Просмотр содержимого документа
««Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»»
Тема: «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»
Класс: 4
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цель: Формирование навыков правописания гласных о- е после шипящих в окончаниях прилагательных.
Задачи:
1.Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память
3.Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.
УУД
Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.
Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.
Метапредметные
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).
Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану, по алгоритму.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в окончаниях прилагательных.
Ресурсы:
Основные: Учебник «Русский язык »
Дополнительные: карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация
Ход урока
1. Настроились на работу на уроке.
Записали в тетради дату, классная работа.
- Над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков? Многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня же нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных, а пока повторим изученное.
Начнем с языковой разминки. СЛАЙД
Сла..кий аромат цв..тов ра..пространился по комнат.. .
-Пока ребята работают индивидуально, мы проверим вашу грамотность
- Возьмите КАРТОЧКУ № 1
-Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и « - » если утверждение неверно
1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие +СЛАЙД
2. Во всех существительных пишется ь :
кирпич…, мелоч…, ноч… -
3. Под столиком – Д.п -
4. В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о +
ПРОВЕРКА на СЛАДЕ
Проверяем 1 задание – ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО плюс, проверяем 2 задание – встали у кого - , проверяем 3 задание – поднимите руки у кого -, проверяем 4 задание, встали у кого +
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ ПО ШКАЛЕ УСПЕХА.
Встали те, у кого не было ошибок. Спасибо, молодцы.
- А, что нужно сделать тем, кто ошибался и отметка стоит ниже?
- Проверим работу остальных ребят. Какие правила правописания пришлось вспомнить? В чем были трудности? (Написание окончаний прил. после шипящих.)
4. Сформулируйте тему урока. СЛАЙД
- Сформулируйте цель урока (На уроке должны научиться писать окончания имён прилагательных)
- А МЫ РАЗВЕ не умеем писать окончания имен прилагательных?
1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.
3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.
(При этом помним, что не всегда окончания вопроса и прилагательного совпадают)
ПРИМЕНИТЕ ваши знания о написании безударных окончаний прилагательных.
(ПРОВЕРКА на СЛАЙДЕ.)
ТЕ, кто справятся быстрее, могут выполнить дополнительное ЗАДАНИЕ – стр. 115, упр.197!
КАРТОЧКА № 2 СЛАЙД
(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.
(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.
ОЦЕНИЛИ себя по шкале успеха. Встали те, у кого отметка наверху. Кто ошибался 1-2 раза.
- Что нужно сделать ребятам, у кого отметка стоит ниже середины?
6. Открытие новых знаний
- Вспомним ТЕМУ УРОКА
- Как вы думаете, все ли мы узнали о правописании безударных окончаний имен прилагательных?
- В русском языке ещё ОЧЕНЬ много тайн, которых нам предстоит с вами открывать!
-Выполним упр. 201 на стр.117
ПОПРОБУЕМ сделать ВЫВОД.
- От чего зависит выбор гласной О или Е после шипящей в окончании имен прилагательных?
-Сравните склонение двух прилагательных в упр. 202.
- Прочитаем правило.
- Нашли ключ, который нам открыл ещё одну тайну русского языка.
- Самый внимательный, наверное, уже догадался, что мы похожее правило уже повторяли в начале урока.
- Кто помнит? (В окончании имён сущ. после шипящих и ц под ударением пишется – О, без ударения - Е)
-Можем мы сформулировать общее правило? (Слайд)
6. Игра «Корректор»
-Что вы узнали сейчас на уроке? (УЗНАЛИ новое о правописании О/Е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.)
- Я предлагаю вам составить и записать в грамматическую тетрадь следующую схему-проверку: СЛАЙД
Ц
Шип. (без ударения Е)
Сущ. Прилаг.
- Как думаете, что необходимо сделать дальше? (ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ в применении правила)
- Возьмите карточку №3 проведем игру «Корректор» СЛАЙД
- ВЫ в ПАРЕ должны найти и исправить ошибки в словосочетаниях.
Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено, чужей дом,настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое настроение.
- Проверка (ставим плюсы)
- Оценили свою работу по шкале успеха. Поднимите руки те пары, у которых не было ошибок.
- Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:
СЛАЙД
- Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.
- Какую цель ставили в начале урока? (Научиться писать окончания имен прилагательных)
- Достигли мы цели?
Рефлексия:
-Кто сможет объяснить написание окончаний имен прилагательных после шипящих и ц?
7. Домашнее задание. Стр.118, упр.203 СЛАЙД
КАРТОЧКА №1
Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и
« - » если утверждение неверно
1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие
2. Во всех существительных пишется ь :
кирпич…, мелоч…, ноч…
3. Под столиком – Д.п
4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о
КАРТОЧКА №2
(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.
(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.
КАРТОЧКА №1
Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и
« - » если утверждение неверно
1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие
2. Во всех существительных пишется ь :
кирпич…, мелоч…, ноч…
3. Под столиком – Д.п
4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о
КАРТОЧКА №2
(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.
(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.