Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формирование личности к способной творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения, мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Осознание ответственности за общее дело.
Нравственно-этическое оценивание собственной успешности выполнения задания.
Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха- не успеха в учебной деятельности.
Коммуникативые УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Познавательные УУД:
Анализирование, сравнение, выделение сходства и различия, опираясь на знания и жизненный опыт.
Постановка и формулирование проблемы после предварительного обсуждения. Построение логической цепи рассуждения. Использование знаково-символических средств. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепочки рассуждений. Умение применять новое знание, сравнивать, классифицировать. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Выполнение действий по алгоритму, перерабатывание полученной информации, делать выводы на основе обобщения знаний.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Использовать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельная, адекватная оценка правильности результатов действия, внесения необходимых корректив
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? Вы можете к ним прикоснуться? Зачем вам это нужно?
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать? (с повторения)
Мы знаем:
Дополни карточки. (Работа в группах)
В мире существует огромное количество __________. Чтобы назвать их, человек придумал _____________.
Имя существительное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____?
Существительные изменяются по ______. У них есть формы __________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___ склонения.
В мире существует огромное количество предметов. Чтобы назвать их, человек придумал существительные.
Имя существительное- часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Существительные изменяются по падежам. У них есть формы единственного и множественного числа. Склонение – изменение по падежам. Есть 3 склонения.
Определить склонение у существительных.
Около школ нашего города бригада отремонтировала дорогу.
Какое слово при определении склонения вас заставило задуматься. (Школ) Почему? (мн. ч.) Поработаем с этим словом.
Выявление места и причины затруднения.
Прочитайте слова:
школа школы
школы школ
школе школам
школу школы
школой школами
о школе о школах
–Что общего у слов первого столбика (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе).
–Что общего у слов второго столбика? (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе)
–Что происходит в первом столбике со словом школа? (изменяется по падежам, склоняется)
–Что происходит во втором столбике со словом школы? (изменяется по падежам, склоняется)
–Какая орфограмма есть в словах первого столбика? (безударные падежные окончания имён существительных единственного числа)
–Определите орфограмму в словах второго столбика. (безударные падежные окончания имён существительных множественного числа)
–Какой столбик вы просклоняете и напишите окончание без проблем? (первый)
–А что вам ещё не знакомо? (склонение и правописание окончаний во мн. ч.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
- Кто же прав?
- Сформулируйте тему урока?
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Задачи урока:
1. Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)
2. Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.
Физминутка.
5. Реализация построения проекта.
Работа по учебнику.
Упражнение 248-249 – письменно.
По каким признакам вы определили мн. ч. имён существительных?
Можно ли определить склонение имён существительных во мн. ч.? Как это сделать?
Упражнение 251.
Зафиксируем окончания имён существительных во множественном числе в нашей таблице (дети выполняют задание в группах в конспекте)
Вывод (таблица на экране, конспект): во множественном числе существительные изменяются по падежам, но не различаются по склонениям, имеют единые падежные окончания.
–Прочитаем их.
Название падежей
Окончания
Множественное число
Единственное число
1скл.
2 скл.
3 скл.
И.п.
-а –я
-о –е
-ы -и -а -я
Р.п.
-ы –и
-а -я
-и
-ов -ев –ей
Д.п.
-е
-у –ю
-и
-ам -ям
В.п.
-у –ю
-о -е
-ы -и -а -я -ей
Т.п.
-ой –ей (-ою –ею)
-ом -ем
-ю
-ами -ями
П.п.
-е
-е
-и
-ах -ях
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по теме урока.
Решим вторую задачу урока
На макушк_ берёзк_ кричал грач_ (орфограммы)
Над ив___ и лип___ кружились ворон_ (число, падеж)
–Допиши в предложениях окончания имён существительных.
–Что для этого нужно сделать? (1- при написании безударного окончания существительных в единственном числе определяем падеж, склонение; 2-при написании безударного окончания существительных во множественном числе определяем число, падеж)
2. Подчеркни имена существительные множественного числа с безударными окончаниями.
В цветах, с огородов, по карманам, из кабачков, на стульях, в орденах.
3. Спиши предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных.
На (ветка) (черёмуха) сидели (снегирь).
По (поляна) вьются узкие (ленточка) (тропинка).
Самооценка.
8. Включение в систему знаний и повторений
- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 131. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
- Прочитайте правило (про себя и вслух).
- Что узнали о склонении существительных во множественном числе?
Релаксация.
- Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники?
- Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому нельзя загрязнять водоёмы.
- А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка. Река. Звук журчащей воды.
- Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше.