- «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
  Учащиеся имеют опыт групповой работы, имеют первоначальные навыки выдвижения гипотез, их обоснования, отрабатывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  
  Интерактивная доска, справочные страницы учебника «Орфоэпический словарь», фотографии памятников знаменитых нижегородцев и достопримечательностей Нижнего Новгорода, «Лестница успеха» (для рефлексии), видеоматериал для проведения физкультминутки.
  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Минутка чистописания. 3 мин.
  3. Знакомство с новым словарным словом.3 мин.
  4. Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний об обозначении мягкости согласных звуков). 3 мин.
  5. Постановка учебной проблемы. Выявление нового опасного места при письме. 5 мин.
  6. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. 3 мин.
  7.Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. 5 мин.
  8. Физкультминутки. 2 мин.+ 2 мин.
  9.Фиксация результата. Упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. 10 мин.
  10. Рефлексия. 3 мин.
       | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование | 
  | 1. Организационный момент | Приветствие детей, создание позитивного настроя на учебную деятельность. | Проверяют свою готовность к уроку. | Волевая саморегуляция (регулятивные УУД). | 
  | 2. Минутка чистописания | Сегодня на уроке мы будем писать цепочку букв, но сначала вам нужно её закончить ( Ж, Ш, Щ, …). Что объединяет эти буквы? Запишите эти буквы в соблюдая заданную последовательность   3, 1, 4, 2, 1, 3, 2, 4, 1, 2. | Дети высказывают свои предположения (буквы, обозначающие шипящие звуки), добавляют в ряд недостающую букву Ч и записывают буквы в тетрадь в указанной последовательности.   | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). 
 Выполнение задания по заданному алгоритму (регулятивные УУД). | 
  | 3. Знакомство с новым словарным словом | 1. Познакомиться с новым словарным словом вы сможете, если уберёте в этой цепочке (ПГСОЧРКОФД) буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. 
 2. А как называется наш город? Знаете ли вы, какую годовщину будет отмечать наш город в этой осенью? | На данном этапе используется интерактивная доска (при правильном определении буквы глухого согласного звука, она пропадает. Остаются буквы, образующие слово ГОРОД). Отвечают на поставленные вопросы (Нижний Новгород, 800 лет) | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). 
 
 Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). | 
  | 4. Актуализация знаний (повторение известных знаний о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме)   | 1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографии памятников и назовите знаменитых людей, в честь которых они установлены.      
 2. Назовите в каждом слове мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, с помощью которых, на письме обозначена мягкость этих звуков?  Задание дифференцированное. Первой группе даём задание без подсказок.   Второй группе предлагаем воспользоваться подсказкой в учебнике на с. 82. Третьей группе даём транскрипции данных слов. | Дети называют выдающихся нижегородцев Горький, Козьма Минин, Чкалов (данные подписи появляются под фотографиями на доске) Дети называют звуки [р’], [к’], [й’], [з’], [м’], [н’], [ч’]. Подчёркивают буквы ь, и. | Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации. Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). Умение сравнивать результат своей деятельности с заданным эталоном (регулятивные УУД). 
 | 
  | 5. Постановка проблемы. Выявление нового опасного места при письме. | А как вы думаете, почему в слове ЧКАЛОВ мягкость согласного звука [ч’] не обозначена ь? Значит не всегда мягкость согласного звука перед другим согласным звуком обозначается на письме буквой ь. Что же нужно знать о написании в словах буквосочетания чк? Сегодня на уроке мы с этим познакомимся. | Звук [ч’] – мягкий непарный по мягкости/твёрдости согласный звук. 
 
 
 
 
 Нужно знать все о сочетаниях со звуком [ч’] для того, чтобы научиться решать новые орфографические задачи. | Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД).  Постановка проблемы (общеучебные УУД).  
 Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). | 
  | 6. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. | Как вы думаете, для чего нам это нужно? 
 
