kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание слов с разделительным Ь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: развитие метапредметных и личностных умений на основе формирования предметных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Тема урока: Правописание слов с разделительным Ь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: развитие метапредметных и личностных умений на основе формирования предметных знаний.

Задачи.

Образовательные – формирование представлений об употреблении разделительного Ь и правописании слов с разделительным Ь.

Развивающие – развитие умения наблюдать, сравнивать, умения обобщать, делать выводы; развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.

Воспитательные – воспитание внимания, взаимовыручки, дружбы, сознательного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья.

Социальные – формирование умения работать в группе , в коллективе, анализировать свою деятельности и работу своих товарищей.

Метапредметные УУД.

Регулятивные: Формирование умения формулировать учебную задачу, принимать и сохранять ее на протяжении урока, осуществлять самоконтроль, умение корректировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы.

Познавательные: постановка и решение проблемы (под руководством учителя), развитие умения сравнивать, анализировать, находить основание для классификации, на основе наблюдения и сравнения делать выводы и обобщения.

Коммуникативные: развитие умения правильно отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в паре; строить взаимоотношение в сотрудничестве в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные УУД.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебному предмету.

Развитие доброжелательного отношения, внимательности к своим одноклассникам, поддержки, взаимовыручки, готовности к сотрудничеству.























(Аудиозапись «Розовая пантера»)

Орг.момент

Добрый день, ребята! Разрешите представиться, меня зовут Августа Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок.

- Вы готовы к уроку? Чтобы успешно была ваша работа, какие цели перед собой вы поставите на урок? (будем стараться слушать внимательно, будем активными и т.п.)

- Ребята, посмотрите, с каким предметом я пришла к вам на урок? (лупа)

- Вспомните, люди каких профессий пользуются лупой? (сыщиков, детективов)

(включаю фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты» песня сыщика)

- Каких детективов или сыщиков вы знаете? (на доске будут картинки этих сыщиков) Великий Мышиный сыщик, Том и Джерри: Шерлок Холмс, Эйс Харт из «Города Собак», Селезень из мультфильма «Чёрный плащ», Колобанги.

- А хотели бы вы попробовать себя в роли детективов? (Да)

- Очень хорошо! Значит, вы должны сегодня проявить внимательность и наблюдательность, смекалку и находчивость, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива?

- Вспомните, о какой букве вы говорили на прошлом уроке? (О букве «ь»)

- Давайте дадим название нашему детективному агентству, но такое, чтоб в нём был обязательно МЯГКИЙ ЗНАК. У кого какие предложения? (учитель записывает название) Друзья,

- Какое название вам нравится лучше? (Записываем на доске)

- А чтобы работа шла быстрее и нам надо разбиться на группы. Давайте я размещу наших известных сыщиков по партам, а вы выберите, в чьей команде вы хотели бы работать? Пожалуйста, возьмите свои учебные принадлежности и разделитесь быстро (дети рассаживаются)

- Итак, у нас получилось 4 команды (Перечисляю их)

(слышится звук смс)

Проблемная ситуация

- О, нам звонок по Интернету. Вот и первый посетитель хочет обратиться к нам по скайпу. Представьтесь, пожалуйста. И расскажите нам о вашей проблеме.

На экране мультипликационный герой и рядом идёт озвучка

«Привет, ребята! Меня зовут Рапунцель. Я узнала, что у вас открылось детективное агентство, и сразу решила обратиться именно к вам. У меня есть знакомый - Ь. Я знаю его как доброго друга звуков, который смягчает согласные. Как правило, он всегда стоит либо в конце слова, либо в середине. Но вдруг я стала замечать за ним странные действия. Мне кажется, что мягкий знак сошёл с ума. Он встал встревать в слоги-слияния, делить сочетания согласной и гласной букв. Я ему делаю замечания, напоминаю, что и без него согласные в этих слогах мягкие, но он в ответ бурчит, что так надо по правилу, потому что он Разделительный мягкий знак. Объясните мне, что это за знак, какому правилу он подчиняется и зачем ему надо делить слоги-слияния. Очень прошу, помогите мне не потерять моего друга».

- Уважаемые детективы, а может кто-то из вас уже знает ответы на вопросы Рапунцель и может объяснить, что не так с Мягким знаком? (ответы)

- Рапунцель, тебя устраивает ответ ребят? (Рапунцель отвечает «Не совсем понятно»)

- Дорогие детективы, возьмёмся за это дело? (ответы детей)

- Хорошо. Мы согласны Вам помочь, и постараемся к концу урока ответить на ваши вопросы.

Введение в тему, актуализация знаний.

- Итак, мы заводим дело на мягкий знак.

