Урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?"
Урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»
(УМК «Школа России»)
ТЕМА: Кто такие звери ?
Формы работы на уроке: фронтальная, в группах, в парах
Цель урока: знакомство с разнообразием и внешним строением зверей; закрепление знаний о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Задачи: создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к своим товарищам.
Прогнозируемые результаты: Первоклассники познакомятся с внешним строением и разнообразием зверей, исследуют их отличительные признаки; закрепят знания о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Учебные материалы и оборудование: интерактивная доска, презентации (слайды с изображениями животных, картины их жизни), карточки с тестами для самопроверки учеников, сигнальные карточки, видео- и аудио аппаратура
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?" »
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»
(УМК «Школа России»)
ТЕМА: Кто такие звери ?
Формы работы на уроке: фронтальная, в группах, в парах
Цель урока: знакомство с разнообразием и внешним строением зверей; закрепление знаний о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Задачи: создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к своим товарищам.
Прогнозируемые результаты: Первоклассники познакомятся с внешним строением и разнообразием зверей, исследуют их отличительные признаки; закрепят знания о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Учебные материалы и оборудование: интерактивная доска, презентации (слайды с изображениями животных, картины их жизни), карточки с тестами для самопроверки учеников, сигнальные карточки, видео- и аудио аппаратура
(Урок проводится после предварительной экскурсии в зоопарк)
ХОД УРОКА
Орг. Момент
Актуализация знаний
Где мы с вами побывали на прошлом уроке (внеурочном занятии, классном часе и др.)? (В зоопарке)
Вам понравилось в зоопарке?
Что больше всего запомнилось вам в зоопарке?
Мотивация учебной деятельности
Давайте перечислим, каких животных мы видели, отгадаем загадки и заполним кроссворд.
1.Надела коняшка 2. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож!
морскую тельняшку. Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.
(Зебра) (Волк)
3.Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга.
(Олень)
4.Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
5. Рыжая плутовка. Кур считает ловко
(Лиса)
О
В
Л
Е
Л
З
В
Е
Р
И
Е
О
Н
Б
С
Б
Л
Ь
Л
А
Р
К
Ю
А
Д
-Какое слово открылось в выделенных клетках?
-Кто такие звери?
-Ребята, вы догадались, о ком сегодня на уроке пойдёт речь? (о зверях)
Как мы уже с вами вспомнили, на прошлом занятии мы посетили зоопарк
Зоопарк — это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью показа, изучения, сохранения и размножения. Это музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей животного мира всей планеты. А знаете ли вы, что раньше зоопарк называли «зверинец» от слова «звери»?
В зоопарке создаются условия, соответствующие естественным условиям обитания животных. Зоопарк — это научное учреждение, в котором изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие детёнышей животных. Размещая их, специалисты решают задачи по созданию для зверей благоприятных условий жизни. В больших зоопарках ведутся различные исследования. В зоопарках работают зоологи, биологи, ветеринарные врачи, которые решают такие проблемы, как выбор клетки или вольера, выбор продуктов, охрана здоровья, наблюдение за потомством.
Часто бывает, что дикие животные отказываются кормить своих детёнышей. Тогда работники зоопарка находят им приёмных родителе или выхаживают их сами.
Работа по теме урока.
Постановка проблемы. А теперь, опираясь на наш предыдущий опыт, совершим небольшое путешествие в воображаемый зоопарк. Но сегодня мы будем исследователями и пойдём туда с определённой целью. С какой? (изучать животных)
Просмотр учебного фильма.
— Откройте учебник на странице 38. Прочитайте вопрос. Рассмотрите рисунок под ним.
Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить кто точно не зверь.
Проблемное объяснение нового материала. Итак, орёл — птица, жук — насекомое. Остались крокодил и мышь Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответит на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнём наше исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображённого у вас в учебнике.
Назовите все части тела жирафа.
Первичное закрепление. А теперь найдите эти же части тела у зверей, изображённых на странице 39.
Самопроверка. (тест с рядом ответов, один из которых надо отметить галочкой) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку при помощи сигнальных карточек.
Работа в парах.
— Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть всё то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей?
Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими.
Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, её много, а у слона — мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра (слайды). У этого зверя под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.
А у дикобразов (слайд) особые волосы. Они называются иглами. Мы с вами теперь знаем основные отличительные признаки зверей — наличие шерсти и кормление детёнышей молоком. Вернёмся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Крокодил и мышь — кто из них зверь?
Хоть мышка и маленькая, но она — зверь. А крокодил — нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детёнышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши. (учебный фильм)
— Детёнышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил — не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.
Физминутка
Звериная зарядка.
Раз - присядка, Два - прыжок.
Это заячья зарядка, это делает волчок.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
Практическая работа. Задание 1Рассмотрите чучела зверей. Чем они покрыты? Зарисуйте шерсть, которую вы рассмотрели, в рабочей тетради (с. 27 № 1).
Задание 2 Сравните изображённых в рабочей тетради зверей (№ 3). Пронумеруйте зверей в порядке увеличения (уменьшения) их размеров. Взаимопроверка в парах
Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём или ночью. Большинство из них ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
Как выглядят заяц и белка зимой? Как — летом? Для чего они меняют свои шубы?
Творческое задание На странице 28 рабочей тетради дан чёрно-белый рисунок. Прочитайте к нему задание. Найдите четырёх зверей, назовите их.
— Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нём изображено. Какая шубка будет на белке и зайце?
(Дети раскрашивают рисунок под спокойную мелодию.)
— Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства зверей. Но у каждого правила есть исключения.
Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Рассмотрите рисунок на странице 39. Какие звери изображены?
— Кто из вас знает: где живёт крот? Как он передвигается под землей? Чем вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.
Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых?Летучие мыши — единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты (учитель показывает рисунки или слайды). Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.
Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Учёные говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
Работа в группах. Дидактические игры
Ученики делятся на группы и проводят игру; описанную в рабочей тетради (с. 27 № 2). Дети в группе называют зверей. Кто ошибётся и назовёт животное другой группы; выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.
Итог урока
Сначала даётся оценка работы в целом класса на уроке.
На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. Кто же они такие — звери? Как их отличать от других животных? Сравните свои выводы с выводом в учебнике. Приведите примеры зверей. Где вы их видели?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Какие достигли?
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, на столе у вас лежат вырезанные фигурки животных, а на доске нарисован зоопарк. Давайте мы сейчас вместе «заселим» наш зоопарк животными. Если ты считаешь, что у тебя всё получилось отлично, заселяй в красную клетку, а если возникли трудности, то в синюю.