 А что нам нужно для того, чтобы решить орфографическую задачу? 
 Что же должно стать результатом нашего открытия? | Чтобы научиться решать новую орфографическую задачу и научиться писать грамотно. 
 Нужно знать правило.   
 Правило написания слов со звуком [ч’] перед другими согласными звуками? |  Выделение и формулирование учебной цели (общеучебные УУД).  
 Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). | 
  | 7. Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. | Давайте понаблюдаем, а в каких еще сочетаниях, кроме сочетания ЧК не нужно писать Ь. Полюбуемся еще двумя достопримечательностями нашего замечательного города.        Какой вывод вы можете сделать об обозначении мягкости звука [ч’] в сочетаних с согласными звуками? Попытаемся вывести новое правило самостоятельно. 
 Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Познакомимся с правилом на с.111. | Дети называют Речной вокзал, памятник почтальону (данные подписи появляются под фотографиями на доске) 
 Определяют сочетание ЧН, ЧТ. 
 
 
 
 
 
 Формулируют правило: в буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется. 
 
 
 Читают правило. Сличают результат своей работы с эталоном. |  Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). | 
  | 8. Физкультминутка | Мы очень хорошо поработали, сделали важное открытие. Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе.   | Повторяю движения героев презентации. | 
 | 
  | 9. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. 
 | Чтобы применять новое правило для решения орфографической задачи выполним упражнение №3 на с. 111.   предлагаю вам выполнить это задание в парах. Определите, один из вас будет выписывать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Другой – слова, отвечающие на вопрос какой? 
 
 
 А сейчас выполним упражнение №8 на с. 112   Н о сначала, давайте определим, какие изменения нужно внести в нашу схему? Ч     К ЧН ЧТ  Ь 
 
 
 
 
 
 Давайте проверим, правильные ли вы выписали слова. 
 
 
 
 
 
 | Выписывают слова по заданной классификации. 
 Выполняют взаимопроверку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
       ЧК ЧН ЧТ     Ь 
 Записывают слова, применяя выработанный алгоритм, сравнивают слова, выделяют и подчеркивают буквосочетания. 
  Сверяют свои работы с доской. 
 . 
 
 
 
 
 | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД).  Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД).  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД).  Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт деятельности (регулятивные УУД).  Знаково-символические действия (общеучебные УУД).  Умение применять алгоритм при выполнении действия (общеучебные УУД).  
  Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт своей деятельности (регулятивные УУД). | 
  | Физкультминутка | Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе. | Повторяю движения героев презентации. | 
 | 
  | 9. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. | Продолжим тренироваться в умении применять новое правило. Для этого предлагаю вам выполнить упр. №4 на с. 111. Обращаю ваше внимание на предложение авторов воспользоваться помощью словаря. К какому словарю вы обратитесь? Предлагаю вам выполнить эту работу в парах | Читают друг другу по очереди слова в соответствии с нормами литературного произношения.   
 |  Поиск и выделение необходимой информации с использованием словаря (общеучебные УУД).  
 Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД). | 
  | 10. Рефлексия достижения результата. | Какое новое открытие вы сегодня сделали на уроке? 
 Предлагаю вам подвести итоги нашего урока с помощью «Лестницы успеха» Перед вами карточки, на которых нарисована лестница и подписаны ступеньки (нуждаюсь в помощи, нужно еще повторить, в основном уверен, уверен в своих силах). Поставьте знак на той ступеньке, на которой, как вам кажется, вы сейчас находитесь, оценивая степень вашего умения применять новое правило для решения орфографической задачи написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Предлагаю вам дома подготовить сообщение о достопримечательностях Нижнего Новгорода. Спасибо за работу! | Познакомились с написанием слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. 
 Дети заполняют карточки, оценивая уровень приобретенных на уроке знаний и умений. |  Умение строить речевое высказывание (общеучебные УУД)  
  
 Осознание качества и уровня усвоения нового материала (регулятивные УУД). |