(Показываю папку «Дело №1 «Мягкий знак»)

- Приступаем к работе смело,

Быстро раскроем это дело.

Потому что 2 класс,

Все ребята высший класс.

- Ну что, уважаемые детективы, мы сегодня станем гениальными сыщиками и проведём своё первое «детективное расследование». Но сначала попробуем сформулировать проблемный вопрос урока? На какой вопрос мы должны ответить? (на экране появляется название темы урока «Что такое разделительный знак?»)

- Какую цель мы должны решить на уроке, чтобы помочь Рапунцель? (На слайде отображается цель) Узнать, почему «ь» знак назвали «разделительным» и что он разделяет и для чего.

- А как вы думаете, чему мы еще научимся на уроке? (писать слова с разделительным мягким знаком)

- Значит тема нашего урока «Правописание слов с разделительным ь».

- Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

(Число, классная работа).

Для работы нам необходим план действий, которого придёрживаются все детективы в мире (показываю на слайд)

  1. Составление фоторобота Мягкого знака и сбор информации по нему.

  2. Наблюдение и выдвижение версий.

  3. Сбор доказательств и улик.

  4. Следственный эксперимент.

  5. Выводы. Итоги.

- Прежде чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу.  Поэтому нам необходимо составить фоторобот Мягкого знака и дать ему характеристику, т.е. рассказать, что нам известно про него. 

- Составление фоторобота мы проведём в форме минутки чистописания.

- Пожалуйста, детективы вам слово? Что вы знаете про Мягкий знак? (ответы детей, в это время учитель кликает по слайду и появляются нужные предложения)

(на слайде «Составление фоторобота Мягкого знака и сбор информации»)

- Нам уже известно, что:

  1. Мягкий знак не обозначает звука.

  2. Мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука.

  3. Пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.

  4. Орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак».

  5. При переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку.

  6. Пишется в корне слова.

Если дети не смогут, то помочь наводящими вопросами, типа:

- Может ли Мягкий знак обозначать звук? (нет)

- Где стоит мягкий знак в слове? (в конце или в середине)

- Приведите доказательства того, когда Мягкий Знак стоит в конце слова, и когда в середине слова (Ответы детей)

- Может ли мягкий знак стоять в начале слова? (нет) Почему? (п.ч. мягкий знак является показателем мягкости согласного).

- В каких случаях мягкий знак показывает мягкость согласного? (Когда стоит после него)

- Мы дали ту характеристику Мягкому знаку, о которой нам говорила Рапунцель. Мы тоже владеем этими сведениями. А теперь нам надо установить наблюдение за Мягким знаком и узнать, какую новую роль выполняет он в русском языке. Тем самым мы пополним наше дело новыми сведениями. Составили фоторобот, а сейчас запишите одну строчку. (работа в блокнотах)

Объяснение новой темы.

(на слайде «Наблюдение и выдвижение версий»)

- У нас есть новое слово в качестве подозреваемого. Прослушайте и отгадайте загадку.

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (дети отгадывают)

- Запишите это слово и проведём краткий звуко-буквенный анализ.

семя – [с'им'й'а] – 5 буквы, 5 звука

- Какое слово по произношению сходно со словом семя? (семья) Произнесите эти слова: семя – семья.

- Мя и Мья

– Чем различаются эти слова по произношению? (В слове семья слышится звук [й`], согласный звук не сливается с гласным.)

- Давайте запишем звукобуквенный анализ слова «Семья» - [с’им’й'а]

- Зачем в буквосочетании Мья стоят рядом и гласная Я, показывающая мягкость согласного и Ь? Зачем такое двойное смягчение? (Разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно)

- Значит, какую работу выполняет «ь» в этом слове? (разделяет согласную и гласную буквы)

- Какое открытие вы сейчас сделали? (В некоторых словах «ь» оказывается между согласной буквой и гласной буквой, он их разделяет)

Вывод 1: Что Мягкий знак не только показывает на мягкость впереди стоящего согласного звука, но и разделяет некоторые слоги-слияния. Вторая роль мягкого знака – это разделение. Разделительный мягкий знак не позволяет согласным звукам сливаться с гласными.

«Роль мягкого знака в словах»

– Как показать на письме, что мягкий согласный звук [м’] не сливается с гласным звуком [а]? (Написать ь знак.)

– Напишите слово семья.

- На что нужно обращать внимание при письме? ( Следить за высотой наклоном и шириной букв).

- А теперь посмотрите на слайд. Прочитайте следующие слова. Что они обозначают? (лексическое значение слова)

Перо –

Солю -

Суди –

Полёт –

Коля -

- Попробуйте вставить в слова “ь” так, чтобы получилось новое слово с разделительным мягким знаком.

Перо – Пьеро

Солю - солью

Суди – судьи

Полёт –польёт

Коля – колья

- Отличаются эти слова? И чем они отличаются? (наличием мягкого знака и значением) Изменилось ли значение слова (лексическое)?

- Хорошо, эти слова имеют значение как с мягким знаком, так и без него. А теперь попробуйте убрать Ь из данных слов, что получится?

Вьюга, друзья, шьёт,

Ответы детей: Если убрать мягкий знак из слова, мягкость согласного звука исчезнет, и слово будет звучать странно.

Вывод 2: Разделительный ь меняет значение слова, важно не пропустить разделительный ь при письме.

- Ребята, мы на верном пути!

- А теперь ещё раз прочитаем пары слов и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный звуки? Объясните различия в произношении. (В слове «полёт» согласный [л’] и гласный [о] произносятся слитно, а в слове «польёт» после согласного [л’] слышим согласный [й] и гласный [о].

Перо – Пьеро [п’э] - [п’й'э]

Солю – солью [л’у] - [л’й'у]

Суди – судьи [д’и] - [д’й'и]

Полёт –польёт [л’о] - [л’й'о]

Коля – колья [л’а] - [л’й'а]

(Аналогично проходит работа со вторым словосочетанием)

Вывод 3: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

- У нас ещё есть подозреваемые. Мы их привели к вам на опознание. Внимание на слайд. В каких из этих слов есть разделительный мягкий знак? (дети выбирают)

Друзья, свадьба, просьба, сосулька печенье, день, лью, певуньи, зелень, хлопья, льёт.

- А теперь ещё раз на слайд, для вас игра «Баскетбол» (там анимация – выбор слова с разделительным мягким знаком)

- Молодцы, пока у нас все получается. А теперь поработаем в группах и проведём следственный эксперимент в виде исследования.

Задание 1 команде.

- Найдите среди этих слов слова с разделительным мягким знаком.

Листья, варенье, ружьё, пальцы, вьюга,  мальчик, братья, коньки, пеньки, ручьи, деньки.

- Попробуйте составить правило по правописанию разделительного мягкого знака, пользуйтесь опорой:

Разделительный Ь знак пишется после__________, перед гласными буквами ________

Разделяет______и _______буквы, указывает, что перед гласными есть звук _____

Задание 2 команде

- Прочитайте слова и запишите их в тетрадь.

(Перья, варенье, колья, гроздья ,сыновья)

Вот ваш план исследования, которого мы будем придерживаться.

1. После каких букв пишется ь знак

2. Перед какими буквами

3. Сделайте вывод: где пишется ь

Задание 3 команде.

- Прочитайте слова и запишите их в тетрадь.

Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

- Подчеркните букву, которая написана перед Ь знаком, одной линией;

- Подчеркните букву, которая написана после Ь знака, двумя линиями;

- Сделайте вывод: где пишется разделительный Ь знак?

Задание 4-й команде

Перед вами слова с разделительным мягким знаком.

(Обезьяна, муравьи, счастье, бельё, ночью)

Вы должны заполнить схему «Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак»?



Ь





- Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. А также работать дружно.

(Работа в группах)

- Пожалуйста, уважаемые детективы, вам слово. Какие у вас есть предположения и доказательства?

(выступление команд)

- Перед любой гласной буквой пишется Ь? (нет, перед О, У, Ы, Э, А не пишется)

– Верно, перед другими гласными буквами знак мягкий знак никогда не пишется.

Это второе открытие нашего урока.

Слева от меня – согласный,

Справа – е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

(разделительный мягкий знак)

- Отвечая на главный вопрос урока, мы открыли новое правило.

- Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило на с.32)

Физминутка

- А сейчас ребята все встанем и проведём физминутку в виде игры «Внимательный детектив». Я буду бросать вам мяч по очереди, и называть слог, а вы будете добавлять в него разделительный мягкий знак и произносить его громко.

«Добавь разделит. мягкий знак»: 

зя — зья 

бе – 

ря – 

чи – 

ся – 

лю –

- А теперь наоборот. Вы должны убирать разделительный мягкий знак из слога.

лья - ля 

рью – 

бьи – 

сья – 

нья – 

пью –

- Молодцы, вы очень внимательны. А сейчас я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если в слове мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то вы приседаете, если же мягкий знак разделяет согласный звук и гласный – выполняете прыжки с хлопками над головой.

- Понятно задание? Тогда приступили: деньки, возьми, бельё, вьюга, пальто, льёт, лисья, ветер (проверить ребят, что они сделают. А разве в этом слове есть мягкий знак?) платье, огоньки.

- Уважаемые детективы, никто не пострадал при проведении физминутки? Хорошо. Все сели и успокоились.

Выполнение разноуровневых заданий (работа по парам)

- А сейчас мы проведем следственный эксперимент и попробуем на практике доказать верность всех выдвинутых предположений. А для этого выполним следующее задание.

- В работе детектива важна как работа в команде, так и работа в "одиночку", где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить.

- У вас на столе лежат карточки с заданиями: жёлтый – самый легкий, зелёный – посложнее, красный – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.

- Каждый из вас выбрал задание, а теперь приступайте к его выполнению. НА выполнение задания вам даётся 3 минуты.

1 уровень.

Спишите предложения, вставляя нужное слово.

Журавли отправились в … (польёт, полёт). 

… пишет письмо бабушке (Коля, колья). 

… привезли из леса (Коля, колья). 

Скоро … дождь (полёт, польёт). 

2 уровень

Допишете предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится (когда?)…

Орёл взмахнул (чем?)…

Художник рисует (чем?)…

Тело птицы покрыто (чем?)…

Охотник зарядил (что?)…

3 уровень

Исправьте ошибки и запишите текст правильно. Проверьте свою работу, используя памятку:

Лйот силный дожд. Не слышны птичи голоса. Толко дьятел стучит по дереву. Птицы – наши пернатые друзя.



- Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки. Проверьте правильность выполнения своего задания и поставьте себе оценку. Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Надеюсь, «2» не должно быть.

Проверка:

Журавли отправились в полёт.

Коля пишет письмо бабушке.

Колья привезли из леса.

Скоро польёт дождь.



- Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки. Проверьте правильность выполнения вашего задания и поставьте себе оценку.

Проверка:

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.



- Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки. Тоже проверьте правильность выполнения вашего задания и поставьте себе оценку.

Проверка:

Льёт сильный дождь. Не слышны птичьи голоса. Только дятел стучит по дереву. Птицы – наши пернатые друзья.

- Поднимите руки, кто выполнил упражнение правильно и поставил себе «5».

- А кто получил «4»? Кто поставил себе «3»? Не огорчайтесь, на следующих уроках мы закрепим эту тему. А сейчас продолжим работу.

- Вот и подошло к концу наше расследование. Подведем итоги и сделаем выводы.

(на слайде «Итоги и выводы расследования»)

- Что такое разделительный мягкий знак? 

- Почему он так называется?

- Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак? (После согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и)

– Что показывает разделительный мягкий знак при произношении? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются) 

- Уважаемые детективы! Достигли мы цели урока? (ответы детей)

А теперь позовём Рапунцель, чтобы рассказать ей о наших открытиях.

(на слайде Рапунцель)

- Рапунецль, наши детективы готовы отчитаться перед тобой о своём расследовании.

- Какая команда хочет это сделать? Команда ______.

- Рапунцель, ты довольна результатом работы наших детективов? (Да. Вы мне очень помогли. Оказывается Мягкий знак такой разносторонний и необходимый, а я даже и не знала. Спасибо вам, ребята!)

- Ребята, попрощаемся с Рапунцель! Обращайся ещё раз, если понадобятся тебе наша помощь.

- А теперь проведём рефлексию и оценим свою работу на уроке.

Если тебе было все понятно, и ты справился со всеми заданиями – то выбери значок великого сыщика «Шерлока Холмса» и положи в белую коробочку.

Если тебе было трудно справляться с заданиями, но ты пришел к верному ответу -то возьми значок и положи в зеленую коробку.

Если тебе было трудно справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя - то положи значок в красную коробочку.

- Хорошо. У нас больше ____, значит, тему «Правописание разделительного мягкого знака» вы поняли.

- Окончательную экспертизу своих доводов вы выполните дома, выполнив упражнение №56 с. 33. А также вы должны сочинить загадку про разделительный мягкий знак. Всем задание понятно?

- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)

- Хорошо, урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам то, что обычно желают на день рождения? В этих пожеланиях обязательно должен присутствовать разделительный мягкий знак. (Здоровья и счастья)

– И я вам желаю этого. Спасибо всем за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание слов с разделительным мягким знаком

Автор: Дареева Августа Владимировна

Дата: 01.03.2018

Номер свидетельства: 460347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Кроссворд для закрепления правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова."
    ["seo_title"] => string(80) "krossvord_dlia_zakrepleniia_pravopisaniia_slov_s_miagkim_znakom_v_kontse_i_v_ser"
    ["file_id"] => string(6) "616210"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667075039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конкпект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "konkpiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417751624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Правописание слов с разделительным мягким знаком» "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420139650"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "разделительный мягкий знак "
    ["seo_title"] => string(32) "razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "143563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418559422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства