Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" »
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Лукманова Нина Анатольевна учитель начальных классов
Оборудование:
карточки с заданиями для исследовательской работы;
карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
карточки с образцами написания букв;
опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах;
опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).
Цели:
познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
проверить оформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
воспитывать уважение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
II. Чистописание.
Слово учителя.
Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше, шь в написании 2 л. ед. ч. глаголов ).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Что п_сееш_, то и п_жнеш_.
III. Обобщение знаний о мягком знаке.
Учитель: Прочитайте две другие пословицы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.
Задание 1.
Записать транскрипцию слов, объяснить работу ь знака в этих словах:
Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ] пожнешь [пажн’ош’]
Выделяем части слов, указать грамматические значения.
Рис.1
Ученики объясняют написание слов, работу ь знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.
тьма – ь- показатель мягкости согласного.
ученье – ь – разделительный.
пожнешь – ь – показатель грамматической формы слова.
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы:
указывать на мягкость предыдущего согласного;
предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
выполнять грамматическую работу (указывает на 2 л. ед. ч. глаголов).
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы ь знака.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.
На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.
Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. Может, в 3-ю группу? Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы), а слово речь – существительное. В слове пожнешь – ь знак указывает на 2 л. ед. ч., а у существительных разве есть значение лица? (Нет).
Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
Тьма – ночь
Спокойствие – тишь
Ребята – молодежь
Поддержка – помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
V. Возникновение проблемной ситуации.
Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
На доске:
?
Речь
Помощь
Тишь
Молодежь
?
Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
VI. Открытие детьми нового знания.
Работа в группах.
Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание).
Алгоритм исследования:
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определите грамматические значения слов.
Определите, на какие группы можно распределить слова.
Запишите слова, распределив их в группы.
Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, роскошь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.
Как это показать схемой?
Обсуждение. Выбираются варианты. Например:
Рис.2
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа с учебником (правило).
Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Запись на доске:
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч, мелкая дрож?, разная чуш?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм).
Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).
Самопроверка + самооценка. (Можно дать разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в конце урока собрать для проверки).
Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
Загадки.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).
XI. Домашнее задание.
Индивидуальное (на карточках).
XII. Итог урока.
Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Что понравилось?
Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.
Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце».
Цель: сформировать твердое представление о правописании мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце.
Задачи: способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам. Развивать память, мыслительные операции: аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес, развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
Оборудование:
компьютер, проектор;
лесенка для рефлексии;
герои на магнитах.
Самоопределение к деятельности.
Мы урок начнём с разминки. Выпрямляем свои спинки, На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять - Нам урок пора начать.
Дети рассказывают правила работы в группе. Слайд
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
1. Каждый старается для всех;
2. Важно быть внимательным к товарищам: в группе ты не один, каждый хочет сказать, принять участие в работе.
3. Есть время обсуждения в группе и бывает рабочий шум; не забывай - что другие группы тоже работают. В шуме плохо думается.
4. При отчете других групп – выслушай всё и пойми, а потом выскажись сам.
5. Чтобы каждый сказал, распредели роли выступающих в своей группе. (памятки лежат у каждой группы, которые организовались на предыдущих уроках)
- Если вы уже настроились на урок русского языка и готовы активно работать, прошу выпрямить спину, сесть как школьники, поднять глаза.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Каллиграфическая минутка. Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:
Слайд
товарищ
Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. Этот рисунок я убираю и называю геометрические фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Вы должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово.
Слайд
багаж
карандаш
Запишем эти слова в тетрадь.
Словарный диктант: запишите слова, которые я буду диктовать в две колонки. В одну колонку - где мягкий знак показатель мягкости, в другую - где играет разделительную роль. (Один ученик объясняет у доски)
Крыльцо, перья, льем, кольцо, жилье, вьюнок, жизнь, робость, лисья (шуба),самостоятельно без объяснения: тишь, пляж.
Куда вы записали эти слова?
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, в чем возникло у вас затруднение? (Какую роль играет мягкий знак в этих словах и нужен ли он там?) Чем это задание отличается от других? (Это мы еще не изучали)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Помогите мне сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться сегодня?
Учитель фиксирует название темы на доске:
Правописание мягкого знака на конце слова после шипящих …
А в каких случаях может писаться мягкий знак, а когда нет – мы узнаем в течение урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, давайте разобьемся на группы.
Каждая группа работает за отдельным столом.
Подойдите к рабочим местам.
Выберите в каждой группе ответственного за написание выполненного задания.
Выслушайте задания:
- На карточке даны слова с шипящим на конце. Ваша задача разделить их на две группы, проанализировать слова каждой группы, выделить общие признаки, догадаться, каким правилом руководствовались знатоки русского языка при написании этих слов. Сформулируйте это правило и запишите на отдельном листе.
Слова: ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь.
Работа в группах. Затем каждая группа представляет свое правило. Если учащиеся не справляются сданными заданиями, то можно предложить вариант подводящего диалога.
Знакомство с правилом на странице учебника.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Ученики записывают слова на доске с комментированием.
Сейчас вам нужно будет подобрать синонимы - существительные с шипящими на конце. Определив нужное слово, запишите его в нужный столбик. Подпишем столбики.
ж. р. - Ь
м. р. - Ь
Неправда, призыв, здоровяк, сила, граница, состоятельный человек.
ложь
клич
мощь
крепыш
богач
рубеж
Следующее упражнение мы проговорим друг другу в парах.
* Запиши слова, через тире, поставь существительное в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род. Слайд
Скрипачи -
обручи -
Моржи -
гуаши-
Печи -
ключи-
Ночи -
вещи-
Меняемся парами.
*Подчеркни только слова на наше правило. Спиши в тетрадь нужные словосочетания. Обозначь орфограмму, укажи род. Слайд
Купиш* горох*, посееш* пшеницу, построить шалаш*, приколю брош*, выращу рож*, поднимеш* палец*, найти меч*, люблю молодеж*, увидиш* колодец*, услышу мыш*.
Проверка.
Построить шалаш (м. р.), приколю брошь (ж.р.), выращу рожь (ж. р.), найти меч (м.р.), люблю молодежь (ж.р.), услышу мышь (ж.р.).
Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше.
А теперь я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы приседаете, если услышите существительные мужского рода - хлопок над головой. Дичь, чиж, дочь, врач, кулич, лещ, помощь, душ, туш (которой красят ресницы), полночь.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа на карточке, где ответы (мягкие знаки) подвернуты. Эту карточку нужно приложить к полям в тетради и где нужно на полях написать ответы.
Врач
Грач
Реч
Ь
Чуш
Ь
Суш
Ь
Меч
Матч
Вещ
Ь
Лещ
Лож
Ь
Сэндвич
Помощ
Ь
Печ
Ь
Товарищ
Молодеж
Ь
Проверь себя сам.
Откройте завернутую часть карточки и проверьте, правильно ли вы расставили мягкие знаки.
Если задание выполнено верно, поставьте себе “+” на полях.
Если допустили ошибку, то исправьте ее. Постарайтесь понять, в чем вы ошиблись и не повторить ошибку в других заданиях.
- Поднимите руку у кого была ошибка?
- Почему она была допущена?
7. Включение в систему знаний и повторений.
Составьте предложения из слов. Слайд Один, откроет, ключ, только замок. Возглавляет, ноты, все, ключ, этот.
Нужен, ключ, слесарю, гаечный.
Чем похожи все эти предложения? Там встречается слово “ключ”.
А как же разобраться о каком ключе идет речь? (Надо прочитать все предложение)
Как называются слова, которые могут иметь несколько значений? (Многозначные)
Давайте прочитаем страничку из словарика синонимов и антонимов.
Часть 5. Многозначные слова и скажите, какой еще бывает ключ. (Который бьет из-под земли и можно построить дом под ключ)
9. Итог урока. Рефлексия. Слайд.
- В чем мы затруднялись в начале урока? (Мы не знали, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных, а когда нет)
- Какой же вывод мы сделали? (У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Он играет формообразующую роль)
- Достигли ли мы цели урока?
- Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении - на третью ступеньку.
- Если вам нужно еще раз послушать обьяснение, так как вы не понимаете как действовать – на четвертую.
Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему.
10. Домашнее задание.
Сочинить сказку, которая поможет запомнить правило про мягкий знак.
Спасибо за дружную работу на уроке! Многие шли вперед, думали, рассуждали, проговаривали, что и помогло им сегодня получить прочные знания.