Просмотр содержимого документа
«"Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с"»
Тема урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с».
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
сформировать способ действия при выборе з-с на конце изменяемых приставок.
Ожидаемые результаты:
- ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок;
- научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять
выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
- получит возможность осуществлять оценку действий партнера, ставить проблему, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; проводить
исследование на основе применения методов наблюдения, развивать навыки самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала
Базовый учебник: Русский язык, 3класс
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.
Методы: словесный, наглядный, практический, направленные на открытие новых знаний, развитие творчества и самостоятельности.
Необходимое оборудование: компьютер, презентация в программе «PowerPoint», дидактический материал (раздаточные карточки, перфокарты, сигнальные карты, толковый словарь)
Урок составлен в рамках деятельностного подхода. На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.
Структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
момент
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку и к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний.
Дает задание на выбор оснований и критериев для сравнения.
Распределить слова на группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть.
Работа парами по карточкам. Вставляют буквы в слова с учетом собственных знаний о правописании приставок, вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку; обсуждают, исправляют ошибки.
Называют слова, вызвавшие затруднение.
3. Выявление места и причины затруднения.
Создает проблемную ситуацию.
-Назовите слова третьей группы и их общие признаки.
- Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему урока.
Пишет тему урока на доске.
- Сформулируйте цель урока, учитывая тему и начало написанных на доске фраз.
1) Познакомиться с …
2) Учиться …
Формулируют тему и цели урока
4. Целеполагание.
Предлагает сформулировать тему урока и записать её в тетрадь. Ставит вопрос: «Какие цели можем поставить перед собой на уроке?»
Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, приходит к выводу, что нужно выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с., потренироваться в написании слов с этими приставками.
5. Изучение нового материала
(исследовательская работа, работа в группах)
Для решения выявленной проблемы предлагает ученикам стать исследователями и самим определить условия выбора согласных –з и – с на конце приставок.
Напоминает правила работы в группе.
Просит выполнить задания на карточках: распределить слова, записанные на карточках, в 2 столбика ( на З и на –С), выделить в словах приставки, подчеркнуть букву после приставки, сделать вывод.
Сказывают, жила когда-то гордая королева в стране Грамматики. И у нее были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая С и спросила: «Что вам угодно? «Мы пришли посмотреть, как вы живете», -ответили принцессы звонкие. «Милости просим. НО вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня»,-ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ_, БЕЗ- быстро меняют З и С!»
Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии ребята?
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Предлагает вывести алгоритм написания –з и –с на конце приставок (расставить его шаги в нужном порядке)
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ
З или С ?
выдели в слове приставку
смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий если глухой
пиши З пиши С
БЕЗБЕС
РАЗ РАС
ИЗ ИС
Предлагает проверить себя по учебнику , к правильным ли выводам пришли в результате исследования.
Принимают правила работы в группе.
Выполняют самостоятельную работу: группируют слова, выделяют в них приставку, наблюдают и озвучивают собственные выводы.
Выводят алгоритм и проверяют себя, обращаясь к правилу учебника, читают правило.
6. Закрепление изученного материала.
Взаимопроверка и взаимооценка
Дает задание на закрепление изученного материала: сгруппировать слова с «пропусками» в приставках на
-з, -с (слова-карточки на стенах), вставить пропущенные
Распределяют слова на два столбика, работая по группам.
Группы проверяют, поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение, оценивают друг друга.
Слушают учителя, поднимают нужную карточку.
7. Промежуточная рефлексия.
Сообщает детям: «Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группу и собственную?»
Отвечают на вопросы учителя, вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки и корни, знание глухих и звонких согласных
8. Творческое задание
Предлагает работу с пословицами
Добавляют в пословицы пропущенные слова с приставками на -з и –с, объясняют их значение.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Составляем таблицу кластер
З ? С
ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Б В Г
Д З Ж
Л М Н Р
ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
П Ф С
Т Ш Щ
Ч Х Ц
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).
Учитель подводит итоги. Рефлексия по вопросам: Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?Оцените себя на «лестнице знаний»
Выставляет оценки.
Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение, оценивают свои достижения на «лестнице знаний»
Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, но иногда ошибаюсь.
Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи.
Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи, могу научить другого.
11. Домашнее задание
Учитель дает домашнее задание по выбору
Слушают учителя, выбирают и записывают домашнее задание
Список используемой литературы:
А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М., Просвещение 1995 г.
Л.Г. Ларионова «Сборник упражнений по орфографии » М., Просвещение, 2001.
С.И.Ожегов «Словарь русского языка» издание 18, М., Русский язык, 1986 г.