Просмотр содержимого документа
«Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в словах»
Конспект урока в 3 классе по русскому языку по теме «Приставка»
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в словах.
Задачи:
- познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;
- формировать умения выделять приставки, образовывать новые слова с помощью приставок.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная.
Ход урока.
1. Организационный момент
Отправляемся мы снова в мир родного языка,
Мы разгадывать готовы его тайны до звонка.
Педагог. Ребята, сегодня на уроке я вам желаю узнать много нового, быть активными и получить удовольствие от новых знаний.
Сегодня мы отправимся тоже в своеобразное путешествие, в бесконечное пространство – русский язык.
2. Актуализация знаний. (на экране). Иллюстрация дерева, а под ним три ежика, на которых написана часть слова «-лёт». На дереве яблоки с приставками при-, от-, пере-.
Педагог. Посмотрите на экран. В под деревом находятся три частички слова –лёт. К ним падают яблоки с другими частичками слов.
Первый ежик подхватил яблоко с частичкой при-. Какое слово получилось? (Прилёт) (ответ детей)
Второй ежик поймал яблоко с частичкой от-. Какое новое слово получилось? (Отлёт) (ответ детей)
Хорошо. И последнее яблоко с частичкой пере- упало на иголки третьего ежика и образовала слово (Перелёт) (ответы детей)
Слова, которые получились, запишем в тетрадь. Ученики записывают в тетрадь слова.
Молодцы! Ребята, что можно сказать об этих словах? Какими они являются? (Однокоренными)
Какие слова называются однокоренными? (ответы детей)
А какой у этих слов общий корень? (-лёт-)
Что называется корнем слова? (ответы детей)
Ученики выделяют в словах корень слова.
Ребята, сравните эти слова. Слова прилёт, отлёт, перелёт означают одно и тоже? У них одинаковое лексическое значение? (разбор значения каждого слова)
Как вы думаете, почему изменилось лексическое значение слова? (ответ детей)
Ребята, как образовались данные слова? (к корню -лёт- присоединили, приставили частички слов). Вы знаете, как они называются? (приставка) (ответ детей).
Формулировка темы урока.
3. Постановка целей урока
Учитель. Что такое приставка? В какой части слова стоит? Какую роль выполняет приставка? Как найти приставку в слове? Как образовать новые слова с помощью приставки?
Педагог. В русском языке существует большое количество приставок. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
(Работа с учебником) упражнение 173 (письменно)
Нахождение в тексте однокоренных слов, их выписывание, сравнение по смыслу и составу, выделение приставок, подбор к словам синонимов.
Педагог. Приставка – это отдельное слово или часть слова? (ответ детей)
В какой части слова она стоит? (ответ детей)
Какую функцию она выполняет? (ответ детей)
Кто попробует сформулировать определение приставки? (ответ детей)
Как образовать новые слова с помощью приставок? (ответ детей)
Учащиеся проговаривают правило.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Физкультминутка.
Выполнять движения, в которых имеется приставка.
Дружно все попрыгали,
Ручками мы двигали,
Ножками затопали,
Глазками не хлопали.
Посмотрели все налево,
Вправо посмотрели,
И тихонько, аккуратно
Все за парты сели.
5. Самостоятельная работа.
Учитель. Молодцы, прекрасно справились с заданиями. А сейчас предлагаю самостоятельно выполнить упражнение 174. Образование слов – названий действий с помощью приставок, составление с ними словосочетаний, их запись, выделение в словах приставок и корней.
Проверка выполнения заданий.
6. Работа в парах
Упражнение 176. Нахождение слов с приставками, выборочное списывание, выделение приставок с опорой на алгоритм, подбор однокоренных слов.
7. Итог.
1. Что такое приставка? В какой части слова стоит?
2. Какую роль выполняет приставка?
3. Как найти приставку в слове?
4. Как образовать новые слова с помощью приставки?
Ученики все вместе проговаривают получившиеся правила и сверяют их с правилом из учебника.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
Чтобы образовать новое слово с приставкой. Нужно подобрать приставку, подходящую по смыслу.
8. Рефлексия.
Педагог. Ребята, сегодня на уроке вы получили знания. Те, кто очень хорошо усвоил новую тему, сможет самостоятельно выполнить задание по данной теме – подарит яблоко ежику.
Кто не во всем до конца разобрался – крепит яблоко снизу кроны дерева.
А те, кому было трудно выполнять задания, многое не поняли – может прикрепить яблоко на самую макушку дерева.
9. Домашнее задание.
Педагог. Ребята, предлагаю, кроме выполнения основного упражнения, написать маленький рассказ как ежик поймал яблоко, используя в словах приставки, с которыми мы познакомились на уроке.