kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака после шипящих у существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует всем требованиям ФГОС. Урок русского языка по программе " Гармония"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих у существительных»


Русский язык 3 класс: 2 урок

Тема урока : «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих согласных ( « Снова о Ь »)

Цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака в словах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Задачи: 1)образовательная: – организовать деятельность учащихся для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.; - закрепить алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

2) развивающая: - развивать наблюдательность, познавательный интерес, внимание, речь, мышление у учащихся.

3) воспитательная:

- воспитывать культуру общения, поведения -создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других

УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через усвоение полученных знаний, помочь осознать ценность совместной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей учебной деятельности и партнёров

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей на основе фактов. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в парной работе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться о распределении функций в совместной работе, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Оборудование: учебник Русский язык « К тайнам нашего языка» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, карточки с различными видами работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядность, презентация.

 

Технологии: уровневая дифференциация, личностно-ориентированный подход,

системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

( физминутки, смена деятельности)


Методы : словесный, практический, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.








Ход урока.

1.Организационный момент.1 мин

- Здравствуйте , ребята! Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.

« Поделись добром»

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром

Вы ладони протяните

В них любовь свою вложите

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь


-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний : 2 мин

- Ребята, на доске

- Эпиграф к уроку: «Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих»

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (будем говорить о мягком знаке)

- А что вы узнали о Ь на прошлом уроке? Когда он пишется? ( после шипящих на конце существительных ж.р)

- На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих? (на ж. р.)

- А в словах мужского рода ? ( мягкий знак не пишется)

3. Постановка учебной проблемы:2 мин

Сегодня на уроке ребята, мы должны подружиться с мягким знаком.

Этот урок поможет вам подняться на еще одну ступеньку школьной грамотности.

-Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?( применять полученные знания, тренироваться в написании существительных мужского и женского рода с шипящими согласными на конце слова, учиться определять род у имен существительных с шипящим на конце слова)

- А теперь давайте выведем тему урока.

- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? (Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих)

-Какие цели мы поставим перед собой?

1.Учиться определять род у имен существительных с шипяшими на конце слова.

2.Закрепить правило написания ь на конце имён существительных после шипящих.

-А теперь давайте озвучим тему и цели урока .(дети поочереди читают)

4. Минутка чистописания.2 мин

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

(Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

- Перед работой сделаем зарядку для пальчиков

( зарядка для пальчиков)

Этот пальчик хочет спать( большой)

Этот пальчик прыг в кровать (указательный)

Этот пальчик прикурнул (средний)

Этот пальчик уж уснул (безымянный)

Тише, тише, не шумите

Пальчиков не разбудите

Солнце красное взошло

Утро красное пришло

Стали птички распевать

Стали пальчики вставать

Ура! Ура! Пальчикам в школу пора!

-Ребята, открываем тетради и записываем : число ,классная работа.( на доске записана и тема урока)

10 марта

Классная работа

–Ребята, а после каких шипящих пишется Ь?

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, 
На "отлично" напишу.

- Назовите буквы? ( же, че, ша,ща)

- Ребята, скажите а с какой целью мы повторяем написание букв? ( чтобы писать красиво, чисто, аккуратно, почерк был красивый)

- Напишите строчку,продолжив закономерность.

Жь чь шь щь Слайд

3.Словарная работа.5 мин

-А сейчас мы проведём словарную работу.

- У доски будет работать………

- А вы.ребята, работаете в тетради.

- Подумайте как заменить одним словом предложения и запишите слова, через запятую у себя в тетради. Вы готовы работать? Покажите свою готовность.

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Маленькое животное с иглами на спине? ( ёж)

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга. ( Проверка по эталону) Слайд

- А я проверю у ………

- Возьмите синюю, зелёную , красную ручки и

оцените работу друг у друга по критериям, поставив на полях нужный кружок

- А я оценю работу ………..( прикрепляю кружок нужного цвета) (Ставлю 1 оценку)

( Проверка по эталону и взаимопроверка с соседом по парте)

– 3
– 4
– 5

- Запишите пословицу:

Ученье свет, а неученье – тьма. Слайд

- Какую работу выполняет Ь в словах этого предложения?( Разделяет и смягчает)

- Объясните как вы понимаете эту пословицу?( дети отвечают)

4.Физминутка для глаз ( музыкальная)1 мин

- А сейчас дадим глазкам отдохнуть! ( снеговик)

5.Усвоение полученных знаний и способов действия.

Работа в парах: 5 мин

- А сейчас поработаем в парах, у вас на парте лежат карточки № 1

.Выполните задание, которое я приготовила для вас. Проверьте , как научились вы писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах и обозначить у существительных род. Вспомните правила работы в паре.


Карточка № 1

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь


- А сейчас сделаем проверку .( Слайд по щелчку все вылетает)

Возьмите ручку зелёного цвета. И проверьте ( поставьте + над словами - если правильно, и – если неправильно)

- Оцените работу своей пары.

Если вы всё сделали верно – смайлик улыбается,

если неверно –то смайлик грустит.

Вывод: -Ребята, выполнив это задание, давайте обобщим.

У существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак ? ( у сущ ж.р)

А у сущ муж рода мягкий знак после шипяших пишется ? ( нет)

Чтобы знать, как писать, ( Слайд)
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять
.

Дифференцированная работа. 5 мин

- Чтобы подняться на ещё одну ступеньку школьных знаний нужно проверить себя.

- Ребята у вас на партах лежат конвертики с заданиями.

Если вы уверены в своих знаниях, возьмите конвертик с красным треугольником,

если ещё сомневаетесь, то возьмите конвертик с синим кружком.

( учитель показывает конверты)

1 уровень: Задание

- Угадай слово с шипящим на конце и допиши в карточку шипящий с Ь или без Ь.

Товари….., до…., кирпи…., молодё…., бор…., глу….

2 уровень: Задание

  • К именам прилагательным, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и записать в карточке.

  • Звездная……

- золотая ……..

  • острый …….

  • чёрный …….

  • русская …….

  • тяжелый ……….

Справочное бюро: ночь, рожь, нож, грач, речь, багаж.

-А теперь проверим. Не забудьте ставить + если правильно и – если неверно.

Проверяют те ребята, кто выполнял задание в конвертике с красным треугольником.

( слайд)

- А теперь проверяют те ребята .которые выполняли задание в конвертике с синим кружком.( слайд)

- А теперь оцените себя сами. Если у вас всё правильно то покажите – солнышко, если были ошибки – то тучку.

Вывод: - А вы уже поняли, ребята, что нужно уметь определять у имён существительных с шипящим на конце, чтобы правильно и без ошибок их написать?

( Надо уметь правильно определять род)

Так запомним - род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой

Женский род – наоборот

Мягкий знак в друзья берёт.

6. Физминутка: 1 мин

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

- Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про цели нашего урока.

Если я называю существительное женского рода – приседают девочки, мужского рода – мальчики.

Шалаш, мышь, меч, вещь, плащ, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

7. Работа с учебником

- Отдохнули , а теперь вы готовы работать дальше. Покажите свою готовность.

- Ребята, а кто ваш самый главный помощник в школе на уроке? ( учебник)

- Откройте учебник на странице 77 найдите Упр № 515

- Поработаем у доски.

-К доске пойдут 2 учащихся ……………….

_ ……….., прочитай задание? ( мальчик читает)

Никита запишет слова с Ь ,а Марина - без Ь.

- А вы ребята запишете слова в два столбика. Готовы?

- А теперь давайте проверим работу ребят у доски.

- Проверьте работу…..

- Оцените , прокомментируйте… Какую оценку мы поставим …….

- Проверьте слова которые выписала……….

- Оцените работу, выполненную Мариной, прокомментируйте тоже… ( ставлю 2 оценки)

Вывод:

- Что вам помогло правильно выполнить задание?

- Какое правило вы применили? (ь после шипящих ж.р , а у м.р. не пишется)

- Значение какого слова вы хотите устно описать?......

8.Самостоятельная работа.

- А теперь ребята, поработаем самостоятельно.

У вас на парте карточки№2 в них задания для 1 и 2 варианта . Каждый из вас будет выполнять свой вариант. Посмотрите внимательно задание.

- Какой ключ для разгадки нашего правила мы подберём?

( Знаешь род существительного – узнаешь, писать или не писать Ь ) слайд

- Если сомневаешься, какого рода существительное, то куда можно обратиться?

( Словарь трудностей « Какого рода и числа слово?» стр.126 слайд

- Откройте учебник на странице 126 и приступайте к работе

Карточка № 2

- Найдите и запишите слова в тетрадь с шипящими буквами на конце имён существительных .

I вариант – записывает слова без ь.

II вариант – записывает слова с ь.

Шалаш.., , брош.., врач.., вещ.., овощ..., калач.., глуш.., мелочь…

- Проверим как вы справились с заданием

- Проверяет 1 вариант

- Проверяет 2 вариант

- Оцените ребята сами себя .поставьте отметку зелёной ручкой

(Критерии оценки 0 ош-5, 1 ош – 4, 2 ош-3 ) на доске

- А теперь я хочу посмотреть, как вы себя оценили!

- Поднимите руки кто получил оценку:

- 5

- 4

- Кто допустил 2 и более ошибок? Молодцы!

Вывод: Ребята, какие трудности при выполнении задания вы испытали? ( когда определяли род у существительных)

- Если вам будет трудно определить род существительного, то куда вы обратитесь за помощью? (в словарь трудностей)

12.Релаксация ( включаем тихо музыку)

- Ребята, вы любите загадки? А разгадывать кроссворды?

- Предлагаю вам разгадать кроссворд с соседом по парте.

Карточка № 3 Кроссворд

- Отгадайте загадки и разгадайте кроссворд и впишите в клеточки слова.




о

ж



о

в

ш


3п

е

ч

ь


ы

ш

ь


Загадки.

  1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. ( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

  2. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

  3. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

- А теперь проверим правильно ли вы разгадали.Проверка на слайде

- Если вы верно разгадали кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на другую загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)

13.Подведение итогов урока:

- Ребята, скажите мы достигли целей, которые поставили в начале урока?( да)

- Чему мы учились на уроке ? ( применять правило, учились писать мягкий знак после шипящих на конце имен существительных)

- Как вы думаете, ребята, Ь доволен нашими знаниями? Можно их считать настоящими?

14.Д/З дифференцированное ( слайд)

- А теперь запишем домашнее задание : те кто уверен в своих силах, кто понял тему урока выполните дома УПР №516

- А те ребята, кто еще сомневается, до конца не освоил тему выполните дома

УПР№ 513( вы можете выбрать задание : под красным квадратиком, или под синим флажком)

14.Рефлексия

- Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас на парте.

Прикрепите соответствующую звездочку к доске:

1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – синюю.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.

- Вот такой « Звездопад» у нас получился.

14. Оценки за урок:

- Спасибо ребята, что вы мне помогли сегодня провести урок.

- Мне понравилось как работали на уроке ……(Ставлю 2-3 оценки)

- За устные ответы оценить :

-За полные ответы на уроке….

- за неполные ответы………

Я желаю вам успехов. Растите хорошими людьми, приносите радость своим близким, ставьте цель перед собой и обязательно добивайтесь ее!

- Спасибо вам за урок. Молодцы!






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание мягкого знака после шипящих у существительных

Автор: Шеваракова Светлана Николаевна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(84) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "159604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927749"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Правописание мягкого знака   после шипящих в конце имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(89) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-v-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "162026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422294048"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(153) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "144101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418654585"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства