2. Актуализация знаний Цель: Актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Учитель предлагает детям провести блиц-опрос о растениях по карточкам «Закончи предложение». Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками). Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми). Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют... (зерновыми). Помидор, огурец — ... (травянистые) растения. Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными). Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными). Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения. Молодцы, так много узнали о растениях. Задает вопрос: Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ -Вспомните, на какие группы делятся животные? Животные звери птицы рыбы насекомые земноводные -Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры. | Вспоминают материал по вопросам одноклассников. (обучающийся задает вопрос одному из сверстников, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос другому обучающемуся) Расшифровывают анаграмму. Вспоминают группы животных, составляют кластер. | Личностные: Проявление познавательной активности Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы. |
3. Постановка проблемы Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. 4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности | Проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, на какие еще группы можно разделить всех животных. Предлагает отгадать загадки. Демонстрирует презентацию с загадками о домашних животных. • Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.) • Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.) • У кого рога длиннее хвоста? (У козы.) • Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.) — Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.) Учитель предлагает детям объяснить название домашние животные, используя этимологию. На доске появляется таблица. - продукты питания - шерсть - транспортное средство - охрана жилища - декоративное значение | Проблемный вопрос: А как появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. — А какие еще есть животные? - Загадки о диких животных. По мере отгадывания появляются картинки (волк, медведь, бобры, белка, лягушка, лиса). Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) | | Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь) | Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры) | И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, И грибы видит она. (Белка) | | Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) | | Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! Как зовут её? (Лиса) | Как назовём этих животных? (карточка со словом “дикие” появляется над группой картинок) Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
| Дети выясняют, что им необходимо, разделить всех животных на две группы. (Называют группу диких и группу домашних животных). Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных. Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова. (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве. Ответы детей. Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73. (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.) (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.) Работа в группах. Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают в группах интересные дополнительные сведения. Чтение «Странички для любознательных» с.74-75 Прием – «инсерт» Дикие животные. Отгадывают загадки. -Дикие животные. Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве. | Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных) Работа с разными видами информации. Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки Различать диких и домашних животных. Выделять характерные особенности домашних и диких животных. |
6. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала Цель: Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике .Выход на проектно-исследовательскую деятельность | Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены. Работа в парах. — Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. После выполнения работы, предлагает проверить себя с помощью «светофорчиков» желтого и зеленого цвета. — Что вы можете рассказать об этих животных? (Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.) Представим, что на планете Земля нет домашних животных. - Как вы считаете, нужны ли они людям? - Если да, то кого бы вы приручили первым? Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы. Кроме этого, вы научитесь: Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно». | Ответы детей. Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных. Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного. | Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям Метапредметные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. |
7.Закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: - Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий. | Составление плана исследования, Для того чтобы составить план, вы должны ответить на вопрос: - Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем? Для этого мы определим, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроим их по порядку. План исследования: Подумать самостоятельно. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Понаблюдать. Обдумывание проекта. Вы предложили тему проекта о животных. Каждая группа получит задание. Для этого вы должны задать себе вопросы: - Что я знаю о животных? - Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных? Запишите свои ответы. | | Личностные: Ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: Умения вести самостоятельный отбор информации; Умение выполнять учебное действие; Контроль деятельности по ходу выполнения задания; Оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: Умение работать индивидуально. Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Проверка правильности результата при ответе на вопросы теста. |
8. Подведение итогов занятия. Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. | -Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. Чем же домашние животные отличаются от диких? - На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных? -Чем домашние животные отличаются от диких? -Приведите примеры диких и домашних животных. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!" Как люди могут помочь диким животным? Человек — часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами. | Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке). Ответы детей. (по желанию можно использовать прием «Синквейн» для подведения итога) Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают. | Личностные: Проявление познавательной инициативы. Метапредметные: Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы. Предметные: Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках. Умение оценивать достигнутые результаты. |
10. Рефлексия деятельности. Цель: Научить обучающихся: - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности; сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | — Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево. Организация рефлексии: Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял. Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял. Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного. | Вслух читают вопросы из учебника. Фронтальный опрос. Раскрашивают домики в цвет, соответствующий настроению, в окошечке ставят оценки, которую считают заслуживают за урок. | Личностные: - Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности. Регулятивные: - умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - умения осознано использовать средство устной речи. Предметные: - умения систематизировать знания по теме. |