Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих у существительных»
Русский язык 3 класс: 2 урок
Тема урока : «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих согласных ( « Снова о Ь »)
Цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака в словах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Задачи: 1)образовательная: – организовать деятельность учащихся для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.; - закрепить алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.
- воспитывать культуру общения, поведения -создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других
УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через усвоение полученных знаний, помочь осознать ценность совместной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей учебной деятельности и партнёров
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей на основе фактов. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в парной работе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться о распределении функций в совместной работе, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: учебник Русский язык « К тайнам нашего языка» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, карточки с различными видами работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядность, презентация.
системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии
( физминутки, смена деятельности)
Методы : словесный, практический, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока.
1.Организационный момент.1 мин
- Здравствуйте , ребята! Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.
« Поделись добром»
Чтоб урок наш стал светлее
Мы поделимся добром
Вы ладони протяните
В них любовь свою вложите
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2.Актуализация знаний : 2 мин
- Ребята, на доске
- Эпиграф к уроку: «Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих»
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (будем говорить о мягком знаке)
- А что вы узнали о Ь на прошлом уроке? Когда он пишется? ( после шипящих на конце существительных ж.р)
- На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих? (на ж. р.)
- А в словах мужского рода ? ( мягкий знак не пишется)
3. Постановка учебной проблемы:2 мин
Сегодня на уроке ребята, мы должны подружиться с мягким знаком.
Этот урок поможет вам подняться на еще одну ступеньку школьной грамотности.
-Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?( применять полученные знания, тренироваться в написании существительных мужского и женского рода с шипящими согласными на конце слова, учиться определять род у имен существительных с шипящим на конце слова)
- А теперь давайте выведем тему урока.
- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? (Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих)
-Какие цели мы поставим перед собой?
1.Учиться определять род у имен существительных с шипяшими на конце слова.
2.Закрепить правило написания ь на конце имён существительных после шипящих.
-А теперь давайте озвучим тему и цели урока .(дети поочереди читают)
4. Минутка чистописания.2 мин
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
(Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
- Перед работой сделаем зарядку для пальчиков
( зарядка для пальчиков)
Этот пальчик хочет спать( большой)
Этот пальчик прыг в кровать (указательный)
Этот пальчик прикурнул (средний)
Этот пальчик уж уснул (безымянный)
Тише, тише, не шумите
Пальчиков не разбудите
Солнце красное взошло
Утро красное пришло
Стали птички распевать
Стали пальчики вставать
Ура! Ура! Пальчикам в школу пора!
-Ребята, открываем тетради и записываем : число ,классная работа.( на доске записана и тема урока)
10 марта
Классная работа
–Ребята, а после каких шипящих пишется Ь?
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На "отлично" напишу.
- Назовите буквы? ( же, че, ша,ща)
- Ребята, скажите а с какой целью мы повторяем написание букв? ( чтобы писать красиво, чисто, аккуратно, почерк был красивый)
- Напишите строчку,продолжив закономерность.
Жь чь шь щь Слайд
3.Словарная работа.5 мин
-А сейчас мы проведём словарную работу.
- У доски будет работать………
- А вы.ребята, работаете в тетради.
- Подумайте как заменить одним словом предложения и запишите слова, через запятую у себя в тетради. Вы готовы работать? Покажите свою готовность.
- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).
- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).
- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).
- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).
- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).
-Маленькое животное с иглами на спине? ( ёж)
-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга. ( Проверка по эталону) Слайд
- А я проверю у ………
- Возьмите синюю, зелёную , красную ручки и
оцените работу друг у друга по критериям, поставив на полях нужный кружок
- А я оценю работу ………..( прикрепляю кружок нужного цвета) (Ставлю 1 оценку)
( Проверка по эталону и взаимопроверка с соседом по парте)
– 3 – 4 – 5
- Запишите пословицу:
Ученье свет, а неученье – тьма. Слайд
- Какую работу выполняет Ь в словах этого предложения?( Разделяет и смягчает)
- Объясните как вы понимаете эту пословицу?( дети отвечают)
4.Физминутка для глаз ( музыкальная)1 мин
- А сейчас дадим глазкам отдохнуть! ( снеговик)
5.Усвоение полученных знаний и способов действия.
Работа в парах: 5 мин
- А сейчас поработаем в парах, у вас на парте лежат карточки № 1
.Выполните задание, которое я приготовила для вас. Проверьте , как научились вы писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах и обозначить у существительных род. Вспомните правила работы в паре.
Карточка № 1
плащь
помощ
лещ
лучь
мячь
грачь
мыш
ёрш
ночь
гаражь
стрижь
чижь
- А сейчас сделаем проверку .( Слайд по щелчку все вылетает)
Возьмите ручку зелёного цвета. И проверьте ( поставьте + над словами - если правильно, и – если неправильно)
- Оцените работу своей пары.
Если вы всё сделали верно – смайлик улыбается,
если неверно –то смайлик грустит.
Вывод:-Ребята, выполнив это задание, давайте обобщим.
У существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак ? ( у сущ ж.р)
А у сущ муж рода мягкий знак после шипяших пишется ? ( нет)
Чтобы знать, как писать, ( Слайд) Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять.
Дифференцированная работа. 5 мин
- Чтобы подняться на ещё одну ступеньку школьных знаний нужно проверить себя.
- Ребята у вас на партах лежат конвертики с заданиями.
Если вы уверены в своих знаниях, возьмите конвертик с красным треугольником,
если ещё сомневаетесь, то возьмите конвертик с синим кружком.
( учитель показывает конверты)
1 уровень: Задание
- Угадай слово с шипящим на конце и допиши в карточку шипящий с Ь или без Ь.
Товари….., до…., кирпи…., молодё…., бор…., глу….
2 уровень:Задание
К именам прилагательным, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и записать в карточке.