I этап: вызов Цель: Актуализация имеющихся знаний | Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний. | Участвуют в учебной ситуации. Осознают мотив и цель предстоящей деятельности. Выявляют проблему и формулируют её. Озвучивают цель | кустарники Игра» Доскажи словечко» - Малина, крыжовник, смородина – это… деревья - Берёза, осина, клён – это … трава  - Полынь, крапива, зверобой – это… - Назовите одним словом. (Составляется схема по ходу ответов) - На какие группы мы можем разделить все растения? (Дикорастущие и культурные) Постановка проблемы. -Как вы думаете, можно ли разделить на группы и животных? - Сформулируйте тему нашего урока. (Животные) - Мы поговорим сегодня о диких и домашних животных. -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? - Проверьте свои предположения по учебнику. | Дидактическая игра | Фронтальная |
II этап: осмысление Цель: | Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Фиксирует ответы в виде схемы. Предлагает различные приёмы для размышления, обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. Организует обсуждение, помогает, задает вопросы. | Получают новую информацию, осмысливают её, соотносят с имеющимися знаниями Выполняют предложенные задания
Обмениваются мнениями, обсуждают проблемный вопрос
Озвучивают выводы. Выполняют задание учебника. Отбирают наиболее важную информацию
Высказывают предположения, отвечают на вопросы, слушают учителя.
Высказывают оценочные суждения | - Кого мы относим к животным? - Ребята, а что вы знаете о животных? (Бывают дикие и домашние) Составление схемы по высказываниям детей. (Дополняется наводящими вопросами учителя)                        - Ребята, а как вы думаете, можно ли остальных представителей животных разделить на диких и домашних? Посоветуйтесь в группах. (Разделить детей на группы. Дети выбирают себе представителей животных, о которых будут рассказывать). Рыбы Птицы Насекомые - Сначала составьте список животных, которые относятся к данному виду. Затем попробуйте их сгруппировать. Делаете вывод и отчитываетесь. Физ. минутка (Профилактика утомления) - Какой вы сделали вывод? Вывод: Всех животных можно разделить на группы: домашние звери, домашние птицы, домашние рыбы и домашние насекомые. Определение значения животных для человека. - Скажите, а зачем люди разводят домашних животных? (Использовать в домашнем хозяйстве) Работа с учебником -Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок. - Чем платят люди за помощь животных? (Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом заготавливают корм, утепляют жилища). - Кто может сказать, как появились домашние животные? Давным-давно, когда люди жили в пещерах, они боялись страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему добывать пищу. Со временем число прирученных животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. - Скажите, а могут домашние животные стать дикими. Почему? (Бывает так, что люди бросают животных, и они становятся дикими) - Что необходимо сделать, чтобы этого не случилось? | Беседа. «Кластер» Проблемный вопрос Практическая работа | Фронтальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Фронтальная работа |
III этап: рефлексия Цель: Обобщить знания, систематизировать информацию | Организует рефлексивную деятельность учащихся; Записывает информацию в результате сравнения
| Систематизируют информацию Называют отличительные признаки диких и домашних животных Оценивают результат учебной деятельности | - Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных? Заполнение таблицы Дикие животные | Линии сравнения | Домашние животные | В природе Сами строят или находят. Самостоятельно Заботятся сами Охота, рыболовство. Уничтожают трупы других животных | Где живут Кто строит жилища Как добывают пищу Кто заботится о потомстве Значение для человека | Рядом с человеком Строит человек Кормит человек Помогает человек Продукты питания, шерсть, транспортное средство, охрана жилища, декоративное значение | - Как вы думаете, кому из животных живётся труднее? - Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы, бережного отношения. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь – интереснее. | Приём «Таблица сравнения» | Фронтальная работа |