развитие умения распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня;
ознакомление с алгоритмом определения приставки;
Характеристика деятельности учащихся:
Познавательные. Давать определение приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги.
Личностные. Применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные. Анализировать и классифицировать речевой материал, делать вывод по результатам анализа, делать выбор и объяснять его, выявлять причинно - следственные связи, строить логическое высказывание, осуществлять деловое сотрудничество с соблюдением правил коммуникации.
Тип урока: урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной.
Карточки.
Рабочие тетради «Блокноты детективов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Правописание приставок и предлогов»»
Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»
Цели урока:
развитие умения распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня;
ознакомление с алгоритмом определения приставки;
Характеристика деятельности учащихся:
Познавательные. Давать определение приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги.
Личностные. Применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные. Анализировать и классифицировать речевой материал, делать вывод по результатам анализа, делать выбор и объяснять его, выявлять причинно - следственные связи, строить логическое высказывание, осуществлять деловое сотрудничество с соблюдением правил коммуникации.
Тип урока: урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной.
Карточки.
Рабочие тетради «Блокноты детективов».
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, уважаемые гости и знатоки! Вы присутствуете на заседании клуба юных детективов.
Учитель: Известно ли вам, кого называют детективами?
Дети: Специалистов по расследованию.
Учитель: Какими еще словами - синонимами можно заменить данное название?
Дети: Агенты, сыщики.
Учитель: Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).
Учитель: Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.
В наш клуб прислали материалы для изучения дела. Неизвестные лица, которым удалось проникнуть в ваши тетради, вводят всех в заблуждение, путая свои следы и тщательно скрывая свои признаки.
Давайте вычислим вышеупомянутых неизвестных лиц.
Учитель: У вас на столах блокноты (тетради) детективов. Запишите дату нашего расследования.
Учитель: Ознакомьтесь с материалами дела.
У детей на столах тексты:
ОНА способна прикидываться частью корня самого слова, к которому она ПРИСТАВЛЕНА, часто придавая слову новые значения.
ОН жил в одном из городов Морфологии. Часто ссорился с обидчивыми словами, за что был удалён от всех слов. Все стараются теперь от него держаться на расстоянии.
Задание 1: подберите портреты, подходящие под описания.
Дети: Речь идёт о приставке и предлоге.
Учитель: Докажите, что речь идёт о приставке.
Учитель: Какие признаки предлога узнали? Что такое предлог?
Учитель: Что такое приставка?
Целеполагание.
Учитель: Почему в материалах дела указано, что данные лица вводят всех в заблуждение, путая свои следы и тщательно скрывая свои признаки?
Дети: Часто в письменных работах встречаются ошибки, так как трудно отличить приставку от предлога.
Учитель: Сформулируйте тему нашего расследования.
Учитель: Какие цели ставим перед расследованием? (ответы детей)
(научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой).
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Учитель: В наш клуб пришло письменное обращение. Ознакомьтесь.
Текст обращения:
- Уважаемые детективы, каждый раз выполняя письменную работу, я допускаю ошибки, потому что никак не могу понять, как складываются отношения приставки и предлога со словами? Пожалуйста, помогите!
Учитель: Ребята, выполните задания, которые вам предложены, и постарайтесь ответить на просьбу.
Работа в группах.
Карточка 1.
Вставь предлоги. Сделайте вывод о правописании предлогов.
Я живу____ городе, а моя сестра живёт ____ деревне.
Я учусь _____ третьем классе, а мой брат учится _____ институте.
Моя мама работает____ больнице, а папа работает ____ заводе.
Я люблю кататься ____коньках , а мой брат любит кататься_____ лыжах.
Карточка 2.
Допиши приставки. Сделайте вывод, как пишутся приставки со словами.
Ты любишь …гадывать загадки?
Ты хочешь …летать на воздушном шаре?
Куда ты …едешь летом?
Учитель: Как пишутся предлоги и приставки со словами? ( Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно, предлоги со словами пишутся отдельно).
Учитель: Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ.
Дети: Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой
Учитель: Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога?
Дети: Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.
В материалах содержится личное дело еще одного неизвестного лица. Внимание текст.
Называюсь самой живой частью речи, потому что обозначаю постоянное движение. Без меня невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое. Ни при каких обстоятельствах не желаю общаться с предлогом. Нахожусь с ним в ссоре.
Учитель: Обсудите, о какой части речи говорится в личном деле?
Карточка 3.
Мы (у)виделись (у)дачи,
(По)желали всем (у)дачи.
Учитель: Почему же глагол находится в ссоре с предлогом?
Карточка 4.
1. “Найди пару”, запиши словосочетания.
(на)шли
(по)гулял
(по)ехали
(по)парку
(по) дороге
(на)поляне
Учитель: С каким частями речи не употребляются предлоги?
Дети: Предлоги не употребляются с глаголами.
Учитель: Юные детективы, совершенно неожиданно может измениться ход нашего расследования. Сейчас поступило обращение от самих исследуемых.Дело в том, что они тоже нуждаются в помощи. Выбирая себе профессию, они никак не могут определиться, для чего же они служат. Поможем им?
Карточка5.
Пользуясь «колесом приставок» образуйте возможные слова от корней.
- плыл,
- шёл.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Каждая приставка имеет свой смысл. Приставки служат для образования новых слов.
Карточка 6.
«Я люблю»
Подберите предлоги:
Я люблю читать________ самолёты.
Я люблю рисовать мелками ______асфальте.
Я люблю путешествовать ________ поезде.
Я люблю рассказывать друзьям ______ роботов.
Учитель: Какой вывод можно сделать ?
Дети:Каждый предлог имеет свой смысл. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Физминутка (если в слове услышите приставку, то хлопайте в ладоши, а если предлог, то топайте).
Этап применения знаний и способов действий
Работа по учебнику. Упр 259 стр. 132.
Что вы можете сказать о приставке; о предлоге.
Карточка 7.
Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, мы изучили все материалы дела. Удалось ли нам распутать следы и найти отличительные признаки изучаемых объектов.
Составление кластера.
На доске находятся опоры:
часть слова
отдельное слово
отдельно
слитно
для связи слов в предложении
для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.
Учитель: Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно.
Учитель: Какие полученные на этом уроке сведения, показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей деятельности? (Ответы детей)
Домашнее задание: Написать мини- сочинение о зиме, выделить приставки и предлоги в словах.