Урок окружающего мира в 3 классе «Б» , программа «Школа России»
Тема урока: «Разнообразие животных»
Триединодидактическая цель:
- актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных по их групповым признакам;
- дать представление о животных в процессе работы с текстом учебника и статьями в энциклопедиях;
- учить дружной коллективной работе
- создание условий для формирования познавательного интереса к окружающему миру,
- воспитание культуры общения в группе;
- любить и охранять животных.
Развивающий аспект:
Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
Расширять кругозор учащихся о животном мире.
познавательные действия:
- умения анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
- умения синтезировать целое из составных частей;
- умение классифицировать объекты;
коммуникативные действия:
- умения выражать свои мысли;
- владение диалогической речью;
- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные действия:
- формирование лидерских качеств организатора работы в группе;
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
регулятивные действия:
- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;
- осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока, атлас «От Земли до неба»
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи:
-литературное чтение (отрывки из произведений Н.Сладкова)
- Связь урочной и внеурочной деятельности («В гостях у сказки», «Юный исследователь»)
Ход урока
1.Орг.момент. -3мин
Всем , всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-Сегодня на уроке нас ждет много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательным, наблюдательным и активно работать на уроке!
Все хотят на воле жить.
Рыба, зверь и птица.
Будем их всегда любить
И для них трудиться.
Сделай домик для скворца,
Подлечи котенка,
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам
Животные эти,
И тогда увидишь сам-
Хорошо на свете!
-О ком мы будем говорить на уроке? (о животных)
-А сейчас послушайте звуки и подумайте , кто их издает? И одинаково ли звучат эти звуки?
- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?
(О разнообразии животных)
2.Сообщение темы урока
-Молодцы! Спасибо! Тема нашего урока : Разнообразие животных (Слайд 1)
-На какие же вопросы мы будем искать ответы на уроке?
( На какие группы делят ученые царство животных.
Где они обитают.
Чем отличаются друг от друга)
-А сейчас я вас попрошу исследовать страницу в учебнике 87 и сказать мне как же называется наука о животных.
ЗОО-Животные ,ЛОГОС-наука. Слайд 2
-На нашей планете живет огромное количество разных животных. Одни обитают на суше, другие в воде.
-Давайте вспомним , какие группы животных вы уже знаете?
3.Повторение
( 1.Рыбы Слайд 3 часть
- Кто может назвать признаки?
( Ног нет, есть плавники, тело покрыто чешуей)
- А каких вы знаете рыб, которые обитают в наших водоемах?
-Ребята на внеурочном занятии « В гостях у сказки» подготовили сценку «Лесные шорохи»
2.Земноводные слайд 3 часть
-Давайте прочитаем сведения в учебнике об этой группе.
3. Птицы слайд 4
-Назовите признаки птиц.
Ученица подготовила рассказ Н.Сладкова «Птицы»
Какая из этих птиц на слайде живет в наших краях?
4. Насекомые слайд 5
-Назовите признаки насекомых? (6ног)
Ученица подготовила рассказ Н.Сладкова «Бабочки»
5.Пресмыкающиеся, или рептилии слайд 6
-Прочитаем сведения в учебнике.
6.Звери , или млекопитающиеся слайд 7
-Назовите признаки млекопитающих ( тело покрыто шерстью, детенышей выкармливают молоком)
Ребята подготовили сценку «Лиса и заяц»
- Для чего нужна была эта работа ? С какой целью мы выполняли это задание? (чтобы вспомнить группу животных и их признаки).
4.Изучение нового материала.
-А как вы думаете, есть ли еще группы, на которые делятся животные?
(Думаю что есть, т. к. мы пока повторили то ,что знали)
-Что нам поможет найти ответ на вопрос? (Учебник)
Прочитайте статью с 88-90 и поработайте с символами и отметьте на полях:
+ - то, что уже знали
! – то, что узнали новое.
-Какие же новые группы вы узнали?
1.Черви
2.Молюски
3.Иглокожие
4.Ракообразные
5.Паукообразные
-Кто может сказать , какие животные относятся к группе черви?
(дождевой червь, пиявки) слайд 8 часть
Ребята из юных исследователей подготовили интересные сообщения к сегодняшнему уроку, давайте их заслушаем.
МОЛЮСКИ – ученик с сообщением слайд 8часть
Видеосюжет о гребешках
ИГЛОКОЖИЕ – ученик с сообщением - слайд 9
РАКООБРАЗНЫЕ - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах. Посмотрите видеосюжет о ракообразных
– слайд 10
ПАУКООБРАЗНЫЕ – ученик с сообщением - Слайд 11
5.Закрепление
А сейчас я предлагаю вам самим побывать в роли ученых-зоологов, и помочь мне разделить животных на группы. (ГРУППОВАЯ РАБОТА. Для этой работы у вас лежат карточки с животными .Ваша задача назвать группу и доказать , назвав признак.)
(Прикрепляют на доску картинку в определенную группу животных)
( Пиявка-черви, улитка-молюски, раки-ракообразные, пауки-паукообразные, бабочки-насекомые, щука, налим-рыбы, лягушка, тритон -земноводные, змея-пресмыкающиеся, синица, цапля -птицы, заяц, белка -звери, или млекопитающиеся, иглокожие- морская звезда, морская лилия)
Следующее задание будем выполнять в паре. В учебнике с 92 №2. Но прежде послушаем сообщение .
ВИД – это животные группы похожие чем – то между собой.
-Как вы поняли, что такое вид животных?
(Обмен тетрадями и самопроверка по учебнику)
6.Итог.
Перечислите группы на которые ученые делят царство животных.
Прочитаем вывод Мудрой черепахи с . 93.и сравним его с нашим выводом.
-Есть ли в сообщении Мудрой черепахи группы, которые мы не назвали? (нет)
-Какую мы цель ставили вначале урока?
(Узнать на какие группы ученые делят царство животных)
-Как вы считаете, достигли мы цели урока?
-Убедились ли мы в том что мир животных разнообразен?
-Но каким бы разнообразным не был животный мир, о чем мы должны помнить? (Мы должны беречь каждого животного, и по-возможности ,предотвращать их гибель и исчезновение с лица земли.
7.Оценивание детей
8. Рефлексия
Оцените себя.
желтый – усвоил новое знание, научился применять практике
зеленый – усвоил, но еще нужна помощь.
красный- не понял тему урока.
9 .Дом. задание
у.с.93 вопросы.
т.с. 52-53.
почитать атлас «От земли до неба»