1. Оргмомент.
К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем и улыбнёмся.
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» философ Бенедикт Спиноза.
2. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Какие бывают части речи? (самостоятельные и служебные).
- Какие части речи относятся к служебным? (предлоги, союзы, частицы).
- Какие части речи относятся к самостоятельным?
- Что такое наречие? (неизменяемая часть речи).
- Что обозначает? ( признак действия).
- На какие вопросы отвечает? (где, куда, откуда, как, когда).
- Каким членом являются в предложении?
3. Чистописание.
Открыли тетради, записали число, классная работа. Прочтите, что написано на доске.
Рибята, давайте жыть дружно.
Списали предложение.
4. Постановка темы и цели урока.
– Прочитайте слова. Что общего? (наречия).
- Может вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?
Карточка 1. слева хорошо позади лучше мягче засветло добела вверху внизу |
- Что вы заметили разное? (На конце наречий могут быть разные буквы.).
- На какие буквы оканчиваются эти слова?
- Можно ли назвать их окончанием? (Нет. Наречие – неизменяемая часть речи.).
- Как вы думаете, как называется эта часть слова, с помощью которой образуются наречия? (Суффикс).
- Давайте их выделим.
- Скажите, от каких слов образованы эти наречия? (От прилагательных).
- Назовите и выделите приставки в словах.
Итак, назовите, при помощи чего могут образовываться наречия? (Суффиксов, приставок).
- А как вы думаете, могут ли с наречиями употребляться предлоги? (Нет. Наречия не изменяются, поэтому у них нет предлогов.).
- Сформулируйте цель нашего урока. (Развивать умения находить в тексте наречия. Правописание суффиксов в наречиях.).
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Открыли учебники на странице 76. Нашли материал рубрики «Обратите внимание». Читаем.
- От какой части речи образовались эти наречия? (От прилагательных).
- С помощью какого суффикса?
Упр. 130 (с. 76). – работа у доски.
6. Физминутка.
Работа с карточками.
Включили нетбуки.
Карточка 2. Снова, заново, издавна, начисто, досуха, вправо. |
- Взяли карточку №2.
- Выделим суффиксы в этих словах.
- А на какие две группы можно разделить эти наречия.
– По какому признаку вы разделили? Объясните своё решение. (Одинаковые суффиксы).
снова, издавна, добела,
заново, начисто, вправо,
- Запишите в тетрадь в два столбика. Выделите суффикс.
- Почему в 1 столбике у наречий суффикс –а-, а во 2 столбике суффикс -о-?
Проблема.
- У нас с вами возникла проблема.
- Посмотрите на слова, что мы с вами выделяли, кроме суффикса, в этих словах? (Во всех словах есть приставки).
- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -а- на конце? (с-, из-, до-)
- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -о- на конце? (в-, на-, за-)
- Какой вывод можно сделать?
- Суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в-.
Запишем я на доске, а вы - в тетради.
7. Работа с нетбуками.
Упр. 132 (с. 76) –самостоятельная работа. (Выписать наречия, выделить суффикс). Взаимопрверка.
Карточка 3. Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями и выделите суффикс. Спит как убитый - __________________ Рукой подать - _____________________ Положа руку на сердце - ________________ Жить душа в душу - _________________ Знать, как свои пять пальцев - ________________ Как в аптеке - ___________________ Битый час - ___________________ На вес золота - _____________________ |
8. Рефлексия.
- От какой части речи, вы с вами увидели, образуются наречия? (От прилагательных).
- При помощи чего? (Суффикса, приставки и суффикса).
- В каких случаях пишется суффикс а? (При помощи приставок из-, до-, с-.).
- В каких случаях пишется суффикс о? (При помощи приставок за-, на-, в-.).
- Что было вам легко?
- Что было сложно?
9. Задание на дом.
Упр. 131 (с. 76)., тетр. наиз..
Карточка №4, тетр. наиз..
Карточка 4. Спиши текст. Подчеркни наречие. Выпиши словосочетания с наречием.
Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились голубые озёра. Повсюду чувствуется дыхание весны. Радостно встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде ты увидишь и услышишь синиц. Они радостно и звонко возвещают приход весны. |
Карточка 3. Спит как убитый – крепко. Рукой подать – близко. Положа руку на сердце - честно. Жить душа в душу – дружно. Знать, как свои пять пальцев – хорошо. Как в аптеке – точно. Битый час – долго. На вес золота – дорого. |