kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.   «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»»



Тема: «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Класс: 4

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Цель: Формирование навыков правописания гласных о- е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Задачи:

1.Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

3.Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

УУД

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану, по алгоритму.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык »

Дополнительные: карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация

Ход урока

1. Настроились на работу на уроке.

Записали в тетради дату, классная работа.

- Над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков? Многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня же нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных, а пока повторим изученное.

  1. Начнем с языковой разминки. СЛАЙД

Сла..кий аромат цв..тов ра..пространился по комнат.. .

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, выполните синтаксический разбор предложения.

Словарная работа (знакомство с новым словом).

- В предложении вам встретилось слово АРОМАТ.

- Дайте толкование данного слова.

Аромат – 1. Душистый, приятный запах. (Аромат полей)

2. перен. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-нибудь. (Аромат молодости)

- Укажите грамматическое значение слова аромат (м.р., 2 скл., И.п.)

- Подберём однокоренные слова (учитель записывает слово на доске).

Аромат – ароматный, ароматно, ароматический, ароматичный, ароматично, ароматичность.

- Запишите слово ароматный в тетрадь, подберите к нему:

а) синонимы (душистый, приятный, пьянящий, волшебный),

б) антоним (зловонный),

  1. Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.


-Пока ребята работают индивидуально, мы проверим вашу грамотность

- Возьмите КАРТОЧКУ № 1

-Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и « - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие +СЛАЙД

2. Во всех существительных пишется ь :

кирпич…, мелоч…, ноч… -

3. Под столиком – Д.п -

4. В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о +

ПРОВЕРКА на СЛАДЕ

Проверяем 1 задание – ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО плюс, проверяем 2 задание – встали у кого - , проверяем 3 задание – поднимите руки у кого -, проверяем 4 задание, встали у кого +

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ ПО ШКАЛЕ УСПЕХА.

Встали те, у кого не было ошибок. Спасибо, молодцы.

- А, что нужно сделать тем, кто ошибался и отметка стоит ниже?

- Проверим работу остальных ребят. Какие правила правописания пришлось вспомнить? В чем были трудности? (Написание окончаний прил. после шипящих.)

4. Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

- Сформулируйте цель урока (На уроке должны научиться писать окончания имён прилагательных)

- А МЫ РАЗВЕ не умеем писать окончания имен прилагательных?

5. ПОВТОРИМ АЛГОРИТМ написания безударных окончаний имен прилагательных СЛАЙД

1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.

(При этом помним, что не всегда окончания вопроса и прилагательного совпадают)

ПРИМЕНИТЕ ваши знания о написании безударных окончаний прилагательных.

(ПРОВЕРКА на СЛАЙДЕ.)

ТЕ, кто справятся быстрее, могут выполнить дополнительное ЗАДАНИЕ – стр. 115, упр.197!

КАРТОЧКА № 2 СЛАЙД

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

ОЦЕНИЛИ себя по шкале успеха. Встали те, у кого отметка наверху. Кто ошибался 1-2 раза.

- Что нужно сделать ребятам, у кого отметка стоит ниже середины?

6. Открытие новых знаний

- Вспомним ТЕМУ УРОКА

- Как вы думаете, все ли мы узнали о правописании безударных окончаний имен прилагательных?

- В русском языке ещё ОЧЕНЬ много тайн, которых нам предстоит с вами открывать!

-Выполним упр. 201 на стр.117

ПОПРОБУЕМ сделать ВЫВОД.

- От чего зависит выбор гласной О или Е после шипящей в окончании имен прилагательных?

-Сравните склонение двух прилагательных в упр. 202.

- Прочитаем правило.

- Нашли ключ, который нам открыл ещё одну тайну русского языка.

- Самый внимательный, наверное, уже догадался, что мы похожее правило уже повторяли в начале урока.

- Кто помнит? (В окончании имён сущ. после шипящих и ц под ударением пишется – О, без ударения - Е)

-Можем мы сформулировать общее правило? (Слайд)

6. Игра «Корректор»

-Что вы узнали сейчас на уроке? (УЗНАЛИ новое о правописании О/Е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.)

- Я предлагаю вам составить и записать в грамматическую тетрадь следующую схему-проверку: СЛАЙД









Ц



Шип. (без ударения Е)

Сущ. Прилаг.

- Как думаете, что необходимо сделать дальше? (ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ в применении правила)

- Возьмите карточку №3 проведем игру «Корректор» СЛАЙД

- ВЫ в ПАРЕ должны найти и исправить ошибки в словосочетаниях.

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено, чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое настроение.

- Проверка (ставим плюсы)

- Оценили свою работу по шкале успеха. Поднимите руки те пары, у которых не было ошибок.

- Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих  в окончаниях прилагательных,  прочитайте стихотворение:

СЛАЙД

- Оно  поможет запомнить материал этого урока и правило.  

- Какую цель ставили в начале урока? (Научиться писать окончания имен прилагательных)

- Достигли мы цели?

Рефлексия:

-Кто сможет объяснить написание окончаний имен прилагательных после шипящих и ц?

7. Домашнее задание. Стр.118, упр.203 СЛАЙД



КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь :

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о



КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.



КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь :

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о



КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.
















Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.



Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.



Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.



Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.



Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.



















КАРТОЧКА №3


Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.



КАРТОЧКА №3


Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.



КАРТОЧКА №3


Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.



КАРТОЧКА №3


Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.



КАРТОЧКА №3


Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Автор: Шипунова Вера Дмитриевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства