Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Тема урока: Правописание слов с разделительным Ь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: развитие метапредметных и личностных умений на основе формирования предметных знаний.
Задачи.
Образовательные – формирование представлений об употреблении разделительного Ь и правописании слов с разделительным Ь.
Развивающие – развитие умения наблюдать, сравнивать, умения обобщать, делать выводы; развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитательные – воспитание внимания, взаимовыручки, дружбы, сознательного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья.
Социальные – формирование умения работать в группе , в коллективе, анализировать свою деятельности и работу своих товарищей.
Метапредметные УУД.
Регулятивные: Формирование умения формулировать учебную задачу, принимать и сохранять ее на протяжении урока, осуществлять самоконтроль, умение корректировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы.
Познавательные: постановка и решение проблемы (под руководством учителя), развитие умения сравнивать, анализировать, находить основание для классификации, на основе наблюдения и сравнения делать выводы и обобщения.
Коммуникативные: развитие умения правильно отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в паре; строить взаимоотношение в сотрудничестве в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные УУД.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебному предмету.
Развитие доброжелательного отношения, внимательности к своим одноклассникам, поддержки, взаимовыручки, готовности к сотрудничеству.
(Аудиозапись «Розовая пантера»)
Орг.момент
Добрый день, ребята! Разрешите представиться, меня зовут Августа Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок.
- Вы готовы к уроку? Чтобы успешно была ваша работа, какие цели перед собой вы поставите на урок? (будем стараться слушать внимательно, будем активными и т.п.)
- Ребята, посмотрите, с каким предметом я пришла к вам на урок? (лупа)
- Вспомните, люди каких профессий пользуются лупой? (сыщиков, детективов)
(включаю фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты» песня сыщика)
- Каких детективов или сыщиков вы знаете? (на доске будут картинки этих сыщиков) Великий Мышиный сыщик, Том и Джерри: Шерлок Холмс, Эйс Харт из «Города Собак», Селезень из мультфильма «Чёрный плащ», Колобанги.
- А хотели бы вы попробовать себя в роли детективов? (Да)
- Очень хорошо! Значит, вы должны сегодня проявить внимательность и наблюдательность, смекалку и находчивость, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива?
- Вспомните, о какой букве вы говорили на прошлом уроке? (О букве «ь»)
- Давайте дадим название нашему детективному агентству, но такое, чтоб в нём был обязательно МЯГКИЙ ЗНАК. У кого какие предложения? (учитель записывает название) Друзья,
- Какое название вам нравится лучше? (Записываем на доске)
- А чтобы работа шла быстрее и нам надо разбиться на группы. Давайте я размещу наших известных сыщиков по партам, а вы выберите, в чьей команде вы хотели бы работать? Пожалуйста, возьмите свои учебные принадлежности и разделитесь быстро (дети рассаживаются)
- Итак, у нас получилось 4 команды (Перечисляю их)
(слышится звук смс)
Проблемная ситуация
- О, нам звонок по Интернету. Вот и первый посетитель хочет обратиться к нам по скайпу. Представьтесь, пожалуйста. И расскажите нам о вашей проблеме.
На экране мультипликационный герой и рядом идёт озвучка
«Привет, ребята! Меня зовут Рапунцель. Я узнала, что у вас открылось детективное агентство, и сразу решила обратиться именно к вам. У меня есть знакомый -Ь. Я знаю его как доброго друга звуков, который смягчает согласные. Как правило, он всегда стоит либо в конце слова, либо в середине. Но вдруг я стала замечать за ним странные действия. Мне кажется, что мягкий знак сошёл с ума. Он встал встревать в слоги-слияния, делить сочетания согласной и гласной букв. Я ему делаю замечания, напоминаю, что и без него согласные в этих слогах мягкие, но он в ответ бурчит, что так надо по правилу, потому что он Разделительный мягкий знак. Объясните мне, что это за знак, какому правилу он подчиняется и зачем ему надо делить слоги-слияния. Очень прошу, помогите мне не потерять моего друга».
- Уважаемые детективы, а может кто-то из вас уже знает ответы на вопросы Рапунцель и может объяснить, что не так с Мягким знаком? (ответы)
- Рапунцель, тебя устраивает ответ ребят? (Рапунцель отвечает «Не совсем понятно»)
- Дорогие детективы, возьмёмся за это дело? (ответы детей)
- Хорошо. Мы согласны Вам помочь, и постараемся к концу урока ответить на ваши вопросы.
Введение в тему, актуализация знаний.
- Итак, мы заводим дело на мягкий знак.
(Показываю папку «Дело №1 «Мягкий знак»)
- Приступаем к работе смело,
Быстро раскроем это дело.
Потому что 2 класс,
Все ребята высший класс.
- Ну что, уважаемые детективы, мы сегодня станем гениальными сыщиками и проведём своё первое «детективное расследование». Но сначала попробуем сформулировать проблемный вопрос урока? На какой вопрос мы должны ответить? (на экране появляется название темы урока «Что такое разделительный знак?»)
- Какую цель мы должны решить на уроке, чтобы помочь Рапунцель? (На слайде отображается цель) Узнать, почему «ь» знак назвали «разделительным» и что он разделяет и для чего.
- А как вы думаете, чему мы еще научимся на уроке? (писать слова с разделительным мягким знаком)
- Значит тема нашего урока «Правописание слов с разделительным ь».
- Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.
(Число, классная работа).
Для работы нам необходим план действий, которого придёрживаются все детективы в мире (показываю на слайд)
Составление фоторобота Мягкого знака и сбор информации по нему.
Наблюдение и выдвижение версий.
Сбор доказательств и улик.
Следственный эксперимент.
Выводы. Итоги.
- Прежде чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Поэтому нам необходимо составить фоторобот Мягкого знака и дать ему характеристику, т.е. рассказать, что нам известно про него.
- Составление фоторобота мы проведём в форме минутки чистописания.
- Пожалуйста, детективы вам слово? Что вы знаете про Мягкий знак? (ответы детей, в это время учитель кликает по слайду и появляются нужные предложения)
(на слайде «Составление фоторобота Мягкого знака и сбор информации»)
- Нам уже известно, что:
Мягкий знак не обозначает звука.
Мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука.
Пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.
Орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак».
При переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку.
Пишется в корне слова.
Если дети не смогут, то помочь наводящими вопросами, типа:
- Может ли Мягкий знак обозначать звук? (нет)
- Где стоит мягкий знак в слове? (в конце или в середине)
- Приведите доказательства того, когда Мягкий Знак стоит в конце слова, и когда в середине слова (Ответы детей)
- Может ли мягкий знак стоять в начале слова? (нет) Почему? (п.ч. мягкий знак является показателем мягкости согласного).
- В каких случаях мягкий знак показывает мягкость согласного? (Когда стоит после него)
- Мы дали ту характеристику Мягкому знаку, о которой нам говорила Рапунцель. Мы тоже владеем этими сведениями. А теперь нам надо установить наблюдение за Мягким знаком и узнать, какую новую роль выполняет он в русском языке. Тем самым мы пополним наше дело новыми сведениями. Составили фоторобот, а сейчас запишите одну строчку. (работа в блокнотах)
Объяснение новой темы.
(на слайде «Наблюдение и выдвижение версий»)
- У нас есть новое слово в качестве подозреваемого. Прослушайте и отгадайте загадку.
В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (дети отгадывают)
- Запишите это слово и проведём краткий звуко-буквенный анализ.
семя – [с'им'й'а] – 5 буквы, 5 звука
- Какое слово по произношению сходно со словом семя? (семья) Произнесите эти слова: семя – семья.
- Мя и Мья
– Чем различаются эти слова по произношению? (В слове семья слышится звук [й`], согласный звук не сливается с гласным.)
- Давайте запишем звукобуквенный анализ слова «Семья» - [с’им’й'а]
- Зачем в буквосочетании Мья стоят рядом и гласная Я, показывающая мягкость согласного и Ь? Зачем такое двойное смягчение? (Разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно)
- Значит, какую работу выполняет «ь» в этом слове? (разделяет согласную и гласную буквы)
- Какое открытие вы сейчас сделали? (В некоторых словах «ь» оказывается между согласной буквой и гласной буквой, он их разделяет)
Вывод 1: Что Мягкий знак не только показывает на мягкость впереди стоящего согласного звука, но и разделяет некоторые слоги-слияния. Вторая роль мягкого знака – это разделение. Разделительный мягкий знак не позволяет согласным звукам сливаться с гласными.
«Роль мягкого знака в словах»
– Как показать на письме, что мягкий согласный звук [м’] не сливается с гласным звуком [а]? (Написать ь знак.)
– Напишите слово семья.
- На что нужно обращать внимание при письме? ( Следить за высотой наклоном и шириной букв).
- А теперь посмотрите на слайд. Прочитайте следующие слова. Что они обозначают? (лексическое значение слова)
Перо –
Солю -
Суди –
Полёт –
Коля -
- Попробуйте вставить в слова “ь” так, чтобы получилось новое слово с разделительным мягким знаком.
Перо – Пьеро
Солю - солью
Суди – судьи
Полёт –польёт
Коля – колья
- Отличаются эти слова? И чем они отличаются? (наличием мягкого знака и значением) Изменилось ли значение слова (лексическое)?
- Хорошо, эти слова имеют значение как с мягким знаком, так и без него. А теперь попробуйте убрать Ь из данных слов, что получится?
Вьюга, друзья, шьёт,
Ответы детей: Если убрать мягкий знак из слова, мягкость согласного звука исчезнет, и слово будет звучать странно.
Вывод 2: Разделительный ь меняет значение слова, важно не пропустить разделительный ь при письме.
- Ребята, мы на верном пути!
- А теперь ещё раз прочитаем пары слов и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный звуки? Объясните различия в произношении. (В слове «полёт» согласный [л’] и гласный [о] произносятся слитно, а в слове «польёт» после согласного [л’] слышим согласный [й] и гласный [о].
Перо – Пьеро [п’э] - [п’й'э]
Солю – солью [л’у] - [л’й'у]
Суди – судьи [д’и] - [д’й'и]
Полёт –польёт [л’о] - [л’й'о]
Коля – колья [л’а] - [л’й'а]
(Аналогично проходит работа со вторым словосочетанием)
Вывод3: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.
- У нас ещё есть подозреваемые. Мы их привели к вам на опознание. Внимание на слайд. В каких из этих слов есть разделительный мягкий знак? (дети выбирают)
- Попробуйте составить правило по правописанию разделительного мягкого знака, пользуйтесь опорой:
Разделительный Ь знак пишется после__________, перед гласными буквами ________
Разделяет______и _______буквы, указывает, что перед гласными есть звук _____
Задание 2 команде
- Прочитайте слова и запишите их в тетрадь.
(Перья, варенье, колья, гроздья ,сыновья)
Вот ваш план исследования, которого мы будем придерживаться.
1. После каких букв пишется ь знак
2. Перед какими буквами
3. Сделайте вывод: где пишется ь
Задание 3 команде.
- Прочитайте слова и запишите их в тетрадь.
Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.
- Подчеркните букву, которая написана перед Ь знаком, одной линией;
- Подчеркните букву, которая написана после Ь знака, двумя линиями;
- Сделайте вывод: где пишется разделительный Ь знак?
Задание 4-й команде
Перед вами слова с разделительным мягким знаком.
(Обезьяна, муравьи, счастье, бельё, ночью)
Вы должны заполнить схему «Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак»?
Ь
- Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. А также работать дружно.
(Работа в группах)
- Пожалуйста, уважаемые детективы, вам слово. Какие у вас есть предположения и доказательства?
(выступление команд)
- Перед любой гласной буквой пишется Ь? (нет, перед О, У, Ы, Э, А не пишется)
– Верно, перед другими гласными буквами знак мягкий знак никогда не пишется.
Это второе открытие нашего урока.
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)
- Отвечая на главный вопрос урока, мы открыли новое правило.
- Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило на с.32)
Физминутка
- А сейчас ребята все встанем и проведём физминутку в виде игры «Внимательный детектив». Я буду бросать вам мяч по очереди, и называть слог, а вы будете добавлять в него разделительный мягкий знак и произносить его громко.
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе –
ря –
чи –
ся –
лю –
- А теперь наоборот. Вы должны убирать разделительный мягкий знак из слога.
лья - ля
рью –
бьи –
сья –
нья –
пью –
- Молодцы, вы очень внимательны. А сейчас я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если в слове мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то вы приседаете, если же мягкий знак разделяет согласный звук и гласный – выполняете прыжки с хлопками над головой.
- Понятно задание? Тогда приступили: деньки, возьми, бельё, вьюга, пальто, льёт, лисья, ветер (проверить ребят, что они сделают. А разве в этом слове есть мягкий знак?) платье, огоньки.
- Уважаемые детективы, никто не пострадал при проведении физминутки? Хорошо. Все сели и успокоились.
Выполнение разноуровневых заданий (работа по парам)
- А сейчас мы проведем следственный эксперимент и попробуем на практике доказать верность всех выдвинутых предположений. А для этого выполним следующее задание.
- В работе детектива важна как работа в команде, так и работа в "одиночку", где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить.
- У вас на столе лежат карточки с заданиями: жёлтый – самый легкий, зелёный – посложнее, красный – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.
- Каждый из вас выбрал задание, а теперь приступайте к его выполнению. НА выполнение задания вам даётся 3 минуты.
1 уровень.
Спишите предложения, вставляя нужное слово.
Журавли отправились в … (польёт, полёт).
… пишет письмо бабушке (Коля, колья).
… привезли из леса (Коля, колья).
Скоро … дождь (полёт, польёт).
2 уровень
Допишете предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.
Сова охотится (когда?)…
Орёл взмахнул (чем?)…
Художник рисует (чем?)…
Тело птицы покрыто (чем?)…
Охотник зарядил (что?)…
3 уровень
Исправьте ошибки и запишите текст правильно. Проверьте свою работу, используя памятку:
Лйот силный дожд. Не слышны птичи голоса. Толко дьятел стучит по дереву. Птицы – наши пернатые друзя.
- Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки. Проверьте правильность выполнения своего задания и поставьте себе оценку. Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Надеюсь, «2» не должно быть.
Проверка:
Журавли отправились в полёт.
Коля пишет письмо бабушке.
Колья привезли из леса.
Скоро польёт дождь.
- Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки. Проверьте правильность выполнения вашего задания и поставьте себе оценку.
Проверка:
Сова охотится ночью.
Орёл взмахнул крыльями.
Художник рисует кистью.
Тело птицы покрыто перьями.
Охотник зарядил ружьё.
- Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки. Тоже проверьте правильность выполнения вашего задания и поставьте себе оценку.
Проверка:
Льёт сильный дождь. Не слышны птичьи голоса. Только дятел стучит по дереву. Птицы – наши пернатые друзья.
- Поднимите руки, кто выполнил упражнение правильно и поставил себе «5».
- А кто получил «4»? Кто поставил себе «3»? Не огорчайтесь, на следующих уроках мы закрепим эту тему. А сейчас продолжим работу.
- Вот и подошло к концу наше расследование. Подведем итоги и сделаем выводы.
(на слайде «Итоги и выводы расследования»)
- Что такое разделительный мягкий знак?
- Почему он так называется?
- Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак? (После согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и)
– Что показывает разделительный мягкий знак при произношении? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются)
- Уважаемые детективы! Достигли мы цели урока? (ответы детей)
А теперь позовём Рапунцель, чтобы рассказать ей о наших открытиях.
(на слайде Рапунцель)
- Рапунецль, наши детективы готовы отчитаться перед тобой о своём расследовании.
- Какая команда хочет это сделать? Команда ______.
- Рапунцель, ты довольна результатом работы наших детективов? (Да. Вы мне очень помогли. Оказывается Мягкий знак такой разносторонний и необходимый, а я даже и не знала. Спасибо вам, ребята!)
- Ребята, попрощаемся с Рапунцель! Обращайся ещё раз, если понадобятся тебе наша помощь.
- А теперь проведём рефлексию и оценим свою работу на уроке.
Если тебе было все понятно, и ты справился со всеми заданиями – то выбери значок великого сыщика «Шерлока Холмса» и положи в белую коробочку.
Если тебе было трудно справляться с заданиями, но ты пришел к верному ответу -то возьми значок и положи в зеленую коробку.
Если тебе было трудно справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя - то положи значок в красную коробочку.
- Хорошо. У нас больше ____, значит, тему «Правописание разделительного мягкого знака» вы поняли.
- Окончательную экспертизу своих доводов вы выполните дома, выполнив упражнение №56 с. 33. А также вы должны сочинить загадку про разделительный мягкий знак. Всем задание понятно?
- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)
- Хорошо, урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам то, что обычно желают на день рождения? В этих пожеланиях обязательно должен присутствовать разделительный мягкий знак. (Здоровья и счастья).