Данный конспект поможет учителю в проведении урока по теме "Приставки и предлоги". Дети научатся распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Предлоги и приставки"»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме
«Правописание предлогов и приставок"
Цели.
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.
2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;
3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
-Мне бы хотелось начать наш урок со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:
«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.
Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»
- Что же такое счастье?
Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.
- А что для счастья нужно ученикам?
- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.
Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.
Чистописание.
- Прочитайте слова. Слайд 1.
До по на за от об под над из с в у
- Что написано? (предлоги и приставки).
- Так приставки или предлоги? ….? (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).
- Некоторые приставки и предлоги очень похожи.
Где приставка? Где предлог? (Решение проблемы)
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
3. Постановка темы урока:
- Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?(Правописание приставок и предлогов)
- Новая она для вас или вы уже знакомы с приставками и предлогами?
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
- Будем учиться различать: приставки и предлоги.
- Развивать умение: анализировать, сравнивать, делать выводы
Слайд 2.
4.Работа в тетрадях
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Пятнадцатое декабря. Классная работа и чистописание.
5.Работа по теме урока.
- В стране «Грамматика» жили-были предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги очень гордились тем, что были самостоятельные.
Кроме того, предлоги всегда указывали, где нужно находиться.
Слайд 3. (Предлоги: в на под над за у)
- Или куда нужно двигаться
Слайд 4. (Предлоги: в из к до от через по)
А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова. (Например: напишу, подпишу, запишу, выпишу)
Так как стали ученики их путать, поэтому царица Грамматика предложила им отодвинуться от слов, с которыми они рядом стоят, а слова-признаки должны встать между ними, своего значения предлоги не потеряют, а от приставки отличаться будут. Предлоги так и сделали. Давайте попробуем, в том месте, где возник вопрос вставить слово. Если можно вставить слово, значит - предлог, пишется раздельно, а если нельзя вставить, значит - приставка, пишется слитно.
- Царица Грамматика просит всех учеников 3 класса:
- Запомни: при глаголах предлогов не бывает.
Работа с учебником. Правило стр.133.
Слайд 5.
Раскройте скобки.
(С) крыши (с) бросили снег.
Ребята (про) пели песню (про) школу.
Слайд 6.
Сравните слова
Под березой – подберезовик
Без радости – безрадостный
На берегу – набережная
На стене – настенный
Правило стр.132.
4.Физминутка (Если услышите слово с приставкой, то топайте, а если с предлогом, то хлопайте)
5. Продолжение работы по теме урока.
Слайд 7.
Стихотворение-шутка «Веснушки»
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,-
Зависело б (от) мыла,
Веснушки я б (от) мыла.
6. Работа по учебнику. Упр. 260. (Самостоятельная работа)
7.Работа в парах.
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
- Раскройте скобки в тексте стихотворения.
Шмель.
(В) тополиную метель
(По) терял дорогу шмель.
(Про) мелькнул (над) огородом,
(В) дом (на) кухню (за) летел.
И (над) синей чашкой (с) медом
По-хозяйски (за) гудел.
Проверка. Слайд 8.
8.Работа по карточкам.
Узнайте приставки по предлогам.
…писать до точки
…писать в текст
…писать из текста
- Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов.
- А для этого узнаем о секрете их употребления.
Слайд 9.
-Если человек идет
Куда? Откуда?
В школу
В театр
В библиотеку
В армию
В Крым
В Москву
- И напротив, если человек ушел
Куда? Откуда?
На работу
На речку
На каток
На рыбалку
Слайд 10.
Запомни!
Куда?
в
на
Откуда?
из
с
9.Дифференцированная индивидуальная работа.
-Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Всадник (с)лез (с)коня.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
2 уровень.
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень.
-Вставьте предлоги в предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Сдать работы на проверку.
10.Итог урока:
Составление кластера. Групповая работа.
Слайд 11.
часть слова
часть речи
пишется отдельно
пишется слитно
служит для связи слов в предложении
служит для образования новых слов
дружат с глаголами
не дружат с глаголами
Слайд 12.
Приставка
часть слова
пишется слитно
служит для образования новых слов
дружат с глаголами
нельзя вставить вопрос или другое слово.
Предлог
1.часть речи
2. пишется отдельно
3. служит для связи слов в предложении
4. не дружат с глаголами
5. можно вставить вопрос или другое слово.
11.Рефлексия.
Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием. ?- если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Домашнее задание: Написать мини - сочинение о зиме, выделить приставки и предлоги в словах.