на юг. Чуть крылом касаясь сосен. Догадайся, милый друг, что за время года? – ... (Осень.)
2) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
3) Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я – ... (Осень.)
4) Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем, под ногами шелестят... И летят, летят, летят... (Осень.)
5) Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Осень.)
6) Я – в царстве луж, в краю огней и вод. Я – в княжестве крылатого народа, чудесных яблок, ароматных груш. Скажи, какое это время года? (Осень.)
7) Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью.)
8) Всех наградила, все загубила. Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
9) Похожа я на елку, но длинные иголки. (Сосна.)
10) Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
11) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
12) Печальны, красивы плакучи…(Ивы.)
13) Осенью первые листья, как слезы, тихо на землю роняют…(Березы.)
14) Весной цвету, летом плод приношу,
15) Осенью не увядаю, зимой не умираю. (Дерево.)
16)
В сенокос горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка она? (Рябина.)
12. Конкурс “Листопад примет”.
– Следующим нашим конкурсом будет “Листопад примет”. (Класс делится на несколько групп, где каждая получает “россыпи” пословиц/примет об осени.) Задание: нужно как можно быстрее собрать пословицы.
1. “Как лето со снопами, так и осень – с пирогами”, “Вешний дождь растит, а осенний гноит”
2. “Красна весна цветами, а осень – пирогами”, “Сырое лето да теплая осень – к долгой зиме”
3. “Осень – запасиха, зима – подбериха”, “Осень хвастлива, а весна справедлива”
4. “Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы”, “Придет осень, да за все спросит”
5. “Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме”, “Осенью и воробей богат”
6. “Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду”, “Отложил бы на осень, а там бы и бросил” и др.
– По мере составления, пословицы (приметы) запишем их на доске. Найти сложные предложения.
– Запишем предложения № 3, сделаем синтаксический разбор этих предложений.
13. Подвижная игра (Физкультурная минутка).
Прогулка в лесу.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
14. Наш вернисаж.
Беседа у стенда с рисунками об осени и комментарии авторов. Слушаем также о картинах художников (рассказ по д/з – желающие).
– Сейчас мы посмотрим, какой увидели осень вы и как ее изобразили на своих рисунках (ребята представляют свои рисунки).
– А теперь посмотрим, какой увидели осень русские художники. Перед вами репродукции Василия Поленова “Золотая осень”, Исаака Левитана “Золотая осень”, Ильи Остроухова “Золотая осень” (рассказы подготовленных учащихся).
Василий Поленов. “Золотая осень”, 1893.
“Золотая осень” Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность лугов.
Илья Семенович Остроухов “Золотая осень”.
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
Исаак Левитан. Золотая осень, 1895.
У природы, как у человека, может быть разное настроение. Оно может быть радостным или грустным, спокойным или грозным. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Здесь Левитан рассказал о солнечном осеннем дне, все цвета – красный, зеленый, коричневый смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые краски. Картина вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.
Беседа:
– Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия у всех одинаковые.)
– А похожи ли они одна на другую? (Нет.)
– Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему.
15. Диктант с заданием.
– А сейчас мы напишем диктант об осеннем лесе.
(После написания диктанта ребята обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку работ по листочкам с диктантом, который раздал учитель, выставляется оценка.)
Лес.
Как хорош лес на заре ранней осенью! Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса. Земля пьет росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съежатся, опадут.
– Дальше выполним задание к тексту. (Раздаются задание на каждую парту.)
Задание:
1. 1-я группа. Найти сложное предложение, разобрать по членам предложение, составить схему этого предложения.
2-я группа. Найти предложение с однородными членами, разобрать по членам его, составить схему этого предложения.
3-я группа. Найти простое предложение, разобрать по членам предложение, составить схему.
2. Выписать словосочетания из третьего предложения, разобрать их. (Весь класс.)
16. Конкурс “Как ее зовут?”
– Ребята, давайте посмотрим, как называют осень в народе.
– Осень в народе называют по-разному (дети зачитывают д/з):
Сентябрь. Листопроводец. Задумчивый. Ревун. Рябинник. Вересень. Хмурень.
Октябрь. Грязник. Листопад. Подзимник. Позимник. Свадебник. Паздерник. Зазимье.
Ноябрь. Листовей. Листогной. Листочный. Грудень. Ледень. Ледостав. Полузимник.
Заключение: Вот и подошел к концу наш урок. И мы должны ответить на вопрос, который поставили в начале урока: какой видят осень поэты, живописцы, композиторы, а какой каждый из вас? Можете ли вы теперь согласиться, что осень – “унылая” пора?
(Ученики обмениваются мнениями.)
-Какие темы по русскому языку мы повторили на этом уроке? (Грамматический разбор простого, сложного предложения; предложения с однородными членами и т.д.)
