- «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
Учащиеся имеют опыт групповой работы, имеют первоначальные навыки выдвижения гипотез, их обоснования, отрабатывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Интерактивная доска, справочные страницы учебника «Орфоэпический словарь», фотографии памятников знаменитых нижегородцев и достопримечательностей Нижнего Новгорода, «Лестница успеха» (для рефлексии), видеоматериал для проведения физкультминутки.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Минутка чистописания. 3 мин.
3. Знакомство с новым словарным словом.3 мин.
4. Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний об обозначении мягкости согласных звуков). 3 мин.
5. Постановка учебной проблемы. Выявление нового опасного места при письме. 5 мин.
6. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. 3 мин.
7.Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. 5 мин.
8. Физкультминутки. 2 мин.+ 2 мин.
9.Фиксация результата. Упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. 10 мин.
10. Рефлексия. 3 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент | Приветствие детей, создание позитивного настроя на учебную деятельность. | Проверяют свою готовность к уроку. | Волевая саморегуляция (регулятивные УУД). |
2. Минутка чистописания | Сегодня на уроке мы будем писать цепочку букв, но сначала вам нужно её закончить ( Ж, Ш, Щ, …). Что объединяет эти буквы? Запишите эти буквы в соблюдая заданную последовательность 3, 1, 4, 2, 1, 3, 2, 4, 1, 2. | Дети высказывают свои предположения (буквы, обозначающие шипящие звуки), добавляют в ряд недостающую букву Ч и записывают буквы в тетрадь в указанной последовательности. | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). Выполнение задания по заданному алгоритму (регулятивные УУД). |
3. Знакомство с новым словарным словом | 1. Познакомиться с новым словарным словом вы сможете, если уберёте в этой цепочке (ПГСОЧРКОФД) буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. 2. А как называется наш город? Знаете ли вы, какую годовщину будет отмечать наш город в этой осенью? | На данном этапе используется интерактивная доска (при правильном определении буквы глухого согласного звука, она пропадает. Остаются буквы, образующие слово ГОРОД). Отвечают на поставленные вопросы (Нижний Новгород, 800 лет) | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). |
4. Актуализация знаний (повторение известных знаний о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме) | 1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографии памятников и назовите знаменитых людей, в честь которых они установлены. 2. Назовите в каждом слове мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, с помощью которых, на письме обозначена мягкость этих звуков? Задание дифференцированное. Первой группе даём задание без подсказок. Второй группе предлагаем воспользоваться подсказкой в учебнике на с. 82. Третьей группе даём транскрипции данных слов. | Дети называют выдающихся нижегородцев Горький, Козьма Минин, Чкалов (данные подписи появляются под фотографиями на доске) Дети называют звуки [р’], [к’], [й’], [з’], [м’], [н’], [ч’]. Подчёркивают буквы ь, и. | Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации. Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). Умение сравнивать результат своей деятельности с заданным эталоном (регулятивные УУД). |
5. Постановка проблемы. Выявление нового опасного места при письме. | А как вы думаете, почему в слове ЧКАЛОВ мягкость согласного звука [ч’] не обозначена ь? Значит не всегда мягкость согласного звука перед другим согласным звуком обозначается на письме буквой ь. Что же нужно знать о написании в словах буквосочетания чк? Сегодня на уроке мы с этим познакомимся. | Звук [ч’] – мягкий непарный по мягкости/твёрдости согласный звук. Нужно знать все о сочетаниях со звуком [ч’] для того, чтобы научиться решать новые орфографические задачи. | Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Постановка проблемы (общеучебные УУД). Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). |
6. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. | Как вы думаете, для чего нам это нужно? А что нам нужно для того, чтобы решить орфографическую задачу? Что же должно стать результатом нашего открытия? | Чтобы научиться решать новую орфографическую задачу и научиться писать грамотно. Нужно знать правило. Правило написания слов со звуком [ч’] перед другими согласными звуками? | Выделение и формулирование учебной цели (общеучебные УУД). Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). |
7. Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. | Давайте понаблюдаем, а в каких еще сочетаниях, кроме сочетания ЧК не нужно писать Ь. Полюбуемся еще двумя достопримечательностями нашего замечательного города. Какой вывод вы можете сделать об обозначении мягкости звука [ч’] в сочетаних с согласными звуками? Попытаемся вывести новое правило самостоятельно. Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Познакомимся с правилом на с.111. | Дети называют Речной вокзал, памятник почтальону (данные подписи появляются под фотографиями на доске) Определяют сочетание ЧН, ЧТ. Формулируют правило: в буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется. Читают правило. Сличают результат своей работы с эталоном. | Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). |
8. Физкультминутка | Мы очень хорошо поработали, сделали важное открытие. Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе. | Повторяю движения героев презентации. | |
9. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. | Чтобы применять новое правило для решения орфографической задачи выполним упражнение №3 на с. 111. предлагаю вам выполнить это задание в парах. Определите, один из вас будет выписывать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Другой – слова, отвечающие на вопрос какой? А сейчас выполним упражнение №8 на с. 112 Н о сначала, давайте определим, какие изменения нужно внести в нашу схему? Ч К ЧН ЧТ Ь Давайте проверим, правильные ли вы выписали слова. | Выписывают слова по заданной классификации. Выполняют взаимопроверку. ЧК ЧН ЧТ Ь Записывают слова, применяя выработанный алгоритм, сравнивают слова, выделяют и подчеркивают буквосочетания. Сверяют свои работы с доской. . | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД). Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт деятельности (регулятивные УУД). Знаково-символические действия (общеучебные УУД). Умение применять алгоритм при выполнении действия (общеучебные УУД). Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт своей деятельности (регулятивные УУД). |
Физкультминутка | Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе. | Повторяю движения героев презентации. | |
9. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. | Продолжим тренироваться в умении применять новое правило. Для этого предлагаю вам выполнить упр. №4 на с. 111. Обращаю ваше внимание на предложение авторов воспользоваться помощью словаря. К какому словарю вы обратитесь? Предлагаю вам выполнить эту работу в парах | Читают друг другу по очереди слова в соответствии с нормами литературного произношения. | Поиск и выделение необходимой информации с использованием словаря (общеучебные УУД). Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД). |
10. Рефлексия достижения результата. | Какое новое открытие вы сегодня сделали на уроке? Предлагаю вам подвести итоги нашего урока с помощью «Лестницы успеха» Перед вами карточки, на которых нарисована лестница и подписаны ступеньки (нуждаюсь в помощи, нужно еще повторить, в основном уверен, уверен в своих силах). Поставьте знак на той ступеньке, на которой, как вам кажется, вы сейчас находитесь, оценивая степень вашего умения применять новое правило для решения орфографической задачи написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Предлагаю вам дома подготовить сообщение о достопримечательностях Нижнего Новгорода. Спасибо за работу! | Познакомились с написанием слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Дети заполняют карточки, оценивая уровень приобретенных на уроке знаний и умений. | Умение строить речевое высказывание (общеучебные УУД) Осознание качества и уровня усвоения нового материала (регулятивные УУД). |