Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Улыбнёмся солнышку: «Здравствуй, золотое!»
Улыбнёмся птичке: «Приходи, весна!»
Улыбнёмся дождику: «Лей как из ведра!»
Пожмём друг другу руки и пожелаем удачи и добра.
(Коррекция эмоционально-волевой сферы)
II. Зарядка для языка.
(Подготовка органов речи (губ, языка) к работе)
- На уроке нам придётся много говорить.
- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту).
III. Повторение, обобщение и систематизация понятий.
Упражнение «Исключи лишнее». (Слайд №2)
1. - Посмотрите на экран.
К.рова С.бака Л.са Лошад.
- Назовите животных, которых видите.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Кто здесь лишний? Почему?
- В какую группу можно объединить оставшихся животных? Почему их так называют?
(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать).
2. Упражнение «Рассеянный художник».
- На этом кадре мы тоже видим домашних животных, но что-то наш художник тут напутал.
- Помогите найти соответствия между животным и тем, что оно даёт человеку.
Курица – яйцо. Корова – молоко. Свинья – мясо. Шерсть - ?
- Какое животное художник забыл нарисовать?
(Коррекция воображения, анализа и синтеза)
3. Вы дома готовили мини проекты об этом домашнем животном – овце.
- Прошу представить ваш проект.
(На экране появляется план рассказа и картинка овцы. Ребята выходят к доске опорными картинками об этом животном, составляют рассказ).
План.
1.Внешний вид.
2. Питание.
3. Жилище.
4. Уход.
5. Польза, приносимая людям.
(Учитель добавляет сведения об овце).
(Овца - это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок - меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)
- Молодцы, вы правильно составили рассказ.
(Коррекция зрительного восприятия, памяти).
4. Словообразовательная работа.
- Внимание на экран. Прочитайте слова.
- Образуйте словосочетания, которые относятся к слову "овца".
(Появляются слова левого столбика. После ответов детей – словосочетания правого столбика).
Овца, сыр - овечий сыр.
Овца, кожа – овечья кожа.
Овца, мех - овечий мех.
Овца, шерсть – овечья шерсть.
Овца, полушубок - овечий полушубок.
(Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и соотнесении).
5. Зрительная гимнастика. Внимание на экран. Не поворачивая головы, следите глазами за движущимся предметом.
(снятие напряжения и укрепление глазных мышц)
6. Упражнение «Когда это бывает?»
- А на экране следующее задание. Только самый внимательный с ним справится.
- Расставьте слова в правильной последовательности.
Снег Ручей Солнце
Май Март Апрель
- К какому времени года относятся все слова?
- Какой сейчас месяц на календаре? А какое число?
Если солнышко печёт -
Тает снег, ручей течёт.
(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать, классифицировать).
- Все домашние животные зимой жили в тёплых помещениях и за ними ухаживал человек, а теперь они радуются теплу, солнышку. Ведь весной вся природа оживает, наполняется весенними звуками.
IV. Введение в тему урока.
- Закройте глаза, услышьте звуки весны.
(Звучит запись «Лесные звуки».)
- Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?
- Где их можно услышать? (В лесу).
- В лесу всегда свежий, целебный воздух.
Сделаем глубокий вдох носом.
Выдохнем 3 раза ртом.
(Коррекционное упражнение слухового восприятия направленное на интеграцию звуковой информации в целостный образ).
(На экране – лес весной).
- Назовите обитателей леса.
- Как называют животных, которые живут в лесу?
- Почему их так называют?
V. Изучение нового материала.
1. Весна внесла оживление в лесную жизнь. Животных пока не видно. Значит, они спрятались. Давайте угадаем, кто где живёт.
- Обратите внимание на экран. Вместо вопроса определите дикое животное.
(Появляются словосочетания с вопросами. После ответов учеников появляются картинки диких животных).
(Кто?) юркнула в дупло. (Белка)
(Кто?) залез в берлогу. (Медведь)
(Кто?) спрятался в нору. (Лиса)
(Кто?) шмыгнул в логово.(Волк)
(Кто?) укрылся под кустом. (Заяц)
- Прочитайте полученное предложение.
2. Предлагаю вам игру «Узнай по описанию».
- У меня на столе спрятались несколько животных (перевёрнутые картинки волка, лисы, зайца). Кто-то из вас, по желанию выберет картинку, не называя животное, подберёт к нему 3-4 имени прилагательных, характеризующих внешний вид этого животного. Ребята должны догадаться, о каком животном идёт речь.
3. «Звуковая разминка».
- Молодцы, хорошо поработали. Правильно назвали животных и точное описание подобрали. Но в лесу ещё много разных животных.
- Послушайте «голоса» обитателей леса и назовите их.
(Звучат голоса кукушки, волка, дятла, ёжика).
(Совершенствование речевого развития через способность ученика подбирать слова по заданному формальному признаку).
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)
(На экране – ёж).
4. Сообщение темы урока.
а) - Сегодня мы познакомимся ещё с одним с лесным животным. Это: ёж.
- Как Вы догадались, что это ёж?
(Проверка первоначальных знаний по теме урока, активизация активного словаря)