17. Д/з:
1-я группа – написать сочинение-миниатюру на тему “Осень”, используя простые и сложные предложения; 2-я группа – составить предложения на тему “Осень” (простое, сложное, предложение с однородными членами).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок "Унылая пора! Очей очарованье!.." Простые и сложные предложения". »
Бинарный урок по теме "Унылая пора! Очей очарованье!.." А.С. Пушкин.
Простые и сложные предложения". 5-й класс
Цели:
Обучающая: показать изображение осени мастерами разных видов искусства и устного народного творчества; повторить и обобщить знания по грамматическому разбору простых и сложных предложений, знаки препинания в них.
Развивающая: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную и письменную речь; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
Воспитательная: воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку; гордость за богатство национального искусства нашей Родины.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навык грамматического разбора простых и сложных предложений, предложений с однородными членами; построения схем предложений.
Развивающая: развивать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные – определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной; развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных; расширять кругозор учащихся через подбор материала к данному уроку.
Воспитательная: пробудить интерес к предметам; воспитывать любознательность, наблюдательность.
Форма урока: бинарный урок (русский язык, литература, музыка, изобразительное средство).
Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений, навыков.
Методы: наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.
Методические приемы: слово учителя, рассказы учащихся, словарная работа, беседа, выполнение заданий, контроль знаний учащихся.
Оборудование:
запись из “Осенней песни” (“Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла “Времена года”;
мультимедийная установка с презентацией “Золотая осень”;
осенние листья на каждом столе;
россыпи слов на листочках (пословицы /приметы об осени);
репродукции Василия Поленова “Золотая осень”, Исаака Левитана “Золотая осень”, Ильи Остроухова “Золотая осень”, стихотворения об осени;
рисунки учащихся на тему “Осень”.
Эпиграф урока:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Предварительные задания классу:
выучить наизусть стихотворение об осени (можно – прозу);
нарисовать рисунок;
подобрать иллюстрацию картины об осени и рассказать о ней,
найти различные названия осенних месяцев.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, цели.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, тему урока “ Простые и сложные предложения”. Сегодня на уроке мы повторим грамматический разбор простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, знаки препинания в них. А спутником нашим будет поэзия, музыка, живопись и устное народное творчество.
3. Вступление.
В кабинете звучит спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя: наступила осень. Излюбленная пора года для многих писателей, поэтов, композиторов – сколько произведений посвящено ей, не счесть. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то – меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим. Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Из всех времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Попробуем совершить путешествие в осень. У вас на столах, ребята, осенние листья. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать прелесть этого прекрасного времени. Ведь недаром великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Это эпиграф нашего урока, запишем его в тетради. Да, так писал об осени русский поэт. А какой видит осень каждый из вас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов и устного народного творчества.
4. Словарная работа. – Ребята, знакомы ли вам определения “классический”, “классика”?
(Запись в тетради.)
Классика (от латинского – образцовый) – литературные произведения писателей и поэтов, признанными лучшими в мировой литературе.
Сегодня на уроке я надеюсь на вас, на ваше сотрудничество. Вместе с вами мы войдем в мир классического искусства и устного народного творчества.
5. Чтение стихотворений об осени наизусть (подготовленные учащиеся).
Звучат стихи А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, К.Бальмонта и др.
Каждый из читающих обосновывает свой выбор:
– Почему выбрал именно это стихотворение?
– Какую картину осени рисует поэт?
6. Слушание и анализ “Осенней песни” (“Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.
– Вот мы и подошли к еще одному виду искусства – музыке. В вашем воображении уже возникли свои, неповторимые образы осени, и теперь я хочу, чтобы эта картина стала полной и яркой. Поможет нам в этом, конечно же, музыка. Мы будем слушать пьесу П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
– Вспомните, как нужно слушать музыку?
– Я предлагаю вам взять в руки осенние листья, почувствовать запах осени, распахнуть душу навстречу чувствам и увидеть свою прекрасную осеннюю картину, слушая музыку. – Какие картины возникли в вашем воображении?
– Что понравилось, поразило в музыке?
7. Творческая работа.
– Ребята посмотрите на листочки, которые лежат на партах и скажите:
– “Листья каких деревьев есть в классе?”.
Подберите и запишите как можно больше прилагательных-определений к слову осень, объясняя правописание слов: (золотая, желтая, морозная, ядреная, свежая, пурпурная, красная, дождливая, лиственная и др.). Произвести морфемный разбор прилагательных – ядреная, лиственная, морозная (по группам или рядам).
8. Грамматическое задание.
Используя цвета листьев, составьте предложение по данной характеристике: простое, распространенное, с однородными членами (напр. “Желтые, зеленые, красные листья падают на землю осенью”). Подчеркнуть все члены предложения. Составить схему предложения с однородными членами.
9. Определение признаков осени.
– Ребята, по каким признакам определяем наступление осени?
1. Перемена погоды.
2. Отлет перелетных птиц.
3. Изменение окраски листьев древесных растений.
4. Осенний листопад.
10. Презентация “Золотая осень”.
11. Загадки про осень.
А сейчас попробуем отгадать загадки (Класс делиться на три группы. Каждая группа отгадывает загадки).
1) Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья. С севера туман ползет, тучи грозные нависли. Птицы движутся на юг. Чуть крылом касаясь сосен. Догадайся, милый друг, что за время года? – ... (Осень.)
2) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
3) Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я – ... (Осень.)
4) Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем, под ногами шелестят... И летят, летят, летят... (Осень.)
5) Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Осень.)
6) Я – в царстве луж, в краю огней и вод. Я – в княжестве крылатого народа, чудесных яблок, ароматных груш. Скажи, какое это время года? (Осень.)
7) Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью.)
8) Всех наградила, все загубила. Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
9) Похожа я на елку, но длинные иголки. (Сосна.)
10) Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
11) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
12) Печальны, красивы плакучи…(Ивы.)
13) Осенью первые листья, как слезы, тихо на землю роняют…(Березы.)
14) Весной цвету, летом плод приношу,
15) Осенью не увядаю, зимой не умираю. (Дерево.)
16)
В сенокос горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка она? (Рябина.)
12. Конкурс “Листопад примет”.
– Следующим нашим конкурсом будет “Листопад примет”. (Класс делится на несколько групп, где каждая получает “россыпи” пословиц/примет об осени.) Задание: нужно как можно быстрее собрать пословицы.
1. “Как лето со снопами, так и осень – с пирогами”, “Вешний дождь растит, а осенний гноит”
2. “Красна весна цветами, а осень – пирогами”, “Сырое лето да теплая осень – к долгой зиме”
4. “Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы”, “Придет осень, да за все спросит”
5. “Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме”, “Осенью и воробей богат”
6. “Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду”, “Отложил бы на осень, а там бы и бросил” и др.
– По мере составления, пословицы (приметы) запишем их на доске. Найти сложные предложения.
– Запишем предложения № 3, сделаем синтаксический разбор этих предложений.
13. Подвижная игра (Физкультурная минутка).
Прогулка в лесу.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
14. Наш вернисаж.
Беседа у стенда с рисунками об осени и комментарии авторов. Слушаем также о картинах художников (рассказ по д/з – желающие).
– Сейчас мы посмотрим, какой увидели осень вы и как ее изобразили на своих рисунках (ребята представляют свои рисунки).
– А теперь посмотрим, какой увидели осень русские художники. Перед вами репродукции Василия Поленова “Золотая осень”, Исаака Левитана “Золотая осень”, Ильи Остроухова “Золотая осень” (рассказы подготовленных учащихся).
Василий Поленов. “Золотая осень”, 1893.
“Золотая осень” Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность лугов.
Илья Семенович Остроухов “Золотая осень”.
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
Исаак Левитан. Золотая осень, 1895.
У природы, как у человека, может быть разное настроение. Оно может быть радостным или грустным, спокойным или грозным. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Здесь Левитан рассказал о солнечном осеннем дне, все цвета – красный, зеленый, коричневый смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые краски. Картина вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.
Беседа:
– Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия у всех одинаковые.)
– А похожи ли они одна на другую? (Нет.)
– Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему.
15. Диктант с заданием.
– А сейчас мы напишем диктант об осеннем лесе.
(После написания диктанта ребята обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку работ по листочкам с диктантом, который раздал учитель, выставляется оценка.)
Лес.
Как хорош лес на заре ранней осенью! Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса. Земля пьет росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съежатся, опадут.
– Дальше выполним задание к тексту. (Раздаются задание на каждую парту.)
Задание:
1. 1-я группа. Найти сложное предложение, разобрать по членам предложение, составить схему этого предложения.
2-я группа. Найти предложение с однородными членами, разобрать по членам его, составить схему этого предложения.
3-я группа. Найти простое предложение, разобрать по членам предложение, составить схему.
2. Выписать словосочетания из третьего предложения, разобрать их. (Весь класс.)
16. Конкурс “Как ее зовут?”
– Ребята, давайте посмотрим, как называют осень в народе.
– Осень в народе называют по-разному (дети зачитывают д/з):
Заключение: Вот и подошел к концу наш урок. И мы должны ответить на вопрос, который поставили в начале урока: какой видят осень поэты, живописцы, композиторы, а какой каждый из вас? Можете ли вы теперь согласиться, что осень – “унылая” пора?
(Ученики обмениваются мнениями.)
-Какие темы по русскому языку мы повторили на этом уроке? (Грамматический разбор простого, сложного предложения; предложения с однородными членами и т.д.)
17. Д/з:
1-я группа – написать сочинение-миниатюру на тему “Осень”, используя простые и сложные предложения; 2-я группа – составить предложения на тему “Осень” (простое, сложное, предложение с однородными членами).